Кружковая работа "Юный пешеход"
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБ ДОУ «Детский сад № 252» Черноусова Д.В. _______ |
ПРОГРАММА
кружковой работы
«Юный пешеход»
для детей 6 - 7 лет
Автор: Тетерина Е.В.,
воспитатель
Пояснительная записка
Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность Программы связана с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность.
Новизна программы заключается в объединении традиционных методов обучения с ИКТ при обучении детей правилам дорожного движения.
Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства.
Цель: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные виды деятельности.
Задачи:
- формировать у детей умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге;
- прививать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге в любой дорожной ситуации;
- воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, культуру поведения на дороге.
Условия реализации Программы.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность, организованную в форме кружковой работы.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет, направлена на активизацию знаний дошкольников правил дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Срок реализации программы – 1 год. В программе заложен годовой цикл мероприятий – 36 для данной возрастной группы, которые проводятся 1 раз в неделю по продолжительности, соответствующей СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей 6-7 лет – 30 минут.
№ п/п | Возраст | Количество мероприятий в неделю | Количество мероприятий в год | Количество теоретических мероприятий | Количество практических мероприятий | Длительность одного мероприятия | Общее количество часов за год |
1 | Подготовительная группа | 4 | 36 | 11 | 25 | 30 мин. | 18 часов |
Принципы программы.
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Методы работы с дошкольниками:
наглядный метод;
словесный метод;
практический метод.
Формы работы с дошкольниками:
- просмотр презентаций;
- чтение художественной литературы;
- загадывание загадок;
- составление рассказов по мнемотаблицам;
- конструирование;
- подвижные игры;
- игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:
– расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
– сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
– умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
– повышение активности детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Формы подведения итогов реализации Программы:
- акция «За безопасность дорожного движения – все вместе!»;
- выставка творческих работ «Новые дорожные знаки!».
Учебно-тематический план
Подготовительная группа (6-7 лет)
Задачи воспитания:
Расширять знания о профессии «инспектор ГИБДД, регулировщик».
Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученных ранее.
Систематизировать знания о назначении дорожных знаков, их начертании и классификации.
Стимулировать умение применять правила в различных жизненных ситуациях.
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | СОДЕРЖАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЯ (ИКТ) | ||
всего | теорети- ческих занятий | практи- ческих занятий | ||||
1 | «Предупреждающие знаки» | 1 | 1 |
| Расширять знания дошкольников о предупреждающих знаках, активизировать знания о классификации дорожных знаков. | Презентация «Знаки на дорогах» |
2 | «Безопасные места для перехода дороги» | 1 | 1 |
| Формировать систему знаний о правилах перехода дороги, названии ее частей, стимулировать навыки безопасного поведения на дороге. | Презентация «Улицы нашего города» |
3 | С.Михалкова «Скверная история» | 1 |
| 1 | Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения. |
|
4 | «Макет города» | 1 |
| 1 | Формировать пространственное ориентирование, активизировать знания о родном городе. |
|
5 | «Предупреждающие дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания о предупреждающих дорожных знаках. | |
6 | «Стоп!», «Кто быстрее провезет автомобиль по дорожке?» | 1 |
| 1 | Стимулировать умение действовать в соответствии со значением дорожных знаков, развивать скорость реакции, внимание. |
|
7 | «Предупреждающие дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города. |
|
8 | С.Михалков «Шагая осторожно» | 1 |
| 1 | Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения |
|
9 | «Запрещающие дорожные знаки» | 1 | 1 |
| Расширять знания дошкольников о запрещающих знаках, активизировать знания о классификации дорожных знаков. | Презентация «Знаки на дорогах» |
10 | Загадывание загадок о предупреждающих и запрещающих дорожных знаках | 1 |
| 1 | Активизировать умение выделять характерные признаки объекта, систематизировать знания о классификации дорожных знаков. | |
11 | «Запрещающие дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания о запрещающих дорожных знаках. | |
12 | И.Серякова «Улица, где все спешат» | 1 | 1 |
| Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения |
|
13 | «Запрещающие дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города. |
|
14 | И.Серякова «Машина, которую рисовать научили» | 1 |
| 1 | Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения |
|
15 | Изготовление елочных игрушек с изображением дорожных знаков
| 1 |
| 1 | Закреплять знания дорожных знаков |
|
16 | Игровая ситуация «Путешествие деда Мороза» | 1 |
| 1 | Активизировать умение классифицировать предупреждающие и запрещающие дорожные знаки, развивать внимание. | |
17 | «Предписывающие дорожные знаки» | 1 | 1 |
| Расширять знания дошкольников о предписывающими дорожными знаками, формировать знания о классификации дорожных знаков | Презентация «Знаки на дорогах» |
18 | «Предписывающие дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания о предписывающих дорожных знаках | |
19 | С.Михалков «Бездельник светофор», Б.Житков «Светофор» | 1 |
| 1 | Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения. |
|
20 | «Предписывающие дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города. |
|
21 | «Самый быстрый», «Умный пешеход», «Зимняя дорога» | 1 |
| 1 | Стимулировать умение четко действовать по сигналу, соблюдать правила, развивать скорость реакции |
|
22 | Встреча с регулировщиком | 1 | 1 |
| Расширять знания о профессии регулировщика, развивать интерес к общению. |
|
23 | «Атрибуты регулировщика» | 1 |
| 1 | Активизировать знания о профессии регулировщика, упражнять в умении конструировать. |
|
24 | С.Михалков «Регулировщик» | 1 | 1 |
| Систематизировать знания о профессии регулировщика. |
|
25 | «Информацион-но-указательные дорожные знаки» | 1 | 1 |
| Расширять знания дошкольников об информационно-указательными дорожными знаками, формировать знания о классификации дорожных знаков | Презентация «Знаки на дорогах» |
26 | «Информационно-указательные дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания об информационно-указательных знаках. | |
27 | В.Семурина «Запрещается – разрешается!» | 1 | 1 |
| Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения | Презентация «Дорожные знаки» |
28 | «Информационно-указательные дорожные знаки» | 1 |
| 1 | Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города. |
|
29 | Загадывание загадок обо всех видах дорожных знаков | 1 |
| 1 | Систематизировать знания о дорожных знаках, активизировать умение классифицировать дорожные знаки. |
|
30 | И.Серяков «Ученый дружок» | 1 | 1 |
| Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения |
|
31 | Моделирование дорожных ситуаций | 1 |
| 1 | Стимулировать умение находить выход из опасных ситуаций, закреплять знания правил дорожного движения | |
32 | «Чья команда назовет больше дорожных знаков?» | 1 |
| 1 | Активизировать соревновательные способности, закреплять знание дорожных знаков. |
|
33 | «Знаки, регулирующие движение велосипедистов» | 1 | 1 |
| Расширять систему знаний о дорожных знаках. | Презентация «Знаки на дорогах» |
34 | «Расставь правильно знаки!» | 1 |
| 1 | Активизировать умение моделировать дорожное полотно, систематизировать знания ПДД. | |
35 | «Три цвета», «Не ошибись!», «Правила движения» | 1 |
| 1 | Стимулировать умение четко действовать по сигналу, соблюдать правила, развивать скорость реакции |
|
36 | «Затоки дороги!» | 1 |
| 1 | Активизировать соревновательные способности, систематизировать знания ПДД. |
|
| ВСЕГО | 36 | 11 | 25 |
| 7 |
Диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников по ПДД в ДОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой.
Фамилия, имя ребёнка: ______________________
Дата рождения: ______________________________
Дата обследования: ___________________________
Вопросы | Уровень | ||
| 1 | 2 | 3 |
Какой вид транспорта ты знаешь? |
|
|
|
Для чего нужен пассажирский транспорт? |
|
|
|
Где его ожидают люди? |
|
|
|
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте? |
|
|
|
Расскажи правила поведения в автобусе. |
|
|
|
Что такое перекрёсток? |
|
|
|
Кто контролирует движение? |
|
|
|
Что такое "зебра"? |
|
|
|
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД. |
|
|
|
На какие две части делится дорога? |
|
|
|
Расскажи правила перехода дороги. |
|
|
|
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? |
|
|
|
Где разрешается ездить на велосипеде? |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Осторожно, дети". |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходный переход". |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Пешеходная дорожка". |
|
|
|
Покажи дорожный знак "Велосипедное движение". |
|
|
|
Характеристика уровней |
|
|
|
Низкий уровень (I)– Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.
Средней уровень (II)– проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (III)– Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
Используемая литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
2. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
3. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.
4. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.
5. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
7. Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружковой работы с детьми 3- 4 лет по ПДД «Юный пешеход»
Перспективный план кружковой работы с детьми 3- 4 лет по ПДД....
Перспективный план кружковой работы по ПДД « Азбука пешехода»
Перспективный план кружковой работы по ПДД « Азбука пешехода» Старший дошкольный возраст...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Конспект открытого интегрированного занятия по кружковой работе «Азбука юного пешехода»/ «Любознательные факты»
Тема: «Любознательная «Азбука безопасности на дорогах» Возраст: 6-7 летИнтеграция образовательных областей:-Познавательное развитие;-Социально-коммуникативное развитие;-Худ...
Планирование кружковой деятельности по теме"Безопасность". "Школа пешеходов"
Планированиекружковой деятельности по теме "Безопасность". "Школа пешеходов"...
Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет
Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...
Сведения о качестве реализации методической разработки студийно - кружковой работы по ПДД «Школа юного пешехода»
Данная публикация содержит диагностическое обследование детей студийно-крудковой работы "Школа юного пешехода"....