Конспект занятия "Дорога к письменности" (познание)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Котельникова Юлия Викторовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_doroga_k_pismennosti.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности «Непоседы»

Познавательное развитие 10.02.2025

Воспитатель: Котельникова Ю.В.

Тема: «Дорога к письменности»

Задачи:

Создать условия для: выражения детьми своего мнения;

- самостоятельного выбора партнёров;

- взаимодействия друг с другом в паре;

- развития речевой активности

Задачи:

- расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно - исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов;

 - развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания;

- формировать представления детей о многообразии стран и народов мира;

- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны

Материалы и оборудование:  азбука, пословица на картинке, картинки берестяной грамоты, рисунки мальчика на листе бумаги, старославянский алфавит, цветные карандаши, иллюстрации букв

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность

детей

Условия

Вводная часть

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей).

Перед  наступлением Нового  года  у   Деда  Мороза  повсюду  открываются

Новогодние  мастерские  -  где  и  взрослые,  и  ребята,  могут  своими  руками,

сделать подарок, открытку, волшебную шкатулочку и многое-многое другое

красивое и интересное.

А вы хотите попасть со мной в Мастерскую Деда Мороза? (ответы детей).

Тогда давайте закроем глаза и посчитаем все вместе «Раз, два, три, вокруг

себя повернись, в мастерской Деда Мороза окажись!»

Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какой праздник скоро мы все будем

отмечать? (ответы детей) Верно, Новый год.

В каждой семье к встрече Нового года готовятся и ждут этот праздник. А

как вы готовитесь к этому празднику? (ответы детей)

- Отгадайте, ребята, мою загадку:

«На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей знает каждый грамотей»

- Верно! Буквы, алфавит (показываю алфавит)

- У каждого народа своя азбука. Вот наша родная азбука, состоит из 33 букв, эти буквы нам знакомы. Подумайте и скажите, почему мы так говорим: «Азбука - к мудрости ступенька»

- Азбука - это начало, основа, когда знаешь буквы можно научиться читать. Умеешь читать – можно прочитать много книг и много узнать.

- Но было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать вам историю их рождения. А вы мне в этом поможете.

Отвечают на вопросы

Предполагают, рассуждают

Условия для:

- привлечения внимания;

- мотивации на включение в образовательную деятельность;

- выражения детьми своих мыслей;

-стимулирования речевой активности

Основная часть

Картинки

- Послушайте стихотворение:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами…»

- А сочинил это стихотворение мальчик Данилка. Жил он в деревне на берегу реки. Больше всего он любил слушать бродячих сказителей. Они рассказывали о подвигах героев, о приключениях отважных мореплавателей, о красоте родной земли. Очень хотелось запомнить слово в слово эти рассказы, но их так много и такие длинные!

- Как вы думаете, как Данилка мог всё запомнить?

- Что помогло ему запоминать истории? Какая мысль могла прийти ему в голову?

- Верно, он мог изобразить истории, нарисовать.

- На чем мог рисовать Данилка в те давние времена? (на камне, песке, глине, бересте)

- Молодцы! все это можно использовать для рисования. Но подумайте – если  рисовать на мокром песке, на берегу речки – такой рисунок сохранится? 

- А дождь размыл глину, лучи солнца стерли рисунок даже с камня.

- Но земля матушка сохранила свернутый трубочкой кусок березовой коры - бересты. Развернули и вот что увидели это чудом сохранившееся Данилкино послание. Что вы здесь увидели? (люди, по реке плывет лодка, красивый город)

- Постепенно рисунки превратились в значки, каждый значок обозначал какое-нибудь слово (сова, лист, нога…)

- Как вы думаете, все ли слова можно было записать таким образом?

- Верно, нет, слов очень много.

- И вот первыми были братья Кирилл и Мефодий, которые придумали славянскую азбуку, которую мы изучаем. Конечно, написанные буквы сильно изменились, некоторые даже исчезли, но основа осталась. Что в этом открытии хорошего?

- Теперь можно все увиденное не зарисовать, а записать.

- А теперь я предлагаю побывать в школе своих прапрабабушек и прапрадедушек (закройте глаза и представьте короткие зимние дни, дети учились зимой.)

- Открываем глаза: в классе горит лучина (электрического света тогда не было), раздается колокольный звон – это сигнал для начала урока. Когда входит учитель в класс, дети должны были отвесить ему три земных поклона. Тетрадей у детей не было, учебников так же. Учитель показывал буквы, называл их, и дети повторяли за ним.

А-Аз, Б-Буки, В - Веди, Г-Глаголь, Д-Добро

- Русские люди любили книги дорожили ими. Первые книги напоминали ларцы. В них было много картинок, буквы ровные, заглавные буквы украшали узорами, различными фигурками 

- Чем украшены буквы? На кого похожи буквы? А сейчас предлагаю вам нарисовать и украсить первую букву своего имени. (Дети садятся за столы рисуют карандашами)

Предполагают, рассуждают

Слушают

Предполагают, рассуждают

Условия для:

- выражения детьми своих мыслей;

- стимулирования речевой активности

- развития умения рассказывать о своей работе;

- восстановления в памяти детей того, что они делали;

Заключительная часть

- Ребята, что нового вы сегодня узнали о азбуке и алфавите?

- Вспомните пословицу, которую мы узнали («Азбука - к мудрости ступенька»)

- Сколько букв в русском алфавите?

- На чём писали люди в давние времена?

- Кто придумал славянскую азбуку?

- Молодцы, узнали много нового

Отвечают на вопросы

Рассказывают о своей деятельности

Условия для:

- стимулирования речевой активности;

- выражения детьми своих мыслей;

- для развития умений рефлексировать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....