Консультация для педагогов "Прогулка как важнейший компонент в организации двигательной и познавательной активности дошкольников"
методическая разработка

Тарасова Елена Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего доклада: «Прогулка как важнейший компонент в организации двигательной и познавательной активности дошкольников»

Почему я решила поговорить о прогулке? Казалось бы, что тут особенного? Воспитатель вывел детей на закрепленную площадку для прогулки, они дышат свежим воздухом, наслаждаются красотой окружающей природы. И больше как бы ничего не происходит. К сожалению, некоторые родители именно так и думают.

Однако, СанПиН отводит достаточно длительный промежуток времени для прогулки в режиме дня. Дневная и вечерняя прогулка в общей сложности должна составлять 4 часа. В зависимости от времени года и погодных условий, её время можно увеличить или сократить. Так, например, в летнее время вечернюю прогулку в детском саду можно увеличить на 15-30 минут. В зимнее время, наоборот, можно сократить время пребывания на улице до получаса и утром, и вечером.

Для того, чтобы детки могли развиваться всесторонне, в нашем детском саду  для каждой возрастной группы выделен свой участок, на котором определены места, подходящие  для подвижных игр, для творчества, для игры в песок. Также, на площадке обязательно имеются приспособления для развития движений и спортивных занятий. Для жаркой и дождливой погоды площадка оборудована беседками, где можно переждать непогоду. Кроме этого, на прогулку воспитатели  выносят игрушки в соответствии с планом работы.

Все это позволяет сделать пребывание наших воспитанников на прогулке насыщенным не  только в двигательной, но и познавательной деятельности.

А эта деятельность может быть самой разнообразной в любое время года.

Для деток младшего возраста будут интересны более активные игры, а вот для тех, кто постарше, могут быть тематические прогулки, познавательные и развивающие. Для того, чтобы детки с большим интересом собирались на улицу, воспитатель может заранее озвучить тему, рассказать о том, чем они будут заниматься.

Каждая прогулка структурирована по определенному плану: самостоятельная двигательно-игровая деятельность, подвижные игры, познавательно-исследовательская деятельность, организованная физкультурная разминка, наблюдения за явлениями природы и погоды, трудовая деятельность.

Одна из известных педагогов Н. К. Крупская считала, что природа – это первый воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы.

В процессе организации прогулок помимо формирования физического развития у ребенка развиваются познавательные интересы. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.

Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей; обогащают детские этические представления. Во время наблюдения ребёнок учится анализировать и сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности, у него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

Очень познавательны и интересны для ребенка и целевые прогулки. Они способствуют развитию познавательных интересов у дошкольников.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Так как наш детский сад расположен в центре села, то мы имеем очень хорошие возможности для проведения целевых прогулок и экскурсий. Это и прогулки в парк им. Рублева, и к памятным местам воинской славы, и экскурсии в районный краеведческий музей, и в библиотеку, и даже службу спасения МЧС.

          Красота и многообразие природы в любое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, исследовать, говорить.

Во время прогулок мы рассматриваем  окружающую нас природу, а именно: деревья, цветы, травку, жучков, птиц, животных… Беседуем  о явлениях природы – идёт снег, дождь, светит солнце, дует ветер и т. д.

Процесс приобщения малыша к природе стараемся  осуществлять в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное настроение, удивление от узнавания нового и радость от первых успехов. Наши воспитанники с удовольствием  проводят различные опыты с водой, песком,  наблюдают и ухаживают за цветами. В завершении прогулки дети обязательно собирают игровой материал и наводят порядок на площадке.

У ребят развиваются такие качества, как трудолюбие, доброта и забота об окружающем нас мире.

Всякий раз инициатива детей поощряется, достижением  ими положительного результата.

На прогулках дети непосредственно воспринимают природные объекты и явления.

Что, прежде всего, интересно малышу на улице? Погода! Ее состояние и постоянные изменения. Тепло или холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер.  

Каждый сезон по-своему прекрасен! Осень – унылая пора! Очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…»

Время расцвечивания листьев и листопада – красивое и удивительное явление в жизни природы.

Ребенку предлагается положить листочек на ладошку. «Большой он или маленький? Да, правильно, большой. Больше ладошки, всю ее закрыл. Нравится тебе листик? И мне нравится, он очень красивый. А какого он цвета?».

Дети собирают листочки и составляют из них букет. При наблюдениях используем стихи:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Листья под ногой шуршат,

Скоро голый будет сад.

Наблюдения мы обязательно сочетаем с разнообразными играми. Дети с удовольствием делают шапочки из собранных листьев, весной плетут венки из первоцветов.

С похолоданием обращаем  внимание малышей на то, что цветов на клумбе все меньше и меньше: «Им холодно, они завяли».

Дети наблюдают за воробьями, голубями, воронами, которые остаются с нами в холодное время. Понимают,  что птиц зимой нужно покормить, насыпать им зернышек. Для этого мы совместно с родителями изготавливаем кормушки и развешиваем их не только на территории детского сада, но и в парке.  Наблюдаем, как улетают стаи птиц в теплые края. Малыши любят подражать птичкам. Поэтому мы играем с ними в подвижные игры. «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках» (птички летают и клюют).

Зима – это время холода и мороза, коротких дней, и ослепительного снега. Идет снег, он приносит тишину. Во время снегопада малыши наблюдают, что снег белый, очень красивый.

       Белый снег пушистый

       В воздухе кружится,

       И на землю тихо

       Падает, ложится.

       Вместе с детьми рассматриваются снежинки на одежде. Их много - много! Они белые, холодные!

       Снег пушистый, серебристый

       Мягким стелется ковром.

       И снежинки, как пушинки,

       Вьются весело кругом.

       Ребята убеждаются сами, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. А на земле они не таят, и образуют много снега, сугробы.

       В теплую погоду дети узнают, что снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек (снеговика, колобка и др.)

        «У меня в руке снежок, я слепила пирожок».

       Обращаем  внимание  детей на то, что снег пушистый, сухой, рассыпается (подбрасываем  его лопаткой вверх, из такого снега лепить нельзя).

       Малыши любят принимать посильное участие в работе по уборке снега на участке, расчищают дорожку.

       В зимнее время деревья и кусты стоят голые, без листьев. Ребятам предлагается отыскать дерево, выделить у него ствол, ветки (ствол один, веток много). Дети третьего года жизни уже распознают зеленую елочку и белоствольную березу, которые отчетливо выделяются на фоне белого снега. Проводятся игры: «Раз, два, три, елочку найди!», «Раз, два, три, к березе беги!».

        Зимой педагог заботится о том, чтобы малыши заботились о птицах, кормили их. Поэтому на каждую прогулку мы берем  корм для них,  кладем его  в кормушку. Малыши наблюдают за птицами. «Вы заметили, какие птицы прилетают к нашей кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотрите, клюют ли они корм?».

       Предлагаем  рассмотреть внешний вид птиц, сравнить их по величине:  Кто больше – воробей или голубь?  Ведется наблюдение за поведением птиц и дети отличают: одни храбрые, а другие пугливые. Дети наблюдают за  действиями  птиц:  клюют корм, летают, прыгают, ходят. А затем сами начинают с удовольствием бегать, подпрыгивать, имитируя движения птиц.

       Весна – особое время года, торжество света и тепла, большой воды и первой зелени.

       С потеплением ребята наблюдают за таянием снега, появлением первой зеленой травы, зеленых листочков на деревьях и кустах, птицами  и насекомыми.  Малыши узнают, что солнышко стало греть сильнее, светит ярко, потеплело.

 

       Обсуждаем  с детьми, почему они сменили шубки, теплую одежду  и обувь на более легкую.

       Нравятся малышам искать первые весенние цветочки: мать-и-мачеху, позже – одуванчики.

«Ах, какие красивые желтые цветы!» Мы не только любуемся красотой растений, но и рассматриваем их.

       Одуванчик золотой –

       Цветик милый и простой.

       Он сидит среди травы,

       Средь зеленой муравы

       Прямо к солнышку лицом.

       Постоянно приучаем  детей бережно относиться к природе: не топтать траву, не рвать цветы.

      И вот,  наконец, долгожданное лето!  Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, правильного отношения ко всему живому и для разнообразной двигательной активности, ведь легкая летняя одежда совсем не стесняет никаких движений.

   Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, которых раньше они рассматривали только на картинках и фотографиях.

   Таким образом,  талантливый педагог  всегда придумает множество интересных совместных занятий с детьми. Желаю вам успеха в поиске интересного досуга для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Зарядка - один из важных компонентов режима двигательной активности ребёнка.

Утренняя зарядка благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние....

Консультация для воспитателей "Адвент - календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольников"

   В системе физического, интеллектуального, трудового, эстетического и нравственного воспитания дошкольников ведущее место занимает игра. Она способствует повышению жизненного тонуса...

Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников.

Детское экспериментирование как важнейшее средство развития познавательной активности дошкольниковС самого рождения дети начинают исследовать окружающий мир. У ребёнка дошкольного возраста э...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Консультация для педагогов "Флешмоб как новая форма организации двигательной активности дошкольников"

В консультации раскрыты особенности организации и проведения детского танцевального флешмоба, перечислены мероприятия с участием детей, где составной частью является флешмоб.Танцевальный флешмоб спосо...

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Консультация для педагогов на тему: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....

Консультация «Нерекомендуемые упражнения или что важно знать, при организации двигательной деятельности дошкольника»

Организованные физкультурные занятия, свободная двигательная деятельность, все это позволяет ребёнку познать мир, развить его психические процессы.Чем больше количество разнообразных движени...