Конспекты занятий
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Котельникова Юлия Викторовна

Познавательное развитие, лепка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия28.45 КБ
Файл Конспект занятия30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Непоседы»

Познавательное развитие 10.02.2025

Воспитатель: Котельникова Ю.В.

Тема: «Дорога к письменности»

Задачи:

Создать условия для: выражения детьми своего мнения;

- самостоятельного выбора партнёров;

- взаимодействия друг с другом в паре;

- развития речевой активности

Задачи:

- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно - исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

 - развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

- формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны

Материалы и оборудование:  азбука, пословица на картинке, картинки берестяной грамоты, рисунки мальчика на листе бумаги, старославянский алфавит, цветные карандаши, иллюстрации букв

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность

детей

Условия

Вводная часть

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей)

- Отгадайте, ребята, мою загадку:

«На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей знает каждый грамотей»

- Верно! Буквы, алфавит (показываю алфавит)

- У каждого народа своя азбука. Вот наша родная азбука, состоит из 33 букв, эти буквы нам знакомы. Подумайте и скажите, почему мы так говорим: «Азбука - к мудрости ступенька»

- Азбука - это начало, основа, когда знаешь буквы можно научиться читать. Умеешь читать – можно прочитать много книг и много узнать.

- Но было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать вам историю их рождения. А вы мне в этом поможете.

Отвечают на вопросы

Предполагают, рассуждают

Условия для:

- привлечения внимания;

- мотивации на включение в образовательную деятельность;

- выражения детьми своих мыслей;

-стимулирования речевой активности

Основная часть

Картинки

- Послушайте стихотворение:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами…»

- А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли. Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные!

- Как вы думаете, как Данилка мог всё запомнить?

- Что помогло ему запоминать истории? Какая мысль могла прийти ему в голову?

- Верно, он мог изобразить истории, нарисовать.

- На чем мог рисовать Данилка в те давние времена? (на камне, песке, глине, бересте)

- Молодцы! все это можно использовать для рисования. Но подумайте – если  рисовать на мокром песке, на берегу речки – такой рисунок сохранится? 

- А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня.

- Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры - бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившееся Данилкино послание. Что вы здесь увидели? (люди, по реке плывет лодка, красивый город)

- Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значок обозначал какое-нибудь слово (сова, лист, нога…)

- Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом?

- Верно, нет, слов очень много.

- И вот первыми были братья Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, которую мы изучаем. Конечно, написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась. Что в этом открытии хорошего?

- Теперь можно все увиденное не зарисовать, а записать.

- А теперь я предлагаю побывать в школе своих прапрабабушек и прапрадедушек (закройте глаза и представьте короткие зимние дни, дети учились зимой.)

- Открываем глаза: в классе горит лучина (электрического света тогда не было), раздается колокольный звон – это сигнал для начала урока. Когда входит учитель в класс, дети должны были отвесить ему три земных поклона. Тетрадей у детей не было, учебников так же. Учитель показывал буквы, называл их, и дети повторяли за ним.

А-Аз, Б-Буки, В - Веди, Г-Глаголь, Д-Добро

- Русские люди любили книги дорожили ими. Первые книги напоминали ларцы. В них было много картинок, буквы ровные, заглавные буквы украшали узорами, различными фигурками 

- Чем украшены буквы? На кого похожи буквы? А сейчас предлагаю вам нарисовать и украсить первую букву своего имени. (Дети садятся за столы рисуют карандашами)

Предполагают, рассуждают

Слушают

Предполагают, рассуждают

Условия для:

- выражения детьми своих мыслей;

- стимулирования речевой активности

- развития умения рассказывать о своей работе;

- восстановления в памяти детей того, что они делали;

Заключительная часть

- Ребята, что нового вы сегодня узнали о азбуке и алфавите?

- Вспомните пословицу, которую мы узнали («Азбука - к мудрости ступенька»)

- Сколько букв в русском алфавите?

- На чём писали люди в давние времена?

- Кто придумал славянскую азбуку?

- Молодцы, узнали много нового

Отвечают на вопросы

Рассказывают о своей деятельности

Условия для:

- стимулирования речевой активности;

- выражения детьми своих мыслей;

- для развития умений рефлексировать свою деятельность



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Непоседы»

Изобразительная деятельность (лепка) 11.02.2025

Воспитатель: Котельникова Ю.В.

Тема: «Пластилиновый алфавит»

Задачи:

Создать условия для: выражения детьми своего мнения;

- самостоятельного выбора партнёров;

- взаимодействия друг с другом в паре;

- развития речевой активности

Задачи:

- формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

- развивать художественный вкус, творческое воображение, наблюдательность и любознательность;

- развивать умение применять ранее усвоенные способы изображения в лепке, используя выразительные средства;

- поощрять желание детей сделать своё произведение красивым, содержательным и выразительным;

- воспитывать самостоятельность, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относится к продуктам его труда;

- воспитывать у детей стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину

Словарная работа: чайный сервиз, чайная пара, посуда, орнамент

Материалы и оборудование: картинки с изображением посуды и чайных сервизов,пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки.

Ход образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность

детей

Условия

Вводная часть

Письмо от Федоры Егоровны

- Ребята, послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадку:

От А до Я

Живем мы в доме этом

Найдешь нас там -

Узнаешь все на свете (азбука)

Правильно, ребята, это азбука. В ней живут буквы. А зачем нам нужна азбука?

Да, без знания азбуки нам никак не обойтись.

- Ребята, посмотрите, у нас в группе есть азбука.

 Дети вместе с педагогом находят в группе разные виды азбук и называют их. Педагог обращает внимание на разную конфигурацию букв и разную стилистику. Задает вопросы:

- Какая это азбука? (магнитная, настенная, стендовая, книжная, азбука игрушек, лесная азбука и т.д.)

- Какие буквы в этой азбуке? (тонкие, толстые, извилистые, волнистые, старинные и т.д.)

Ребята, а нашей с вами азбуки в группе нет. У меня к вам предложение. Давайте вместе сделаем азбуку своими руками и украсим ею нашу группу.  Мы будем делать необычную азбуку- Азбуку картинок из пластилина. Ведь буквы можно не только писать, но и слепить. Как вы на это смотрите? Замечательно!

Слушают

Отвечают на вопросы

Предполагают, рассуждают

Условия для:

- привлечения внимания;

- мотивации на включение в образовательную деятельность;

- выражения детьми своих мыслей;

-стимулирования речевой активности

Основная часть

Стол, на котором расположены доски для лепки, пластилин на каждого ребёнка, салфетки

- Предлагаю вам подойти   к столу и выбрать сначала ту букву алфавита, которую бы вы хотели слепить. Но не забывайте, мы будем лепить не только букву, но и предмет, начинающийся на эту букву.

В случае затруднений с выбором буквы педагог советует рассмотреть азбуки, которые находятся в группе, или называет ряд слов, чтобы ребенок выбрал среди них какое-нибудь одно.

- Ребята, а на этом столе выберите себе разноцветные основы и все, что нужно для украшения вашей работы.

- Кто выбрал, присаживайтесь за столы.

До того, как мы будем работать с пластилином, мы должны разбудить наши пальчики.

Физкультминутка.

Алфавит – наш лучший друг, (руки в замок)
Знают все на свете
 (раскрыть ладони)
Букв есть множество вокруг, (соединить ладони рук)
Учат их все дети (развести пальцы в стороны)

А, Б, В, Г, Д (соединить каждый палец левой руки с пальцами правой поочередно)
Книжки чтобы прочитать,
(раскрыть ладони)
Азбуку должны все знать (руки в замок)

Ребятаподумайте, каким способом вы будете лепить буквы и приступайте к работе.

Когда дети слепят буквы, педагог просит их вытереть руки влажной салфеткой

Какие веселые и живые буквы у нас получились! Молодцы, ребята! Приглашаю присесть вас, ребята, за столы и продолжить работу.

В процессе самостоятельной деятельности педагог проводит индивидуальную работу с детьми: советует, объясняет, показывает.

Ребята, кто закончил, можете подойти к нашей Азбуке картинок со своей работой, где мы составим с вами нашу Азбуку.

Дети вместе с педагогом составляют общую Азбуку картинок, выкладывая буквы по порядку (ориентиром служат азбуки фабричного производства)

Педагог проводит анализ получившихся детских работ и дает свою оценку. Привлекает к рассматриванию работ и оценке всех детей. Задает вопросы:

Ребята, а вы знаете стихи про буквы? Давайте мы их сейчас послушаем.

  1. Буквы могут говорить,
    Песни петь, смеяться.
    С ними хочется дружить 
    И не расставаться.
    Буквы все говоруны,
    И поэты, и певцы.
    Для общения нужны,
    Так читайте всё, чтецы!
  2. Буква восхищается:
    – Ах! Ах! Ах! – твердит.
    С болью повстречается,
    – Ай! Ай! Ай! – кричит.
    Перед сном детишкам
    Песенки поёт
    И читает книжки,
    Так она живёт.
  3. То она бормочет:
    Бу-бу-бу с собой,
    Что-то буква хочет,
    Не унять порой. 
    Но, когда в кастрюле
    Закипит компот,
    Эта буква всуе:
    – Буль-буль-буль, – поёт.
  4. "В" всегда и всех на «Вы»
    Старших называет.
    И поклоном головы
    Вежливо кивает.
    Где-то воет вьюга, –
    Это «В» поёт.
    Словно ищет друга,
    Там, где снег и лёд.
  5. – Га-га-га – гогочет гусь, –
    Воздух сотрясает.
    – Никого я не боюсь, –
    Гордо он шагает.
    Или «Г» гремит как гром,
    Молнии сверкают.
    Дождь тогда идёт кругом,
    Люди убегают

Отвечают на вопросы

Подходят к столу, рассматривают материал.

Выполняют пальчиковую гимнастику

Лепят чайную пару

Условия для:

- выражения детьми своих мыслей;

- стимулирования речевой активности

- развития мелкой моторики рук

Заключительная часть

- Вам понравилось лепить буквы?

- Какие буквы у вас получились? Как вы ее лепили?

- Что вам понравилось лепить больше всего?

- Какая буква вам нравится больше? Почему?

Какая замечательная Азбука у нас с вами получилась! Вам, нравится она? Мне тоже очень нравится. Я очень рада за вас. Вы у меня такие творческие и дружные ребята, можете многое придумать и сделать

Рассказывают о своей деятельности (с какими материалами и цветом работали, что получилось)

Высказывают своё мнение

Условия для:

- стимулирования речевой активности;

- выражения детьми своих мыслей;

- развития умения рассказывать о своей  работе;

- восстановления в памяти детей того, что они делали;

- для развития умений рефлексировать свою деятельность

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Азбука в картинках»

Цель: учить создавать декоративную азбуку с помощью техники «жгутики» для использования как наглядное пособие для изучения букв.

Задачи:

Образовательные

1.Закрепить представление детей о буквах, начертании печатных букв.

Дать детям представление о том, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами.

2. Развивать умение передавать конфигурацию знакомых букв пластическими средствами (по замыслу).

Развивающие:

1. Развивать способность самостоятельно создавать замысел и воплощать его в лепке;

2. Самостоятельно придумывать разные варианты оформления, подбирать выразительные средства соответственно содержанию, идее своей работы.

Речевые:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения; умение выразительно читать стихи, используя паузы, смысловые ударения и интонации.

Воспитательные:

1.Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.

2. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера.

Предварительная работа:

Знакомство с азбукой (алфавитом). Рассматривание букв разной конфигурации, в разной стилистике. Чтение рассказа Г. Лагздынь «Про девочку Олю и алфавит».

Материал:

Демонстрационный:  

Различные виды азбук (магнитная, настенная, стендовая, книжная); общая основа для коллективной рельефной композиции «Азбука в картинках».

Раздаточный: пластилин цветной; стеки; карточки одного размера, для прикрепления лепных букв; карточки азбуки.

Дорогие ребята! У меня была азбука по которой я учил буквы. Но злые и коварные лиса Алиса и кот Базилио её украли. Теперь у меня нет возможности учить буквы. Без азбуки меня и в школу не возьмут, и Мальвина со мной не будет заниматься. Помогите мне, пожалуйста!

Как мы можем помочь Буратино? Написать, нарисовать, подарить. Да, правильно, а я предлагаю азбуку слепить из пластилина. Хотите?

Прежде, чем приступить к лепке, сделаем физкультминутку «Буратино». Буратино потянулся (на носки, руки в стороны – вверх, в стороны - вниз). Вот нагнулся – разогнулся (наклоны вперёд). Руки в стороны развёл. Ключик видно не нашёл (повороты головы вправо – прямо, влево - прямо). Чтобы ключик нам достать (руки опустить вниз). Надо на носочки встать (встать на носочки, руки на уровне груди, вытянуты перед собой). И руками помахать.

Спасибо вам огромное, ребята! Теперь у меня есть азбука! Вы сами можете придумать и вылепить остальные буквы! Как это сделать, вам поможет ваша фантазия и воображение!

Удачи вам! А мне пора учиться!

До скорой встречи в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...