Конспекты
план-конспект занятия

Чернышова Алёна Алексеевна

Конспекты по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Занятие 1 по грамоте в старшей группе .

Тема: « В мире звуков»

Цель: познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук,

            познакомить с прописями.

Материал: прописи, карандаши.

                                 Ход.

  1. Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.

Есть в стране вообразили городок под названием Звукинск. Живут в этом городке необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать.

Одни жители умеют петь. Они поют вот так: « ААА!», «ООО!», «УУУ», «ИИИ». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

  1. Игра « Угадай гласные».

Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.

  1. В городке Звукинске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей- согласные звуки.

А согласные -  согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

  1. Игра « Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный то – приседают.

  Занятие № 2 по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «А».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова), дать понятие, что звук «а» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Матеиал: прописи, карандаши.

                                       Ход.

1.Весёлые стихи.

«Андрейка, Алёшка, Антон и Артём – все вместе, друзья, гулять мы пойдём.»

- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении

 2. Скороговорка. 

«Алёша Алине сигнал подаёт

Алина услышит -  Алёшу найдёт».

3. Пословица.

«Аккуратность человека красит».

4.Игра « Кто больше?». Придумать слова в которых звук «а» был бы в начале слова.

5. Игра «Топай – хлопай».Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает.

                                               Физкультминутка.

-Аист, аист длинноногий,                                Снова правою ногой,

Покажи домой дорогу.                                    Снова левою ногой.    

- Топай правою ногой,                                      После правою ногой,

Топай левою ногой.                                           После левою ногой,

                                                                                Вот тогда придёшь домой.

6.Игра « Доскажи словечко».

                                        Есть одна игра для вас:

                                        Я прочту стихи сейчас.

                                        Я начну, а вы кончайте,

                                         Хором дружно добавляйте.

Чтоб тебя я повёз,                                                    Всех на свете он добрей,

Мне не нужен овёс.                                                 Лечит он больных зверей,

Накорми меня бензином,                                      И однажды бегемота

На копытца дай резины,                                         Вытащил он из болота.

И тогда, поднявши пыль,                                        Он известен, знаменит.

Побежит…..( автомобиль).                                      Это доктор….( Айболит).

                                         Сладок он ,друзья, на вкус,

                                          А зовут его …..( Арбуз).

7.Загадки.

Не летает , не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька ( автомашина)

                        Посмотрите, дом стоит,

                        До краёв водой налит,

                        В этом домике жильцы-

                        Все умелые пловцы. ( Аквариум).

                                               Лежит на грядке

                                               Круглый, зелёный, гладкий,

                                               Внутри красный,

                                                На вкус сладкий. ( Арбуз).

  Занятие № 3 по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Е».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «е» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                                     

                                   Ход.

  1. Весёлые стихи.

Енот не станет есть, пока

Его еда не мыта

Ему помощница  - река:

Еду полощет, трёт слегка,

А после – ест досыта.

Енот – любитель чистоты,

Немытого не ест…А ты?

                                               В. Лунин

    Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

  1. Скороговорки.

Еле – еле Лена ела, есть из лени не хотела.

  1. Поговорка.

Мели, Емеля, твоя неделя.

  1. Игра « Кто внимательный?»

Каких вы знаете животных, начинающихся на звук «е»? ( ежи, еноты).

Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на звук «е».

  1. Игра « Доскажи словечко».

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван…( ежевика)

                     Ну и платье: сплошь иголки.

                     Его носят вечно…(ёлки).

                               Добродушен, деловит,

                               Весь иголками покрыт.

                                Слышишь топот шустрых ножек?

                                 Это наш приятель…(ёжик).

                                                        За рекой они росли.

                                                        Их на праздник привезли,

                                                        На веточках – иголки.

                                                        Кто же это?...( ёлки).

  1. Игра « Буква потерялась».

Вставить пропущенные буквы в слова: …рш,…жик,…лка.

  1. Загадки.

По тропинке идёт, лес на спинке несёт.( ёж).

Лесной портной, не шьёт сорочек на иглах он несёт грибочек. (ёж)

Зимой и летом одним цветом. ( ель).

2 часть. Работа в прописях.

  Занятие № 4 по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «И».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «и» гласный звук. Развивать представление о многообразии слов. Знакомство с термином « слово», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                                         Ход.

  1. Весёлые стихи.

                             Иней лёг на ветки ели

                              Иглы за ночь побелели.

                                                                      С. Маршак.

Индюк по городу идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая-

Индюшка расписная.

Какой звук здесь встречается чаще всего?

  1. Скороговорка

Испекла Иришка                          Нравятся коврижки

Куклам по коврижке.                  Гришке и Маришке.

  1. Пословица.

Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.

  1. Игра « Доскажи словечко».

Не колючий, светло – синий,

По кустам развешан… ( иней).

                      В узкий глазок вдета тонкая нитка

                      И поплыла за корабликом прытко.

                      Шьёт, зашивает и колется колко,

                      А называют кораблик…( иголка).

                                                Гордый, важный, пышный, статный,

                                                 В оперении нарядном:

                                                 Синий, жёлтый, красный круг-

                                                  Распустил свой хвост…( индюк).

  1. Загадки.

Неразлучные подружки

Вечно ходят друг за дружкой

Будут ровными следы-

Их похвалят за труды. ( иголка и нитка).

                              Рогатая, хвостатая,

                              Рогом проткнёт, хвостом починит. ( иголка и нитка).

                                                    Всегда на всех

                                                    Надут, как мех. ( индюк).

  1. Игра « Назови игрушку» .За каждое названное слово ребёнок получает фишку.

 

 Занятие №  5  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «О».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «о» гласный звук. Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                             Ход.

  1. Весёлые стихи.

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает

Одно только жаль – облетает.

                     Облако, облако,

                      Шёрстка колечками,

                      Очень ты, облако,

                       Схоже с овечками.

                                                                   В. Лунин.

2. Скороговорка.

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.  

3.Пословица.

Работой до поту, так и поешь в охоту.

4.Игра « Кто внимательный?»

Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.

5.Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, в которых звук «о» расположен в начале ( отдых, орех…). В конце ( кольцо, молоко, сито).

6.Игра « Доскажи словечко».

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?...( огурцы).

                                    Шубу тёплую в колечках

                                    Носит тихая…( овечка).

                                                             Апельсины и бананы

                                                             Очень любят…( обезьяны).

                                                                         Стройный, быстрый,

                                                                         Рога ветвисты,

                                                                         Пасётся весь день.

                                                                          Кто же это?...( олень).

6.Игра «Буква потерялась».

Найдите потерявшуюся букву. –сы, -кна, - куни.

7.Загадки.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. ( облака).

                               Не моторы, а шумят

                               Не пилоты, а летят,

                               Не змеи, а жалят.( осы).

                                                 Пришла без красок и без кисти

                                                 И перекрасила все листья. ( осень).

  1. Измерение протяжённости слов хлопками. (машина, сыр, каша, малина…)

     

     

   Занятие №  6  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «У».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «у» гласный звук, совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость ( длинные и короткие слова), развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                                      Ход.

  1. Весёлые стихи.

Устала утка на пруду

Учить своих утят

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

« Ну что из них получится!»

                                 В. Лунин.

2. Пословицы.

1)Умный себя винит, глупый – своего товарища.

2) Умел ошибаться, умей и поправляться.

3.Скороговорка.

У быка губа туга была!

4.Чистоговорки.

Уа-уа- в коляске плачет детвора.

Ау- ау- кто потерялся не пойму.

Ух-ух-ух- накалился наш утюг

Уч-уч-уч- светит в окна солнца луч.

5.Игра « Кто внимательный?»

1) найдите одинаковый звук в словах: автобус, утюг, лук, улитка, груша.

2) поднимите руку если услышите звук «у» в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

3) определите позицию звука «у» в словах: зубы, утка, наука, глобус, кенгуру.

6.Игра « Кто больше?»

 Придумайте слова со звуком «у» в начале, в середине.

7.Игра « Доскажи словечко»

Вот пришла и осень,

И придут метели,

И с прощальным криком

Птицы…( улетели).

                                 Я осла узнаю сам

                                 По его большим…( ушам).

                                                         Динь-динь-динь- звенит звонок

                                                          Начинается…( урок).

                                                                          У кошки детки- котята,

                                                                           А как зовут деток у утки?...( утята).

8.Игра « Наоборот»

Подберите антонимы, начинающиеся со звук «у», к словам: красивый-…( уродливый), широкий-…( узкий), невезучий-…( удачливый), вечер-…( утро), грусть-…( улыбка).

  1. Загадки.

Что за палка- в воду бросай,

Рыбу с крючка скорей вынимай.( удочка).

                       На дорожку вышли рожки.

                       Вы не будете бодать?

                       Я потрогал их немножко,

                       Рожки спрятались опять. ( улитка)

  1. Измерение протяжённости слов хлопками ( зима, санки,горка…)

         

      Занятие №  7  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Ы».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «Ы» гласный звук. Знакомство с термином « слог», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

Материал: прописи, карандаши.

                           Ход.

1.Весёлые стихи.

Сказала буква Ы уныло:

- Я в слове сыр, и в слове мыло,

И в слове рысь, и в слове тыл…

Дым из трубы весь день валил.

Какой звук чаще всего здесь встречается?

2.Скороговорка « Мама Милу мыла с мылом,

                                   Мила мыло не любила».

3.Игра « Кто внимательный?»

Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?

4.Игра « Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком «ы» в середине.

5.Игра «Слоговой аукцион».

Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок , поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. Например: лы(жи), мы(ло),сы(рок),тык(ва),малы(ши).

6.Игра «Один-много»

Образуйте множественное число от слов: лев- (львы),шарф, зонт. стол,пол,сыр.

7.Загадки.

В воде она живёт

Нет клюва, а клюёт. (рыба).

                            Сама крошка, боится кошки,

                             Под полом живёт, туда всё несёт.(мышь)

                                                             Явился в жёлтой шубке

                                                              - прощайте, две скорлупки! ( цыплёнок).

                                                                            Пыль увижу-заворчу,

                                                                            Заворчу и проглочу. ( пылесос).

  1. На фланелеграфе выставлены предметные картинки, дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах.

              Занятие №  8  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Э».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «э» гласный звук. Развивать умение определять количество слогов в словах. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

                           Ход.

  1. Весёлые стихи.

Эхо слышно тут и там –

Эхо ходит по горам.

-Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: «Да,да,да!

Какой звук здесь встречается чаще всего?

          2.Игра « Кто внимательный?»

1. Найдите одинаковый звук в словах: экскаватор, экран, эскимо, этажерка.

2. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук «э» в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щётка, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

           3.Игра « Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов со звуком «э».

4.Игра « Доскажи словечко».

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество,

Это….( электричество).

                            На лучинке, в бумажке,

                            В шоколадной рубашке,

                            В руки просится само.

                            Что же это?...( эскимо).

                                                        Угукало, агакало,

                                                        Аукало и плакало,

                                                        И рассыпалось смехом,

                                                         И называлось…(эхом).

  1. Загадки.

Провела я солнце

За своё оконце

К потолку подвесила.

Стало дома весело. ( электролампочка)

                       В тёмном бору, за любою сосною.

                       Прячется дивное диво лесное.

                       Крикни «ау» - и оно отзовётся

                       Захохочи и оно рассмеётся. (эхо).

                                       К нам во двор забрался крот,

                                       Роет землю у ворот.

                                       Тонна в рот земли войдёт,

                                       Если крот раскроет рот. ( экскаватор).

  1. Дети называют животных и измеряют количество слогов в них.

    Занятие №  9  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Ю».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «ю» гласный звук, развивать умение делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

                                Ход.

  1. Весёлые стихи.

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юрка очень утомился-

Целый день юлой крутился.

Какой звук  здесь встречается чаще всего?

  1. Пословицы и поговорки

Любишь кататься – люби и саночки возить.

            Юла возле Юльки крутится, поёт,

            Юле и юре спать не даёт.

  1. Игра «Кто внимательный?»
  1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юркий.
  2. Хлопните в ладоши, если услышите звук «ю» в словах : ёлка, Эдик, Юля, юмор, улица.
  1. Игра « Кто больше?»

Придумайте слова, начинающиеся со звука « ю».

  1. Игра « Доскажи словечко».

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица, музыкальная….( юла).

               На прогулку вышел хряк,

               Постоял и в лужу – бряк.

               Сам доволен: -Хрю – хрю – хрюк,

               Хорошо, что я без…( брюк).

  1. Загадки

        Пока верчусь, я не тужу,

        Кружу – жужжу, жужжу –кружу. ( юла).

  1. Деление одно, двух, трёхсложные слова

         

      Занятие №  10  по грамоте в старшей группе.

Тема:  Звук «Я».

Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «я» гласный звук, продолжать учить детей делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.

                                                      Ход.

  1. Весёлые стихи.

На фуражке моряка

Виден он издалека

И горит, как огонёк,

Золотистый якорёк.

                       Собирали ягоды и вели мы счёт:

                       Ягоду – в кружку, две ягоды – в рот.

                                    Ястреб ягод не клюёт,

                                    Ястреб тетерева ждёт.

  1. Пословицы и поговорки.

Язык болтает – рукам мешает.

На языке мёд , под языком лёд.

  1. Скороговорки.

Ящерка на ящике

Яблоки на ярмарку

В ящике везла.

  1. Чистоговорки.

Ял-ял-ял- кисель полезный, в нём крахмал.

Яр-яр-яр- сделал стол и стул столяр.

  1. Игра « Слоговое лото».

 Составьте слова из слогов : яб, бя, ля, мя  ( яблоко, ребята, земля, знамя).

  1. Игра « Доскажи словечко».

Бык, могучий великан,

В детстве был телёнком,

Толстый увалень баран –

Тоненьким…( ягнёнком).

                         Вчера погода была ненастной,

                         А сегодня на улице…( ясно).

  1. Загадки.

Может и разбиться,

Может и свариться.

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.  ( яйцо).

                   Если б не было его,

                   Не сказал бы ничего. ( язык).

                                  Само с кулачок,

                                  Красный бочок.

                                  Тронешь пальцем – гладко.

                                  А откусишь – сладко. ( яблоко).

  1. Деление одно, двух, трёх, четырёхсложных слов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....