консультации для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений и навыков общения с дошкольниками»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Формирование доброжелательных отношений
и навыков общения с дошкольниками»
Одной из самых важных потребностей человека является потребность в общении, ведь вся его жизнь основывается на контакте с другими людьми. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Человек не может жить без общения с другими людьми, оно является источником его внимания и поддержки, партнёром по игре и труду, носителем знаний об окружающем мире и способах его познания.
Дошкольный возраст – ответственный период в воспитании ребёнка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают сложные взаимоотношения, влияющее на развитие его личности.
Формирование доброжелательных отношений между детьми является актуальным компонентом. Ведь на данном этапе происходит объединение детей по физическим и умственным возможностям, интересам, представлениям, умениям, склонностям, предпочтениям.
Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми. Очень часто у дошкольников можно увидеть высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, агрессивность является одной из наиболее встречающихся проблем в детском коллективе, что в свою очередь снижает возможности полноценного общения.
К трем - четырем годам ребенок должен уметь проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, откликаться на эмоции близких людей и друзей, делать попытки пожалеть сверстника, помочь в чём-либо.
Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их интересы, трудности. Постепенное осознание этого ребенком способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, тактичности, самоконтроля, сочувствия к сверстникам, умению выполнять основные требования взрослых.
В детском саду день ребенка наполнен различными делами и событиями.
Однако иногда это проходят мимо ребёнка, не вызывают у него эмоциональной отзывчивости. Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. формирование «нравственных отношений», с помощью которых он может «оценивать» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, а также подчинять своё поведение нравственным нормам.
Наблюдая за детьми во время их общения, можно часто наблюдать, что они не умеют играть дружно друг с другом, часто ссорятся, выясняют отношения.
Именно взрослый может оказать влияние для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно.
Мы должны научить наших детей:
- Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
- Будь внимательным к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
- Будь вежливым, и у тебя будет много друзей!
- Внимательно слушай другого, и ты сможешь узнать много нового!
- Умей ставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, например:
- хочешь играть, попроси разрешения;
- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;
- играя, думай, чем помочь товарищам;
- если предложение товарища интереснее, поддержи его;
- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;
- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;
- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо;
- внимательно выслушивай всех участников;
- не требуй для себя все время главных ролей;
- будь справедливым в игре;
- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним.
Зная эти правила, дети сами научатся оценивать отрицательные поступки сверстников, а, впоследствии, и свои.
Педагогу необходимо создать благоприятные условия для формирования дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к младшим, уважительного отношения к пожилым людям.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, можно использовать все доступные формы и методы работы:
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
- непосредственно образовательная деятельность;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
- беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- развлечения;
- организация выставок детского творчества;
- метод проектов и др.
Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи. В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия.
Каждый взрослый требует от ребенка выполнять то, что он считает нужным. Немаловажное условие развитие доброжелательности и других нравственных качеств – это пример взрослых. Внимательное, доброе отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в играх, способствует развитию нравственных начал. Поэтому, необходима высокая требовательность к себе как образцу проявления гуманистического стиля отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов "Формирование устной речи и навыков общения у дошкольников".
Эта консультация расскрывает более подробно одну из образовательных областей - это речевое развитие, как средство общения и культуры. Мы говорим об основных направлениях работы по развитию речи детей....
консультация на тему: « Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»;
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»
Консультация для воспитателей«Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»...
Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."
Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...
Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности»
Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности»...
Консультация для воспитателей«Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»
В данном материале рассматривается проблема формирования детских взаимоотношений путем организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. ...
Консультация для педагогов. «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников 4-5 лет»
В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго тре...