Доклад на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР».
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Тяжелые нарушения речи у детей - это серьезная проблема, которая затрудняет их общение и обучение. Дети с такими нарушениями нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке, чтобы достичь оптимальных результатов в развитии речи и интеграции в общество. В данном докладе мы рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тяжелые нарушения речи - это состояние, при котором дети испытывают серьезные трудности в произношении звуков, формировании слов и выражении своих мыслей на родном языке. Это может быть вызвано различными причинами, включая органические, неврологические и психологические факторы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_ovz_-_kopiya.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР».
Выполнила :
Озянькина А.Л.
Город Нижний Новгород 2023 год
Введение
Тяжелые нарушения речи у детей - это серьезная проблема, которая затрудняет их общение и обучение. Дети с такими нарушениями нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке, чтобы достичь оптимальных результатов в развитии речи и интеграции в общество. В данном докладе мы рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи.
Определение тяжелых нарушений речи
Тяжелые нарушения речи - это состояние, при котором дети испытывают серьезные трудности в произношении звуков, формировании слов и выражении своих мыслей на родном языке. Это может быть вызвано различными причинами, включая органические, неврологические и психологические факторы.
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи:
- У детей с нарушением речи отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности.
2. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.
3. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.
5. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную
работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
6. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
7. Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития.
8.При исправлении речевых нарушений родители должны помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу).
9. Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
10. Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания.
11. Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.
12. Часто дети, имеющие нарушение речи или задержку формирования речевых навыков, испытывают трудности при овладении письмом и чтением. Для таких детей должны быть созданы специальные условия для работы не только внутри школы, но и дома.
13. Нарушение режима коррекционных занятий приводит к их неэффективности.
Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются
- гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.
- церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
- синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития.
Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми с ТНР
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать: речевые недостатки, психологические и возрастные возможности детей данной категории. Осуществляя работу, воспитатель, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же должен уделять внимание:
Становлению и развитию у детей игровой деятельности;
Развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;
Совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
Развитию у детей пальцевой моторики;
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие у детей игровой деятельности.
Заключение
Тяжелые нарушения речи у детей представляют серьезную проблему, требующую специальной психолого-педагогической поддержки. Важно помнить, что дети с такими нарушениями могут развивать свою речь при помощи систематических педагогических занятий и подходов. Подходы, такие как индивидуальное обучение и помощь в общении, могут помочь детям с тяжелыми нарушениями речи успешно интегрироваться в общество и достигать успеха.
Используемая литература
1. Васильева Т.А. Психолого-педагогическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2010 г.
2. Байдак М.М. Понятный мир ребенка с тяжелыми нарушениями речи. - СПб.: Учитель, 2015 г.
3. Козлова Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Владос, 2018 г.
4. Яковлева Н. Г. Психологическая помошь дошкольнику. - СПб.: Валери
СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.-112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ".
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ....
Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».
Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...
Доклад на тему "Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога"
Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической техн...
Консультация для педагогов на тему: "Психолого-педагогические условия адаптации детей к ДОУ"
Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые. Начало посещения детского сада - это не только новые условия жизни и деятельности, режима и питания, - но и новые контакты, окружение, новые...
Консультация для педагогов на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста»
Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает пространство, самостоятельно входит в контакт с п...
Консультация педагогов на тему: «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый ...