Коммуникативные игры для развития коммуникативных способностей дошкольников
консультация

Давыдова Ирина Валерьевна

Проблема общения и взаимодействия личностей - одна из ведущих очень важных в современном обществе. Многие родители желают, чтобы их ребенок рос любознательным, общительным и контактным. Секрет успешного общения - в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры для развития коммуникативных способностей дошкольников

Проблема общения и взаимодействия личностей - одна из ведущих очень важных в современном обществе. Многие родители желают, чтобы их ребенок рос любознательным, общительным и контактным. Секрет успешного общения - в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте.

Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный, динамичный? Как разбудить в них интерес к миру и самим себе? Как заставить душу трудиться? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Как научить их общаться друг с другом?

Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра - ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками и взрослыми.

При работе с детьми мы используем коммуникативные игры, которые помогают развивать коммуникативные способности детей и доброжелательные отношения между ними.

Коммуникативные игры — это совместная деятельность детей, способ самовыражения взаимного сотрудничества, где партнеры находятся на равных, стараются учитывать интересы и способности друг друга. Детские переживания радости вместе со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистичное отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешное решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Система работы по развитию коммуникативных способностей представляет собой игры и упражнения, которые можно разделить на 4 блока. Работа по этим блокам затрагивает основные сферы социального общения с самим собой, со сверстниками, с окружающими.

1 блок «Я сам»

Игры, вызывающие общие положительные эмоции: «Гномик»,  «Колобок», «Чудесный сундучок», телесные игры: «Это я»,  «Ласковый мелок», «Солнечные лучики», самомассажи: «Ладошки», «Лисонька».

Игры, позволяющие познакомиться, узнать друг друга. Эти игры развивают самооценку ребенка, уверенность в себе, способствует развитию представления себе.

2 блок «Я и мои друзья»

Игры, позволяющие действовать группой: «Давайте поиграем», «Дракон», игры в кругу: «Передай другому», «Клоун Тяп-ляп», «Пушинка», «Живая картинка».

3 блок «Наши чувства»

Игры, знакомящиеся со способами невербального общения: «До свидания – здравствуйте», «Слоник»; игры, способствующие овладению правил поведения: «Здравствуйте», «Утреннее приветствие».

В ходе таких игр дети более доступно выражают себя в общении, называют свои чувства, понимают чувства других.

4 блок «Я и культура общения»

Игры, направленные на формирование норм социального поведения: «Давай поговорим», «Мир без тебя», «Я принес тебе подарок»

Хочется отметить, что дети с удовольствием участвуют в играх, их можно проводить в течение всего дня (утром перед образовательной деятельностью, во время нее, на физкультминутках, прогулках, в совместной деятельности и, конечно, в вечернее время). При подготовке к игре обязательно следует учитывать личностные особенности каждого ребенка. Играя с детьми следить, чтобы каждый мог проявить себя. Стараться обеспечить успех в играх малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это помогает привести к изменению их позиции и служит эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Использование коммуникативных игр в работе развивает навыки общения не только с детьми, но и их родителями. Дети дома привлекают к играм мам и пап, приносят в копилку «Интересных игр» новые игры, которые проводят сами.

Таким образом, подобранная система позволила нашим воспитанникам сблизиться, лучше узнать друг друга. Они продуктивно общаются, проявляют заботу о сверстниках и внимание к ним. В группе сложился эмоционально положительный микроклимат. У детей развиты средства невербальной коммуникации: мимика, жесты, пантомима. Они с помощью выразительных движений и речи отражают эмоциональное состояние друг друга.

Коммуникативные игры помогли раскрыть творческий потенциал моих воспитанников и сделать их более общительными.

Предлагаем вашему вниманию примеры игр.

«Волшебное перо» (с 3 лет)

Описание: это поэтичная игра, дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Она укрепляет привязанность каждого ребенка к вам как ведущему группы. Дети охотно разрешают прикасаться к себе необычным способом. Каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания.

Игра развивает телесное сознание детей, в особенности их тактильное восприятие.

Оборудование: большое перо, также можно использовать кончики пальцев.

Воспитатель. Сядьте в круг на пол, у меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь и его прикосновения подарит вам бодрость и веселье.

Я поочерёдно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки.

Не открывая глаз, ребенок должен дотронуться указательным пальцем, до того места, которого коснулась перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.

Примечание. Играю в первый раз ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить, ты почти попал. Затем укажите ему правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая. Работая со старшими дошкольниками, через некоторое время вы можете доверить волшебное перо одному из них или нескольким детям.

«Путешествующий шарик» (с 3 лет)

Описание: используемый в игре цветной воздушный шар, притягивает внимание детей, помогает тренировать чувство расстояния. Игра сплачивает группу.

Оборудование: надутый воздушный шар средней величины, инструментальная музыка. 

Воспитатель. Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик». Сядьте тесным кругом на пол. Как только я включу музыку, начинайте передавать друг другу воздушный шарик, пока он не пройдёт круг.

Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Снова передавайте шарик по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он делает ещё один круг. Это уже немного сложнее. Опять сдвиньтесь немного назад и сделайте круг еще шире. Ложитесь на живот, вытяните ноги, руки и снова передавайте шарик по кругу. Не бросайте его соседу, а передавайте. Вы чувствуете, как шарик заставляет вас тянуться?

Примечание. Дайте кругу расширится так, чтобы дети всё ещё могли передавать шарик. Для детей постарше - от 4 до 5 лет - хорошо провести другой вариант этой игры. Дети начинают игру, сидя спиной к центру круга. Круг должен увеличиваться медленнее, а в третий раз, чтобы передавать шарик, дети могут лечь на спину.

«Макароны» (с 3 лет)

Описание: это короткое и приятное расслабляющее упражнение, которое очень нравится детям.

Воспитатель. Встаньте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы - пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту и макароны начну вариться.

Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли.

Дети медленно опускаются на пол, расслабляя мышцы.

А когда я крикну «Кетчуп!», вы должны снова встать, осмотреть свои ладони руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные.

«Сбрось усталость» (с 5 лет)

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость и напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что это такое.

Дети стоят широко, расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед-назад. по сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом.

«Король» (с 5 лет)

Подготовка: воспитатель спрашивает: «Кто из вас, когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает король? А какие неприятности? Вы знаете, чем добры король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не всегда, конечно, только на время игры.

Один из детей становится королем, все остальные слуги и должны делать все, что приказывает король. Он же не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть детей, но может позволить себе многое, например, чтобы его носили на руках, кланялись, подавали питье и т. д.

«Зеркало» (с 5 лет) 

Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.

После игры воспитатель обсуждает с детьми: к»Какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще? В каких случаях было легче или труднее копировать образец?».

«Радио» (с 5 лет)

Дети садятся в круг. 

Воспитатель (садится спиной группе). Внимание, внимание! Потерялся ребенок.

Воспитатель подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду.

Пусть он подойдет к диктору.

Детям внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Солнышко» (с 5 лет)

Воспитатель поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладонь на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.

«Комплименты» (с 5 лет)

Правил - не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу, что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик (сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».

«Колпачки» (с 6 лет)

Воспитатели раздают участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (по желанию) и при этом говорить: «Здравствуйте»; отвечать при приёме колпачка: «Мне очень приятно». Руками колпачки трогать запрещается.

«Хор животных» (с 6-7 лет)

Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами, а звуками, издаваемыми животными, изображёнными на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му!» Затем можно включиться ведущему и гостям (родители, педагоги), поющим как котята» «Мяу-мяу-мяу!» Воспитатель по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: «Поём все вместе», и общий ход животных заканчивает песню. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

мастер-класс для воспитателей " Музыкально- дидактические игры на развитие творческих способностей дошкольников"

Использование дидактических игры способствует укреплению  психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Музыкально-дидактические игры воздействую...

Музыкаьно-дидактические игры: Приоритет развития творческих способностей дошкольников в условиях ФГОС ДО

Презентация для музыкальных руководителей МДОУ в условиях внедрения ФГОС....

Музыкаьно-дидактические игры: Приоритет развития творческих способностей дошкольников в условиях ФГОС ДО

Презентация для музыкальных руководителей МДОУ в условиях внедрения ФГОС....

"Музыкально - дидактические игры для развития музыкальных способностей дошкольников"

Каждый ребенок талантлив от природы.  Игры картотеки помогут ему узнать немного больше....

консультация для воспитателей "Коммуникативные игры в развитии нравственных качеств дошкольника"

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...