Конспект занятия "Дорога к письменности" (познание)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Непоседы»
Познавательное развитие 10.02.2025
Воспитатель: Котельникова Ю.В.
Тема: «Дорога к письменности»
Задачи:
Создать условия для: выражения детьми своего мнения;
- самостоятельного выбора партнёров;
- взаимодействия друг с другом в паре;
- развития речевой активности
Задачи:
- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно - исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;
- развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;
- формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;
- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны
Материалы и оборудование: азбука, пословица на картинке, картинки берестяной грамоты, рисунки мальчика на листе бумаги, старославянский алфавит, цветные карандаши, иллюстрации букв
Ход образовательной деятельности:
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Условия | |
Вводная часть | ||||
Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год. В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей). Перед наступлением Нового года у Деда Мороза повсюду открываются Новогодние мастерские - где и взрослые, и ребята, могут своими руками, сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое красивое и интересное. А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей). Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!» Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год. В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей). Перед наступлением Нового года у Деда Мороза повсюду открываются Новогодние мастерские - где и взрослые, и ребята, могут своими руками, сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое красивое и интересное. А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей). Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!» Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год. В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей). Перед наступлением Нового года у Деда Мороза повсюду открываются Новогодние мастерские - где и взрослые, и ребята, могут своими руками, сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое красивое и интересное. А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей). Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!» Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год. В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей). Перед наступлением Нового года у Деда Мороза повсюду открываются Новогодние мастерские - где и взрослые, и ребята, могут своими руками, сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое красивое и интересное. А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей). Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!» Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год. В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей) - Отгадайте, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов богатырей знает каждый грамотей» - Верно! Буквы, алфавит (показываю алфавит) - У каждого народа своя азбука. Вот наша родная азбука, состоит из 33 букв, эти буквы нам знакомы. Подумайте и скажите, почему мы так говорим: «Азбука - к мудрости ступенька» - Азбука - это начало, основа, когда знаешь буквы можно научиться читать. Умеешь читать – можно прочитать много книг и много узнать. - Но было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать вам историю их рождения. А вы мне в этом поможете. | Отвечают на вопросы Предполагают, рассуждают | Условия для: - привлечения внимания; - мотивации на включение в образовательную деятельность; - выражения детьми своих мыслей; -стимулирования речевой активности | ||
Основная часть | ||||
Картинки | - Послушайте стихотворение: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами…» - А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли. Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные! - Как вы думаете, как Данилка мог всё запомнить? - Что помогло ему запоминать истории? Какая мысль могла прийти ему в голову? - Верно, он мог изобразить истории, нарисовать. - На чем мог рисовать Данилка в те давние времена? (на камне, песке, глине, бересте) - Молодцы! все это можно использовать для рисования. Но подумайте – если рисовать на мокром песке, на берегу речки – такой рисунок сохранится? - А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня. - Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры - бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившееся Данилкино послание. Что вы здесь увидели? (люди, по реке плывет лодка, красивый город) - Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значок обозначал какое-нибудь слово (сова, лист, нога…) - Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом? - Верно, нет, слов очень много. - И вот первыми были братья Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, которую мы изучаем. Конечно, написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась. Что в этом открытии хорошего? - Теперь можно все увиденное не зарисовать, а записать. - А теперь я предлагаю побывать в школе своих прапрабабушек и прапрадедушек (закройте глаза и представьте короткие зимние дни, дети учились зимой.) - Открываем глаза: в классе горит лучина (электрического света тогда не было), раздается колокольный звон – это сигнал для начала урока. Когда входит учитель в класс, дети должны были отвесить ему три земных поклона. Тетрадей у детей не было, учебников так же. Учитель показывал буквы, называл их, и дети повторяли за ним. А-Аз, Б-Буки, В - Веди, Г-Глаголь, Д-Добро - Русские люди любили книги дорожили ими. Первые книги напоминали ларцы. В них было много картинок, буквы ровные, заглавные буквы украшали узорами, различными фигурками - Чем украшены буквы? На кого похожи буквы? А сейчас предлагаю вам нарисовать и украсить первую букву своего имени. (Дети садятся за столы рисуют карандашами) | Предполагают, рассуждают Слушают Предполагают, рассуждают | Условия для: - выражения детьми своих мыслей; - стимулирования речевой активности - развития умения рассказывать о своей работе; - восстановления в памяти детей того, что они делали; | |
Заключительная часть | ||||
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о азбуке и алфавите? - Вспомните пословицу, которую мы узнали («Азбука - к мудрости ступенька») - Сколько букв в русском алфавите? - На чём писали люди в давние времена? - Кто придумал славянскую азбуку? - Молодцы, узнали много нового | Отвечают на вопросы Рассказывают о своей деятельности | Условия для: - стимулирования речевой активности; - выражения детьми своих мыслей; - для развития умений рефлексировать свою деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....