Духовно-нравственное воспитание НОД «Путешествие по России»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Баныкина Наталья Валерьевна

Пояснительная записка.

Цель: закреплять у детей знания о Родине: ее символах, праздниках, достопримечательностях, истории.
Задачи:
Структурировать знания детей о Родине;
Формировать вежливое отношение к государственным символам;
Закрепить знания о  достопримечательностях России;
Воспитывать любовь к Родине, нравственно –патриотические чувства, привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, поселку.

Состав группы воспитанников: мальчики, девочки.

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время одна из очень насущных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не лишь воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию собственного народа, своей нации, толерантного отношения к представителям прочих национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям державы и общенародным праздникам.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, полны решимости к сопереживанию, у них идет механизм создания личностных ориентиров,поэтом можно очень плодотворно осуществлять воспитательную работу. Этому также содействует особенная подверженность дошкольников влиянию взрослых. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач детского сада, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Дабы стать патриотом, не непременно быть героем, вполне любить свою Родину, свой народ, испытывать гордость его тем и истинным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад « Колокольчик»

Духовно-нравственное воспитание

НОД «Путешествие по России»

Выполнила: воспитатель

Баныкина Наталья Валерьевна

п. Центральный,

2024

Пояснительная записка.

Цель: закреплять у детей знания о Родине: ее символах, праздниках, достопримечательностях, истории.
Задачи:
Структурировать знания детей о Родине;
Формировать вежливое отношение к государственным символам;
Закрепить знания о  достопримечательностях России;
Воспитывать любовь к Родине, нравственно –патриотические чувства, привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, поселку.

Состав группы воспитанников: мальчики, девочки.

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время одна из очень насущных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не лишь воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию собственного народа, своей нации, толерантного отношения к представителям прочих национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям державы и общенародным праздникам.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, полны решимости к сопереживанию, у них идет механизм создания личностных ориентиров,поэтом можно очень плодотворно осуществлять воспитательную работу. Этому также содействует особенная подверженность дошкольников влиянию взрослых. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач детского сада, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Дабы стать патриотом, не непременно быть героем, вполне любить свою Родину, свой народ, испытывать гордость его тем и истинным.

Место НОД в программе дошкольного образования: реализуется в рамках системы работы в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию.

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: занятие способствует формированию традиционных православных ценностей: семья, уважение старших, родителей взаимопомощь.

•        формы проведения занятия: занятие - путешествие

виды деятельности;

Познавательная деятельность: чтение художественной литературы, сказок, фольклор.

Нравственная деятельность: уроки любви и доброты, знакомство с традициями и ценностями.

Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители. Она направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание.

Предполагаемый результат: проявление положительных эмоций, формирование и закрепление знаний о своей Родине, уважительное отношение к старшим, родителям.

Подготовительная работа: 

1. Беседы о российской символике

2. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине

3. Рассматривание фотографий городов и рек

4. Беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства

Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, карта России, иллюстрации, видео презентация, картинки с изображением транспорта, аудио запись Гимна.

Ход занятия

 (Дети подходят к карте мира)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (Карта)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства.        

- Как называется государство, в котором мы живем?  (Россия).                                                

Воспитатель: Как называют столицу нашей Родины? (Москва).

Ребенок1:  Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.

 Ребенок 2

Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.

                 (Дети садятся)

Воспитатель: По карте можно очень многое рассказать о нашей стране.  Мы видим, что Россия - большое государство. В России много городов, рек, лесов, гор, морей. ы знаете, что Россия- самое большое государство в мире? Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Она настолько большая, что на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – греть солнце, а чтобы добраться с одного конца на другой на самом быстром поезде надо ехать 7 дней, а на самолете лететь целый день.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране.

В самолет ребята, сели высоко мы полетели.

Что же делать? Как же быть как страну определить?

Ребята, а как мы можем отличить нашу страну от других стран? Для этого придумали символы, которые есть у каждого государства. Это герб, гимн, флаг. Их вы можете видеть на экране

(просмотр презентации, прослушивание гимна)

Ребенок

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: Ребята я предлагаю продолжить путешествие на поезде.

Физминутка:

Здравствуй, мир. (руки вверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (вверх) И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Воспитатель: У нашей страны есть достопримечательности.  Что такое достопримечательности? Это место, вещь или объект которое заслуживает значимое внимание, известные чем-либо, исторические наследия, художественная ценность. Памятник - большая статуя, сооружение честь кого или чего-нибудь, чтобы сохранить память. На экране вы можете увидеть такие достопримечательности как Собор Василия Блаженного (Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы), Московский кремль(Древняя крепость с уникальным ансамблем памятников, включенная в список наследия ЮНЕСКО, а также официальная резиденция президента России), Золотые ворота во Владимире, Эрмитаж в Санкт- Петербурге(Государственный Эрмитаж — гордость России, крупнейший в стране культурно-исторический музей), Храм Христа Спасителя.

Воспитатель: ребята а дальше мы с вами поедим на автобусе.

Люди, которые живут на территории России, называются россиянами независимо от их национальности.

Все люди, которые живут на территории России, имеют равные права, свои традиции, свою культуру, которую нужно ценить и уважать.

 На территории нашей страны проживает более 100 различных народов — больших и малых. Вот некоторые из них:
русские, чуваши, мордва, башкиры, татары — в средней полосе России;
чукчи, ненцы — на севере;
осетины, ингуши — на юге государства.
Каждый народ говорит на собственном языке, имеет свою историю, культуру и традиции. Культура различных народов делает  разнообразной культуру Российской федерации. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего страны.

Ребенок: На свете живут разноцветные дети

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

ХОРОВОД "ШИРЕ КРУГ" 
Музыка: Давид Львович Львов.
Вступление: Дети образуют круг, взявшись за руки.
ПРИПЕВ
Шире круг, шире круг
Музыка зовет.
Всех друзей,
Всех подруг
В шумный хоровод. (2 раза)
(Шагать по кругу, высоко поднимая колени. На повтор повернуться на носочках и шагать в другую сторону)
1 КУПЛЕТ
Дружат пчелка и цветок, (Взмахи кистями у плеч, руки сложить цветком)
Дружат лист и мотылек. (Левую руку вперед ладонью вверх, правой накрыть левую)
Дружат реки и леса, (Махи руками из стороны в стороны внизу, затем вверху)
Дружат в поле голоса. (Опустить руки сверху-вниз, перебирая
пальцами)
ПРИПЕВ (Повтор движений)
2 КУПЛЕТ
Дружат птицы в вышине, (Поднять руки через стороны вверх и опустить)
Дружат рыбы в глубине, (Сложить ладони, делать волнистые движения,
поднимая руки вверх)
Дружит с небом океан, (Развести руки в стороны и опустить,
изображая волну)
Дружат люди разных стран. (Положить руки на плечи друг другу)
ПРИПЕВ. (Шагать по кругу, положив руки друг другу на
плечи)
3 КУПЛЕТ
Дружат солнце и весна, (Поочередно поднять руки, ладонями вверх)
Дружат звезды и луна, (Движение «фонарики»)
Дружат в море корабли, (Показывать «волну» рукой)
Дружат дети всей Земли. (Обнять друг друга)
ПРИПЕВ. (Повтор движений)

 Воспитатель: Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе.

Ребята, у каждого народа любимые игры. У русских людей это- « Ручеек», «Горелки», «Лапта».

А хотите мы с вами поиграем в одну из русских народных игр?  

 Игра «Ручеек». Дети встают в «ручеек» – делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится водящим. Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец «потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать! Развлечение сопровождается русской народной музыкой.

Пока вы еще маленькие, но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссорится. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать , что мы с вами- россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

«Если дружба велика- будет родина крепка».

Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Вы большие молодцы! Сегодня мы с вами что- то вспомнили, а что-то узнали новое о нашей Родине, правда? Что вам понравились больше всего? Ребята, вы можете продолжить свое путешествие по любимому городу, поселку но уже с родителями, в свободное время, а что вы узнаете нового- рассказать всем своим друзьям в детском саду.

Список литературы

1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012.

2.  Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. - М.: Перспектива, 2011.
3. А.Писарева Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / Писарева А. - М.: Сфера, 2007. 

 Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2010.
4. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...