Консультация для педагогов "Формирование навыков общения у дошкольников"
консультация

Давыдова Ирина Валерьевна

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_obshcheniya.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Общение как сложная и многогранная деятельность требует специальных знаний и умений, которыми человека овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительное, развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т. д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональный контакты. В этом контексте общения и его значения для развития личности - важная проблема научных исследований.

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомлённостью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования общения в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная В.В. Давыдовым, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д.Б. Эльконина и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность. 

В ряде исследований отмечается, что умение общаться способствует психическому развитию дошкольников (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А. Г. Рузская), влияет на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, А.Б. Эльконин).

Значение сформированности общения становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие общения - приоритетная основание обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования - необходимое условие успешности учебной деятельности, важнейшие направления социально личностного развития. 

Изменения отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям к гуманизации образовательного процесса. Личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии, направленные на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем, родителями, отношениями со сверстниками, деятельностью и достижением успеха в ней, культурой общения.

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержания коммуникативных умений, критерии и показателей их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, организацию деятельности детей вне занятий. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирование данных умений. 

Это противоречие, позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: как в современном ДОУ, в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям практики?

С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования «Формирования общения у детей до школьного возраста».

В исследование введено ограничение: мы рассматриваем проблему формирования общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры. Игра представляет собой условие воспроизведения её участниками реальной практической деятельности людей, создают ситуацию реального общения.

Проблеме развития общения старших дошкольников в игровой деятельности посвящено много исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении таких педагогов и психологов, как О.С. Гозман, И. С. Кона, Б. Ф. Ломова, Н.Н. Михайловой, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Это определяется еще и тем, что дошкольники проявляют более высокую потребность в общении, чем младшие школьники. Условия школьного обучения менее благоприятны, так как повышенное внимание к учебной деятельности, новая ситуация социального развития приводит к уменьшению личностных контактов. Кроме того, к этому возрасту дети приобретают способность произвольно управлять своим поведением, в стадии становления находятся все компоненты коммуникативной деятельности.

Процесс формирования общения мы не ограничиваем формами совместной взросло-детской (партнерской) деятельности (в их числе кружковые занятия и дидактические игры), поскольку конкретное содержание этих форм планируется педагогам с учетом интересов и потребностей детей и жестко не регламентировано позицией взрослого. Их выбор обусловлен также становлением формы общения: у дошкольника внеситуативно-деловой - со сверстниками и внеситуативно-личностной - со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина)....

Консультация для воспитателей "Значение режиссерской игры в развитии навыков общения у дошкольников"

Консультация для воспитателей раскрывает основные виды режиссерской игры, приемы руководства режиссерской игрой, а также значение этого типа игр в социально-коммуникативном развитии дошкольников....

Консультация "Система игровых упражнений на развитие навыков общения у дошкольников"

Предложенная консультация поможет педагогам спланировать свою работу по формированию речевой компетентности у дошкольника....