"Использование нейропсихологических приемов в работе учителя - логопеда" отчет по самообразованию
статья (старшая группа)
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию по теме «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда.
Слайд 1.
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей.
Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей вызывает не просто интерес профессионалов, оно шокирует. Специалисты констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество леворуких детей. Поэтому нужно оценивать здоровье и психический статус детей по-новому. Изменился мир, и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях, которые поступают к нам в логопедическую группу. И поэтому, приоритетным направлением в своей работе я определила направление с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с нарушениями речи – нейропсихологический подход.
Слайд 2
Автор метода замещающего онтогенеза Анна Владимировна Семенович пишет: "Последствия ядерных испытаний, появление новых средств связи, информационных технологий, применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консервантов, лекарственных препаратов, изменение электромагнитного поля Земли и изменение экологических факторов, привели к запуску иных ритмов, новой биохимической, гормональной, вегетативной организации. Дети, рожденные с помощью «кесарева сечения», рождённые в воду, со стимуляцией родов, будут отличаться от детей прошедших родовой канал естественным путём (попавших из состояния невесомости в состояние гравитации).
Слайд 3
Раньше бабушки читали внукам сказки, а теперь внуки сидят за компьютерами. Раньше дети лазали по деревьям, играли в «вышибалы», прыгали через верёвочку, а теперь даже не умеют завязывать шнурки. Это два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга.
Развитие нынешнего ребенка сейчас проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад. Дети, рождённые после 1984 года, стали другими. Заметно увеличивается количество коррекционных классов. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, которые десятилетиями служили верой и правдой, во многих случаях перестали приносить результаты."
Опыт отечественных учёных (А.В. Семенович, Е.А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния». Именно двигательные методы, по их мнению, активизируют, восстанавливают, выстраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Слайд 4
Александр Романович Лурия, основатель этого подхода, отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Нейропсихология – это наука о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека. Александр Романович Лурия сумел доказать, что каждая психическая функция может быть связана с работой разных участков мозга, которые образуют систему. Эта система обеспечивает работу той или иной психической функции.
Речь – высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при поражениях головного мозга. Количество детей с нарушениями речи катастрофически увеличивается год от года и это не значит, что с ребёнком что-то не так, ребёнок может быть здоров и физически, и умственно, просто его мозг, который ещё развивается, не справляется с нагрузкой. Чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями, необходимо знание нейропсихологии.
Речь осуществляется при участии трёх основных блоков головного мозга:
- Энергетический блок.
- Блок приёма, переработки и хранения информации.
- Блок программирования, регуляции и контроля.
При недостаточном развитии одного из трёх блоков у ребёнка могут возникнуть трудности в обучении, формировании устной и письменной речи.
Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительными. Они вялы, эмоционально неуравновешенны, часто болеют. У этих детей часто встречаются аллергии в самых разнообразных проявлениях; повышенная частота заболеваний. Дети пишут «как курица лапой», долго не могут научиться завязывать шнурки.
Недостаточное формирование 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания (например, зеркальное написание букв). Так же этот блок обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. Бедность, однотипность движений тела в пространстве.
При недостаточном развитии 3 блока ребёнок не может себя контролировать и выполнять действия по образцу, им трудно решать смысловые задачи. Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.
Слайд 5 Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.
Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, именно это полушарие отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Слайд 6
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Нарушение, недоразвитие мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Слайд 7
Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2022 года, работая над темой по самообразованию «Нейробика - как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления».
Слайд 8
Полученными знаниями по применению данной технологии, поделилась на муниципальном методическом объединении для заведующих на базе сада. Опыт работы по данной теме представила на фестивале педагогических инициатив работников дошкольного образования Хорольского муниципального округа, заняла 2 место,
Слайд 9 опубликовала материал в Образовательной социальной сети работников образования, все это стало предпосылкой для использования в работе нейропсихологических приемов.
Слайд 10
В начале учебного года был составлен план, поставлена цель и намечены задачи темы, они представлены на слайде.
Слайд 11 Пути достижения поставленной мною цели и задач осуществлялось через: изучение методической литературы,
Слайд 12
участие в вебинарах, беседы и наблюдения с воспитанниками;
Слайд 13,14
педагогическое просвещение родителей.
Технология опыта работы
Составляющие компоненты нейропсихологического подхода, используемые мною в работе:
Слайд 15
Двигательная деятельность игрового характера вызывают положительные эмоции у детей, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Слайд16 Кинезиологические упражнения – это выполнение различных перекрѐстных движений. Такие упражнения, стимулируют активность головного мозга, и позволяют ребёнку дольше удерживать внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями. Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения».
Слайд17
Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрестные шаги» или «Колено – Локоть», «Ухо-нос», «Лизгинка», «Кулак-ладонь-ребро.
Слайд 18
Широко использую в своей работе упражнения «Рисуем двумя руками одновременно», упражнения на выполнение зеркально симметричных рисунков. При изучении букв рисуем буквы одновременно двумя руками на песочной доске.
Слайд 19
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс, способствуют работе артикуляционного аппарата.
Слайд 20
Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование спинного и головного мозга. Массаж стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Слайд 21
В работе применяю массажные мячики, камешки Марблс, аквариумные камни, шишки, пробки, Су Джок - терапию, пескотерапию, гидротерапию, аппликаторы и другие всевозможные материалы.
Применение в коррекционном процессе нейропсихологического подхода позволяет улучшить у ребенка:
- звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);
- фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);
- лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).
В результате применения комплексного подхода с активным использованием в коррекционно-образовательном процессе нейропсихологических приёмов дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны.
Я с уверенностью могу сказать, что, использование нейропсихологических приёмов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность более качественно вести свою работу.
Ни одна из функций мозговой деятельности не должна стоять на паузе… Мало слушать, смотреть и записывать. Нужно, и играть, и проговаривать, и хлопать, и подбрасывать, и ловить, и дуть, и петь, и топать, и танцевать, и шептать, и угадывать на ощупь, и бросать, и приседать, и смеяться... И в каждом случае будет работать определенный участок мозга, ведь наш мозг — невероятный инструмент с миллиардом клавиш, главное умело прикасаться к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

Использование компьютера в работе учителя-логопеда.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а ...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в разв...

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда».
План самообразования «Использование ИКТ в работе учителя - логопеда»....

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование лэпбука в работе учителя-логопеда»
Предлагаю вниманию свой опыт работы по использованию лэпбука на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связно...