Конспекты
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Занятие 1 по грамоте в старшей группе .
Тема: « В мире звуков»
Цель: познакомить с понятием «звук», гласный «звук», согласный «звук,
познакомить с прописями.
Материал: прописи, карандаши.
Ход.
- Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.
Есть в стране вообразили городок под названием Звукинск. Живут в этом городке необычные жители- звуки. Они – невидимки. Хотя они не видимые, но их можно услышать.
Одни жители умеют петь. Они поют вот так: « ААА!», «ООО!», «УУУ», «ИИИ». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Игра « Угадай гласные».
Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.
- В городке Звукинске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей- согласные звуки.
А согласные - согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
- Игра « Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный то – приседают.
Занятие № 2 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «А».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова), дать понятие, что звук «а» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Матеиал: прописи, карандаши.
Ход.
1.Весёлые стихи.
«Андрейка, Алёшка, Антон и Артём – все вместе, друзья, гулять мы пойдём.»
- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении
2. Скороговорка.
«Алёша Алине сигнал подаёт
Алина услышит - Алёшу найдёт».
3. Пословица.
«Аккуратность человека красит».
4.Игра « Кто больше?». Придумать слова в которых звук «а» был бы в начале слова.
5. Игра «Топай – хлопай».Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает.
Физкультминутка.
-Аист, аист длинноногий, Снова правою ногой,
Покажи домой дорогу. Снова левою ногой.
- Топай правою ногой, После правою ногой,
Топай левою ногой. После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
6.Игра « Доскажи словечко».
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.
Чтоб тебя я повёз, Всех на свете он добрей,
Мне не нужен овёс. Лечит он больных зверей,
Накорми меня бензином, И однажды бегемота
На копытца дай резины, Вытащил он из болота.
И тогда, поднявши пыль, Он известен, знаменит.
Побежит…..( автомобиль). Это доктор….( Айболит).
Сладок он ,друзья, на вкус,
А зовут его …..( Арбуз).
7.Загадки.
Не летает , не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька ( автомашина)
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
В этом домике жильцы-
Все умелые пловцы. ( Аквариум).
Лежит на грядке
Круглый, зелёный, гладкий,
Внутри красный,
На вкус сладкий. ( Арбуз).
Занятие № 3 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «Е».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «е» гласный звук, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Материал: прописи, карандаши.
Ход.
- Весёлые стихи.
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта
Ему помощница - река:
Еду полощет, трёт слегка,
А после – ест досыта.
Енот – любитель чистоты,
Немытого не ест…А ты?
В. Лунин
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
- Скороговорки.
Еле – еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Поговорка.
Мели, Емеля, твоя неделя.
- Игра « Кто внимательный?»
Каких вы знаете животных, начинающихся на звук «е»? ( ежи, еноты).
Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на звук «е».
- Игра « Доскажи словечко».
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках будто ёж,
Вот и назван…( ежевика)
Ну и платье: сплошь иголки.
Его носят вечно…(ёлки).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ёжик).
За рекой они росли.
Их на праздник привезли,
На веточках – иголки.
Кто же это?...( ёлки).
- Игра « Буква потерялась».
Вставить пропущенные буквы в слова: …рш,…жик,…лка.
- Загадки.
По тропинке идёт, лес на спинке несёт.( ёж).
Лесной портной, не шьёт сорочек на иглах он несёт грибочек. (ёж)
Зимой и летом одним цветом. ( ель).
2 часть. Работа в прописях.
Занятие № 4 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «И».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «и» гласный звук. Развивать представление о многообразии слов. Знакомство с термином « слово», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Материал: прописи, карандаши.
Ход.
- Весёлые стихи.
Иней лёг на ветки ели
Иглы за ночь побелели.
С. Маршак.
Индюк по городу идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая-
Индюшка расписная.
Какой звук здесь встречается чаще всего?
- Скороговорка
Испекла Иришка Нравятся коврижки
Куклам по коврижке. Гришке и Маришке.
- Пословица.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
- Игра « Доскажи словечко».
Не колючий, светло – синий,
По кустам развешан… ( иней).
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик…( иголка).
Гордый, важный, пышный, статный,
В оперении нарядном:
Синий, жёлтый, красный круг-
Распустил свой хвост…( индюк).
- Загадки.
Неразлучные подружки
Вечно ходят друг за дружкой
Будут ровными следы-
Их похвалят за труды. ( иголка и нитка).
Рогатая, хвостатая,
Рогом проткнёт, хвостом починит. ( иголка и нитка).
Всегда на всех
Надут, как мех. ( индюк).
- Игра « Назови игрушку» .За каждое названное слово ребёнок получает фишку.
Занятие № 5 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «О».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «о» гласный звук. Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Материал: прописи, карандаши.
Ход.
- Весёлые стихи.
Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает
Одно только жаль – облетает.
Облако, облако,
Шёрстка колечками,
Очень ты, облако,
Схоже с овечками.
В. Лунин.
2. Скороговорка.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
3.Пословица.
Работой до поту, так и поешь в охоту.
4.Игра « Кто внимательный?»
Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, пальто, осы, ноги.
5.Игра « Кто больше?»
Придумайте слова, в которых звук «о» расположен в начале ( отдых, орех…). В конце ( кольцо, молоко, сито).
6.Игра « Доскажи словечко».
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?...( огурцы).
Шубу тёплую в колечках
Носит тихая…( овечка).
Апельсины и бананы
Очень любят…( обезьяны).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто же это?...( олень).
6.Игра «Буква потерялась».
Найдите потерявшуюся букву. –сы, -кна, - куни.
7.Загадки.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. ( облака).
Не моторы, а шумят
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.( осы).
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. ( осень).
- Измерение протяжённости слов хлопками. (машина, сыр, каша, малина…)
Занятие № 6 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «У».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «у» гласный звук, совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость ( длинные и короткие слова), развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Материал: прописи, карандаши.
Ход.
- Весёлые стихи.
Устала утка на пруду
Учить своих утят
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
« Ну что из них получится!»
В. Лунин.
2. Пословицы.
1)Умный себя винит, глупый – своего товарища.
2) Умел ошибаться, умей и поправляться.
3.Скороговорка.
У быка губа туга была!
4.Чистоговорки.
Уа-уа- в коляске плачет детвора.
Ау- ау- кто потерялся не пойму.
Ух-ух-ух- накалился наш утюг
Уч-уч-уч- светит в окна солнца луч.
5.Игра « Кто внимательный?»
1) найдите одинаковый звук в словах: автобус, утюг, лук, улитка, груша.
2) поднимите руку если услышите звук «у» в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
3) определите позицию звука «у» в словах: зубы, утка, наука, глобус, кенгуру.
6.Игра « Кто больше?»
Придумайте слова со звуком «у» в начале, в середине.
7.Игра « Доскажи словечко»
Вот пришла и осень,
И придут метели,
И с прощальным криком
Птицы…( улетели).
Я осла узнаю сам
По его большим…( ушам).
Динь-динь-динь- звенит звонок
Начинается…( урок).
У кошки детки- котята,
А как зовут деток у утки?...( утята).
8.Игра « Наоборот»
Подберите антонимы, начинающиеся со звук «у», к словам: красивый-…( уродливый), широкий-…( узкий), невезучий-…( удачливый), вечер-…( утро), грусть-…( улыбка).
- Загадки.
Что за палка- в воду бросай,
Рыбу с крючка скорей вынимай.( удочка).
На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. ( улитка)
- Измерение протяжённости слов хлопками ( зима, санки,горка…)
Занятие № 7 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «Ы».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «Ы» гласный звук. Знакомство с термином « слог», развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Материал: прописи, карандаши.
Ход.
1.Весёлые стихи.
Сказала буква Ы уныло:
- Я в слове сыр, и в слове мыло,
И в слове рысь, и в слове тыл…
Дым из трубы весь день валил.
Какой звук чаще всего здесь встречается?
2.Скороговорка « Мама Милу мыла с мылом,
Мила мыло не любила».
3.Игра « Кто внимательный?»
Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?
4.Игра « Кто больше?»
Назовите как можно больше слов со звуком «ы» в середине.
5.Игра «Слоговой аукцион».
Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок , поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. Например: лы(жи), мы(ло),сы(рок),тык(ва),малы(ши).
6.Игра «Один-много»
Образуйте множественное число от слов: лев- (львы),шарф, зонт. стол,пол,сыр.
7.Загадки.
В воде она живёт
Нет клюва, а клюёт. (рыба).
Сама крошка, боится кошки,
Под полом живёт, туда всё несёт.(мышь)
Явился в жёлтой шубке
- прощайте, две скорлупки! ( цыплёнок).
Пыль увижу-заворчу,
Заворчу и проглочу. ( пылесос).
- На фланелеграфе выставлены предметные картинки, дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах.
Занятие № 8 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «Э».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «э» гласный звук. Развивать умение определять количество слогов в словах. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Ход.
- Весёлые стихи.
Эхо слышно тут и там –
Эхо ходит по горам.
-Эхо, спустишься сюда?
Эхо тихо: «Да,да,да!
Какой звук здесь встречается чаще всего?
2.Игра « Кто внимательный?»
1. Найдите одинаковый звук в словах: экскаватор, экран, эскимо, этажерка.
2. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук «э» в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щётка, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.
3.Игра « Кто больше?»
Придумайте как можно больше слов со звуком «э».
4.Игра « Доскажи словечко».
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это….( электричество).
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?...( эскимо).
Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось…(эхом).
- Загадки.
Провела я солнце
За своё оконце
К потолку подвесила.
Стало дома весело. ( электролампочка)
В тёмном бору, за любою сосною.
Прячется дивное диво лесное.
Крикни «ау» - и оно отзовётся
Захохочи и оно рассмеётся. (эхо).
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот. ( экскаватор).
- Дети называют животных и измеряют количество слогов в них.
Занятие № 9 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «Ю».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «ю» гласный звук, развивать умение делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Ход.
- Весёлые стихи.
Юра только сел на стул,
Ножки свесил и заснул.
Юрка очень утомился-
Целый день юлой крутился.
Какой звук здесь встречается чаще всего?
- Пословицы и поговорки
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Юла возле Юльки крутится, поёт,
Юле и юре спать не даёт.
- Игра «Кто внимательный?»
- Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юркий.
- Хлопните в ладоши, если услышите звук «ю» в словах : ёлка, Эдик, Юля, юмор, улица.
- Игра « Кто больше?»
Придумайте слова, начинающиеся со звука « ю».
- Игра « Доскажи словечко».
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пёстрой юбке танцовщица, музыкальная….( юла).
На прогулку вышел хряк,
Постоял и в лужу – бряк.
Сам доволен: -Хрю – хрю – хрюк,
Хорошо, что я без…( брюк).
- Загадки
Пока верчусь, я не тужу,
Кружу – жужжу, жужжу –кружу. ( юла).
- Деление одно, двух, трёхсложные слова
Занятие № 10 по грамоте в старшей группе.
Тема: Звук «Я».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком ( в начале слова, в середине слова), дать понятие, что звук «я» гласный звук, продолжать учить детей делить слова на слоги, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Ход.
- Весёлые стихи.
На фуражке моряка
Виден он издалека
И горит, как огонёк,
Золотистый якорёк.
Собирали ягоды и вели мы счёт:
Ягоду – в кружку, две ягоды – в рот.
Ястреб ягод не клюёт,
Ястреб тетерева ждёт.
- Пословицы и поговорки.
Язык болтает – рукам мешает.
На языке мёд , под языком лёд.
- Скороговорки.
Ящерка на ящике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.
- Чистоговорки.
Ял-ял-ял- кисель полезный, в нём крахмал.
Яр-яр-яр- сделал стол и стул столяр.
- Игра « Слоговое лото».
Составьте слова из слогов : яб, бя, ля, мя ( яблоко, ребята, земля, знамя).
- Игра « Доскажи словечко».
Бык, могучий великан,
В детстве был телёнком,
Толстый увалень баран –
Тоненьким…( ягнёнком).
Вчера погода была ненастной,
А сегодня на улице…( ясно).
- Загадки.
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. ( яйцо).
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. ( язык).
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко.
А откусишь – сладко. ( яблоко).
- Деление одно, двух, трёх, четырёхсложных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....