Кружковая программа "Юный пешеход"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»
г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.
Дополнительная общеобразовательная программа
социально – педагогической направленности
«Юный пешеход»
для детей подготовительной группы № 6
Разработчик программы:
Т.А. Шайхатарова
г. Белебей 2021 года.
Содержание
- Целевой раздел ……………………………………………………….3
- Информационная карта……………………………………………….3
- Пояснительная записка …………………………………………….....4
- принципы и подходы к формированию программы
- характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста
-цели и задачи
- Предполагаемые результаты ………………………………………….5
- Педагогическая диагностика………………………………………….5
- Содержательный раздел ……………………………………………..7
- Методическое обеспечение …………………………………………..7
- Организационно- педагогическое обеспечение ……………………..7
- Материально –техническое обеспечение …………………………….9
- Планирование …………………………………………………………10
- Литература ……………………………………………………………14
- Целевой раздел
- Информационная карта
1. Место проведения : подготовительная группа № 6 МАДОУ детский сад № 23 «Светлячок» г. Белебей
2. Название программы : дополнительная общеобразовательная программа социально – педагогической направленности « Юный пешеход»
3 .Ф.И.О. , должность руководителей:
Шайхатарова Татьяна Александровна, воспитатель
Хрестина Евгения Андреевна, воспитатель
4. Тип программы: Социально – педагогической направленности.
5. Вид программы: Общеразвивающая
6. Направление деятельности: технической, естественнонаучной, физкультурно – спортивной, художественной, туристско – краеведческой, социально – педагогической.
мини – занятия ( дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д. )
7. Продолжительность освоения программой : 1 год (1 раз в неделю)
8. Количество участников : 21 чел.
9. Возраст участников : 6- 7 года
10. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
11. Продолжительность занятий 25– 30 мин.
Сроки работы кружка: с сентября 2021г. по май 2022г.
День : четверг – пятница
Время посещения кружка: с 15-30 до 16-00
Участники : дети группы № 6 «Ромашка», педагоги
1.2 Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах, и улицах.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Основные целевые ориентиры: Создать условия обеспечивающие процесс обучения детей правилам дорожного движения и формировать у них необходимые умения и навыки, выработать устойчивые привычки безопасного поведения, чтобы сохранить жизнь и здоровье детей.
Задачи:
Обучающие : Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном
движении по дороге.
Развивающие: - Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь
подключать знания, полученные на занятиях).
- Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности,
развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и
пространственной ориентации.
- Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
Воспитательные: - Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
- Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем
проигрывания проблемных ситуаций.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 25-30 минут ( четверг/ пятница )
Форма работы:
1.Беседы с применением наглядных пособий
2.Практическая работа
3.Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
- Предполагаемые результаты
Показателями результативности реализации программы «Юный пешеход»
- Познакомить детей со значениями слов: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор…
- Закрепить представление о различных видах транспорта, познакомятся с дорожными знаками, с правилами дорожного движения.
- Активизировать знания родители об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
- Сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Результаты работы: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм своими руками.
- Педагогическая диагностика
Уровни развития:
Высокий (3) – соответствует критериям диагностики
Средний (2) – отдельные компоненты не развиты
Низкий (1) - большинство компонентов не развиты
Уровень развития | Количество детей | % |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
№ Ф.И. ребёнка | Итог | ||||||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||
1 | Аллаярова Розалия | ||||||||||
2 | Ананьев Артём | ||||||||||
3 | Бахарева Регина | ||||||||||
4 | Бочков Лев | ||||||||||
5 | Голикова Дана | ||||||||||
6 | Захаров Игорь | ||||||||||
7 | Иванов Илья | ||||||||||
8 | Карабович Андрей | ||||||||||
9 | Лиснёв Роман | ||||||||||
10 | Назаров Артур | ||||||||||
11 | Петрова Елизавета | ||||||||||
12 | Петров Арсений | ||||||||||
13 | Проценко Артём | ||||||||||
14 | Романюк Тимофей | ||||||||||
15 | Титенко Маша | ||||||||||
16 | Филюшин Арсен | ||||||||||
17 | Филюшина Арианна | ||||||||||
18 | Шакуров Никита | ||||||||||
19 | Шарифуллина Малика | ||||||||||
20 | Шаяхметов Роман | ||||||||||
21 | Шевелёва Ангелина | ||||||||||
22 | |||||||||||
23 |
- Содержательный раздел
- Методическое обеспечение
При организации образовательного процесса все педагогические приемы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует , способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Формы и методы занятий.
Формы работы :
- Беседы с применением наглядных пособий
- Практическая работа
- Мини – занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т.д.)
Методы:
Методы, в которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
- Наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др. )
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
2.2 Организационно- педагогическое обеспечение
Требования к педагогическим кадрам дополнительного образования
Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование ( без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или высшее профессиональное образование ( без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы: от 2 до 5 лет; до 5 лет; от 5 до 10 лет; свыше 10 лет) или квалификационную категорию.
Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность Комплектует состав участников кружка, за который отвечает и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
Также педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, несёт ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье воспитанников. Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей детей, поддержка их развитию, формирование устойчивых и интересов и склонностей.
Помимо обычных педагогических задач он также призван развивать творческую сторону личности, способствовать духовному росту и углубленному процессу познания.
Все права и обязанности педагога дополнительного образования зафиксированы в Должностной инструкции педагога дополнительного образования, утверждённой заведующим МАДОУ.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:
повышение квалификации в рамках курсовой подготовки;
повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры- конкурсы.
Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов ДОУ городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях. Педагоги активно участвуют в работе городских методических объединений, представляя свой опыт работы.
2.3 Материально- техническое обеспечение
Оборудования для проведения наглядно – дидактический материал.
Средства, необходимые для реализации программы: создание предметно – развивающей среды в группе; разработка ООД, использование дополнительной методической литературы по реализации программы.
2.4 Планирование
Календарный учебный план по дополнительной общеобразовательной программе социально – педагогической направленности
«Юный пешеход» в МАДОУ Детский сад № 23 «Светлячок» на 2021- 2022 учебный год.
Название программы | Возраст детей | Количество ООД | Итого | |||||||||
В неделю | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||
«Юный пешеход » | 6-7 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 36 |
Перспективно – тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | «Дорога и ее элементы». Дидактическая Игра «Улица». | Цель: Сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица). «Основные части улицы». |
2 | Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». | Цель: Повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно. Учить детей ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно. | |
3 | Чтение худ. произведений С. Михалков «Моя улица», И. Серяков «Улица, где все спешат», О. Бедарев «Азбука безопасности». | Цель: Закреплять знания через художественное произведение о ПДД. | |
4 | Практическое упражнение: «Дружим мы со знаками», «Учимся правильно переходить дорогу», «Регулировщик». | Цель: Закреплять пройдённый материал. | |
Октябрь | 1 | «Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный)». Дидактическая игра: «Правила для пассажиров». | Цель: Закрепить знания о различных видах транспортных средств, безопасном поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках. |
2 | Беседа «Готовы ли мы стать пассажирами». | Цель: Рассказать детям об основных правилах поведения в транспорте. Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами, закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него. | |
3 | «Клуб пешеходов». Беседа «Для чего нужно знать и выполнять ПДД». | Цель: Учить детей знать и выполнять ПДД. Закреплять с детьми навыки правильно переходить улицу. | |
4 | Практическое упражнение (решение проблемных ситуаций): «Учимся правильно переходить дорогу». | Цель: Закреплять пройдённый материал. | |
Ноябрь | 1 | «Светофор». Дидактические игры «Уважайте светофор». | Цель: Закрепить и выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении, формировать положительное эмоциональное состояние детей. |
2 | Чтение художественных произведений А. Северный «Светофор», В. Кожевников «Светофор». | Цель: Закреплять знания через художественное произведение о ПДД. | |
3 | Ролевая игра «Светофор». | Цель: Учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. | |
4 | Рисование «Светофоры на улицах города». | Цель: Развивать художественно-эстетический вкус. | |
Декабрь | 1 | «Правила перехода проезжей части дороги». Дидактическая игра «Школа пешеходных наук». | Цель: Закреплять знания о правилах перехода улицы без помощников; о правилах поведения в общественном транспорте. Познакомить с понятием «двустороннее движение». |
2 | Дидактическая игра «Правила для пешеходов и пассажиров». | Цель: Познакомить с правилами для пешеходов и пассажиров. Закрепить с детьми понятия «водитель» и «пешеход». Формировать чувство ответственности за свою жизнь. | |
3 | Развлечение «Я пешеход». | Цель: Уточнить и расширить знания детей о правилах дорожного движения и о правилах пешеходов; формировать способности ориентироваться в пространстве, знания поведения на дороге. | |
4 | Практическое занятие «Грамотный пешеход». | Цель: Упражнять в умении решать противоречия экспериментальным путем. Развивать умение прогнозировать события. Закреплять знания о дорожном движении. | |
Январь | 1 | «Дорожные знаки». Дидактическая игра: «Изучение запрещающих знаков». | Цель: Познакомить детей с некоторыми запрещающими знаками, закрепить знания о ранее изученных |
2 | Дидактическая игра: «Предписывающие знаки» | Цель: Познакомить детей с предписывающими знаками и их характеристиками (форма, цвет); сравнить предписывающие и запрещающие знаки. | |
3 | Игра - викторина «Знаки на дорогах». | Цель: Определить, как дети усвоили правила безопасности движения, закрепить знания о сигналах светофора. Воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения. | |
4 | Конкурс «Знай дорожные знаки». | Цель: Отгадать нарисованный соответствующий знак. | |
Февраль | 1 | «Сигналы регулировщика». Дидактическая игра: «Светофор и регулировщик». | Цель: Уточнить знания детей о работе сотрудника ГИБДД (регулировщика), объяснить значение его жестов, учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора. |
2 | «Регулировщик и его работа». | Цель: Познакомить с работой регулировщика, научить показывать сигналы «Остановись», «Внимание», «Путь свободен» и действовать в соответствии с ними. | |
3 | Викторина: «Юные помощники инспектора ГИБДД». | Цель: Учить правильно переходить транспортных светофоров и их сигналах. | |
4 | Рисование «Регулировщик». | Цель: Развивать художественно-эстетический вкус, воображение, память. | |
Март | 1 | «Перекресток». Дидактическая игра: «Опасный перекресток». | Цель: Расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке, дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика, продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. |
2 | Практическая работа. Работа с макетом» Перекресток». | Цель: Дети передвигают макеты машин и фигурки пешеходов по улицам макета перекрестка в соответствии с сигналами светофора. | |
3 | Развлечение «Путешествие в город дорожных знаков». | Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках. | |
4 | ПДД загадки: «Отгадай дорожный знак». | Цель: Отвечать полным ответом. | |
Апрель | 1 | Практические игры по правилам дорожного движения. «Велосипед на улицах города». | Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, регламентирующими передвижение велосипедистов. Практические задания: работа с плакатами, иллюстрирующими передвижение велосипедистов. |
2 | Практическое упражнение: «Пешеходный переход». | Цель: Практические игры по правилам дорожного движения. | |
3 | Рисование детей и родителей на тему «Где нельзя играть на улице». | Цель: Закреплять представления детей об опасных и безопасных местах для игр во дворе. | |
4 | Развлечения «Сюрприз от Печкина». | Цель: Способствовать развитию осторожности внимания, осмотрительности, сосредоточенности, осуществлять физическое развитие детей. | |
Май | 1 | Практические игры по правилам дорожного движения. «Дорога в школу». | Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте, научить применять личный опыт в совместной игровой деятельности. |
2 | «Дорожная разметка». | Цель: Познакомить с видами дорожной разметки и многополосным движением. | |
3 | «Пешеход на улице». | Цель: Закреплять знания о ПДД, навыки поведения вне дома. | |
4 | 4.Практическая деятельность. Изготовление книжки - малышки «Дорожные знаки». | Цель: Закрепление знаний детей о дорожных знаках. |
Список используемой литературы:
1 Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство - Пресс». 2002
2 Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников».
Москва «Просвещение», 2000
3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение», 2004
4.Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014
5.Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград «Учитель»2013.
6.Баряева Л.А. «Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
7.Вдовиченко Л.А. «Ребенок дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт -Петербург «Детство - Пресс» 2011
8.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и
развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
9.Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного
возраста ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
10 Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013
11 Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного
движения». Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009
12Кобзева Т.Г.«Правила дошкольников». Волгоград «Учитель»2010
13 Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку». Москва «Скрипторий»
2007.14. Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей
дошкольного возраста». Москва Творческий Центр Сфера 2005
15 Черемшанцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
Волгоград. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа "Юный пешеход"
Проект кружковой работы....

Перспективный план кружковой работы с детьми 3- 4 лет по ПДД «Юный пешеход»
Перспективный план кружковой работы с детьми 3- 4 лет по ПДД....

Перспективный план кружковой работы по ПДД « Азбука пешехода»
Перспективный план кружковой работы по ПДД « Азбука пешехода» Старший дошкольный возраст...

Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Конспект открытого интегрированного занятия по кружковой работе «Азбука юного пешехода»/ «Любознательные факты»
Тема: «Любознательная «Азбука безопасности на дорогах» Возраст: 6-7 летИнтеграция образовательных областей:-Познавательное развитие;-Социально-коммуникативное развитие;-Худ...

Планирование кружковой деятельности по теме"Безопасность". "Школа пешеходов"
Планированиекружковой деятельности по теме "Безопасность". "Школа пешеходов"...

Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет
Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...