Доклад на тему «Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ»
методическая разработка
Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми
в условиях ДОУ»
Что такое гиперактивность?
"Гипер. ” - (от греч. Hyper — над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенный, деятельный”.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.
Однако, чтобы организовать и построить работу с гиперактивными детьми правильно и грамотно, необходимо четко разграничить две категории гиперактивных детей. Именно от этого зависит, какие формы и методы работы необходимо применять.
Следует различать два понятия, такие как: гиперактивность и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).
Гиперактивность и СДВГ : что это?
Гиперактивность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это два взаимосвязанных понятия, которые относятся к особенностям поведения и развития детей.
Гиперактивность - это состояние, характеризующееся избыточной активностью, импульсивностью и трудностями с концентрацией внимания. Дети с гиперактивностью часто проявляют чрезмерную двигательную активность, им сложно сидеть на месте, они постоянно находятся в движении. Такое поведение может мешать обучению и социальной адаптации.
Основные симптомы гиперактивности включают:
- Чрезмерную подвижность и беспокойство.
- Невозможность долго сосредотачиваться на одном занятии.
- Проблемы с выполнением инструкций и правил.
- Импульсивное поведение.
Гиперактивность может проявляться как самостоятельное состояние, но также она часто сочетается с другими нарушениями, такими как СДВГ.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это неврологическое расстройство, которое характеризуется тремя основными симптомами: дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослой жизни.
Шпаргалка для воспитателей или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
Работа с гиперактивными детьми в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Основные принципы работы с гиперактивными детьми основываются на создании условий, способствующих их успешной социализации, развитию и обучению. Рассмотрим основные аспекты такой работы.
1. Создание комфортной образовательной среды. Рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы минимизировать отвлекающие факторы. Например, можно использовать перегородки или ширмы для разделения группового пространства.
Четкое соблюдение режима дня помогает гиперактивным детям чувствовать себя увереннее и лучше ориентироваться в течение дня.
Использование визуальных подсказок: Карточки с изображениями или символами могут помочь детям лучше понимать последовательность действий и соблюдать правила.
2. Индивидуальный подход. Индивидуальная программа развития, разработанная с учетом потребностей конкретного ребенка, такая программа должна включать дополнительные занятия, направленные на развитие концентрации внимания, самоконтроля и социальных навыков.
Воспитатели должны уделять особое внимание индивидуальным нуждам гиперактивных детей, предоставляя им больше времени на выполнение заданий и предлагая разнообразные формы подачи материала.
3. Психолого-педагогическая поддержка. Регулярные консультации с психологом помогут определить сильные и слабые стороны ребенка, а также разработать стратегию коррекции поведения.
Игровые техники, направленные на развитие навыков саморегуляции и общения, могут значительно улучшить поведение гиперактивных детей.
Совместная работа с семьей: Важна тесная связь между образовательным учреждением и родителями. Совместные усилия педагогов и родителей способствуют более эффективной коррекции поведения ребенка.
4. Применение педагогических технологий. Использование игр для развития внимания, памяти и моторики. Рисование, лепка и другие виды художественного творчества помогают детям выразить свои эмоции и снять напряжение. Музыка может оказывать успокаивающее воздействие и помогать сосредоточиться.
5. Социальная адаптация. Важно развивать у гиперактивных детей навыки общения и взаимодействия с другими детьми. Групповые игры и проекты способствуют этому процессу. Моделирование различных жизненных ситуаций помогает детям научиться адекватно реагировать на возникающие проблемы.
Работа с гиперактивными детьми требует терпения, профессионализма и творческого подхода. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть соответствующим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад- презентация на тему: «Психолого-педагогическая компетентность педагогов-как основа успешного и эффективного взаимодействия с семьями воспитанников»
ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, воспитывающими детей с ОВЗ...

Доклад на тему:"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ".
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ....

Доклад на методическом объединении психологов ДОУ Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящимися под опекой».
Докладна методическом объединении психологов ДОУТема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящимися под опекой»....

Доклад на тему "Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога"
Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической техн...

ДОКЛАД в рамках РМО педагогов-психологов ДОУ Истринского муниципального округа на тему: «Психолого-педагогическое просвещение и психоэмоциональная профилактика педагогических коллективов ДОУ»
В статье «Правда о «выгорании» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентирова...

Доклад на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР».
Тяжелые нарушения речи у детей - это серьезная проблема, которая затрудняет их общение и обучение. Дети с такими нарушениями нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке, чтобы достичь о...

Из опыта работы. Тема: "Психолого - педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Вопросы организации исследовательской деятельности детей являются в настоящее время очень важными и значимыми. Современному обществу нужны люди, облада...