консультации для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений и навыков общения с дошкольниками»
консультация

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                Консультация для воспитателей

             «Формирование доброжелательных отношений

                    и навыков общения с дошкольниками»      

Одной из самых важных потребностей человека является потребность в общении, ведь вся его жизнь основывается на контакте с другими людьми.        Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Человек не может жить без общения с другими людьми, оно является источником его внимания и поддержки, партнёром по игре и труду, носителем знаний об окружающем мире и способах его познания.

Дошкольный возраст – ответственный период в воспитании ребёнка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают сложные взаимоотношения, влияющее на развитие его личности.

Формирование доброжелательных отношений между детьми является актуальным компонентом. Ведь на данном этапе происходит  объединение детей по физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям.

Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми. Очень часто у дошкольников можно увидеть высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, агрессивность является одной из наиболее встречающихся проблем в детском коллективе, что в свою очередь снижает возможности полноценного общения.

К трем - четырем годам ребенок должен уметь проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, откликаться на эмоции близких людей и друзей, делать попытки пожалеть сверстника, помочь в чём-либо.

Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их интересы, трудности. Постепенное осознание этого ребенком способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, тактичности, самоконтроля, сочувствия к сверстникам, умению выполнять основные требования взрослых.

В детском саду день ребенка наполнен различными делами и событиями.

Однако иногда это проходят мимо ребёнка, не вызывают у него эмоциональной отзывчивости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. формирование «нравственных отношений», с помощью которых он может «оценивать» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, а также подчинять своё поведение нравственным нормам.

Наблюдая за детьми во время их общения, можно часто наблюдать, что они не умеют играть дружно друг с другом, часто ссорятся, выясняют отношения.

Именно взрослый может оказать влияние для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно.

Мы должны научить наших детей:

  • Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
  • Будь внимательным к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
  • Будь вежливым, и у тебя будет много друзей!
  • Внимательно слушай другого, и ты сможешь узнать много нового!
  • Умей ставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!

Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, например:

  • хочешь играть, попроси разрешения;
  • если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
  • играя, думай, чем помочь товарищам;
  • если предложение товарища интереснее, поддержи его;
  • будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;
  • относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
  • не ссорься, если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;
  • внимательно выслушивай всех участников;
  • не требуй для себя все время главных ролей;
  • будь справедливым в игре;
  • если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним.

Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.

Педагогу необходимо создать благоприятные условия для формирования дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к младшим, уважительного отношения к пожилым людям.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

  • создание эмоционально-положительного климата в группе;
  • моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, можно использовать все доступные формы и методы работы:

  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • развлечения;
  • организация выставок детского творчества;
  • метод проектов и др.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи. В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия.

Каждый взрослый требует от ребенка выполнять то, что он считает нужным. Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, способствует развитию нравственных начал. Поэтому, необходима высокая требовательность к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Формирование устной речи и навыков общения у дошкольников".

Эта консультация расскрывает более подробно одну из образовательных областей - это речевое развитие, как средство общения и культуры. Мы говорим об основных направлениях работы по развитию речи детей....

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»

Консультация для воспитателей«Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»...

Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности»...

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»

В данном материале рассматривается проблема формирования детских взаимоотношений путем организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. ...

Консультация для педагогов. «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников 4-5 лет»

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...