Мастер-класс для воспитателей: «Развитие интереса дошкольников к рисованию через опытно-экспериментальную деятельность»
материал (средняя группа)

Мастер-класс для воспитателей: Развитие интереса дошкольников к рисованию через опытно-экспериментальную деятельность

 

Цели мастер-класса:

Познакомить воспитателей с методами и техниками, способствующими развитию интереса детей к рисованию.

Показать, как опытно-экспериментальная деятельность может обогатить процесс рисования.

Предоставить практические примеры работ детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 C:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml4344\wps1.jpg

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                               “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””

                                    (МБОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””)

_____________________________________________________________________________143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. Вольная д.1; ИНН 5024204108; КПП 502401001; ОГРН 1205000031390;  Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail:                    oc.vershina@gmail.com

 

 

 

 

Мастер-класс для воспитателей:

«Развитие интереса дошкольников к рисованию через опытно-экспериментальную деятельность»

 

 

 

 

                                                                                                                                             Воспитатель:

                                                                                                                              Горшкова А.В.

 

 

 

  д. Путилково 2025 г.

Мастер-класс для воспитателей: Развитие интереса дошкольников к рисованию через опытно-экспериментальную деятельность

Цели мастер-класса:

Познакомить воспитателей с методами и техниками, способствующими развитию интереса детей к рисованию.

Показать, как опытно-экспериментальная деятельность может обогатить процесс рисования.

Предоставить практические примеры работ детей.

Ход проведения мастер-класса

1. Введение (10 минут)

Приветствие участников.

Краткое введение в тему мастер-класса.

Обсуждение важности рисования в развитии детей.

2. Теоретическая часть (20 минут)

Обзор различных техник рисования:

Акварель

Гуашь

Рисование с использованием природных материалов (листья, цветы,соль и т.д.)

Рисование нитью

Рисование солью

Рисование мыльными пузырями

Примеры работ , выполненных в разных техниках (слайды презентации).

3. Практическая часть (40 минут)

Опытно-экспериментальная деятельность:

Задание 1: Рисование с использованием акварели и соли.

Инструкция: Нанести акварель на бумагу, посыпать солью и наблюдать за реакцией.

Задание 2: Рисование с использованием природных материалов.

Инструкция: Использовать соль  для создания рисунков на бумаге.

Участники выполняют задания, обсуждают результаты.

Задание 3: Рисование нитью

Инструкция: Использование нити, обмакиваемой в краску, для создания абстрактных узоров

4. Обсуждение и выводы (20 минут)

Обсуждение полученных результатов.

Как опытно-экспериментальная деятельность влияет на интерес детей к рисованию.

Ответы на вопросы участников.

5. Заключение (10 минут)

Подведение итогов мастер-класса.

Рекомендации по дальнейшему развитию интереса к рисованию у детей.

Приветствие участников:

Добро пожаловать на наш мастер-класс! Мы рады видеть Вас здесь и надеемся, что Вы получите много полезной информации и вдохновения для работы с детьми.

Краткое введение в тему мастер-класса:

Сегодня мы будем говорить о том, как развивать интерес дошкольников к рисованию через опытно-экспериментальную деятельность. Рисование — это не только способ самовыражения, но и важный элемент в развитии творческих и когнитивных навыков у детей.

Обсуждение важности рисования в развитии детей:

Рисование помогает детям развивать мелкую моторику, воображение и креативность. Оно способствует улучшению концентрации и внимательности, а также помогает в освоении новых понятий и навыков. В процессе рисования дети учатся наблюдать, анализировать и выражать свои чувства и мысли. Мы обсудим, как различные техники рисования могут сделать этот процесс более увлекательным и познавательным для детей.

Презентация

Слайд 1: Заголовок мастер-класса и дата.

Слайд 2: Цели и задачи мастер-класса

Акварель

Описание: Акварельные краски — это прозрачные водорастворимые краски, которые позволяют создавать легкие и воздушные изображения.

Создание пузырей с помощью пипеток. Жидкую краску капают на акварельную бумагу и наблюдают, как она эффектно расплывается и создаёт пузыри. 
Вытягивание акварели для создания шипов и солнц. Для этой техники используют кончик пипетки или зубочистку, чтобы вытянуть краску за пределы созданных фигур. 
Акварель на столе с подсветкой. Подготавливают стол с подсветкой, чтобы дети могли наблюдать, как свет проходит через жидкую акварель и создаёт удивительные эффекты на бумаге. 
Вода + акварель. Эта техника предполагает рисование водой на бумаге, а затем добавление акварели для наблюдения за заполнением водяных фигур цветом. 
Узоры из акварели и спирта. Реакция между акварелью и спиртом создаёт интересные узоры в виде окружностей или других форм. 
Соль + акварель. Рисунки посыпают солью после нанесения красок — это классическая техника, которая создаёт уникальные эффекты благодаря поглощению солью воды из краски. 
Раздувание. На сухой лист капнуть сильно разведённой краской и через трубочку для коктейля сильно дуть на неё, направляя краску туда, куда нужно. С помощью этого способа можно рисовать, например, деревья или стебли цветов

Пример работы: Почему интересно:

Техника смешивания: Акварель позволяет детям экспериментировать с цветами и смешиванием, создавая уникальные оттенки и эффекты.

Прозрачность: Дети могут наблюдать, как цвета накладываются друг на друга, создавая интересные визуальные эффекты.

Развитие моторики: Использование кистей и контроль над количеством воды помогает развивать мелкую моторику.

Творческое самовыражение: Акварель дает возможность детям выражать свои эмоции и идеи через искусство.

Для какого возраста:

От 3 лет: Дети могут начать знакомиться с акварелью, используя простые техники и крупные кисти.

От 5-6 лет: В этом возрасте дети могут уже осваивать более сложные техники, такие как градиенты и смешивание цветов.

Старше 7 лет: Дети могут начать создавать более детализированные работы и изучать различные стили рисования.

Акварель — это увлекательный и доступный способ для детей развивать свои художественные навыки и креативность.

Гуашь

Описание: Гуашь — это непрозрачные водорастворимые краски, которые обеспечивают яркие и насыщенные цвета.

Некоторые техники рисования гуашью, которые могут быть интересны детям:
В один слой (техника a la prima). работу выполняют за один сеанс, заканчивая изображение до полного высыхания красок. Для этого обильно смачивают лист водой и сразу начинают вводить цвет
В несколько слоёв:
По сухому. Нужно дать первому слою хорошо высохнуть и аккуратно наложить сверху второй. Эта техника позволяет полностью перекрыть нижний цвет и исправить форму. 
По сырому. Нужно развести гуашь чуть сильнее, чем обычно, и нанести на первый слой краски. Краска растечётся, и получатся красивые переходы цвета. 
«Сухая кисть». Жёсткую кисть (например, из щетины) обмакивают в краску, излишки снимают бумажным полотенцем. Эта техника подходит для создания фактуры травы, меха и т. д.. 
Сграффито. Это процарапывание слоя краски твёрдым карандашом или зубочисткой. Там, где вы царапаете или продавливаете поверхность бумаги, влажная краска будет скапливаться в углублениях С помощью этой техники можно создавать красивые необычные фактуры. 
Нетрадиционные техники. Гуашь достаточно густая, чтобы использовать для рисования пластиковую вилку, ватные палочки, губку или поролоновый валик

Пример работы Возраст: Рисование гуашью подходит для детей от 3 лет и старше.

Почему интересно:

Яркие цвета: Гуашь обладает насыщенными и яркими цветами, что привлекает внимание детей и делает процесс рисования более увлекательным.

Разнообразие техник: С гуашью можно использовать различные техники, такие как смешивание цветов, создание текстур и наложение слоев, что развивает творческие навыки.

Легкость в использовании: Гуашь легко наносится на бумагу и быстро сохнет, что позволяет детям видеть результаты своей работы в короткие сроки.

Развитие моторики: Рисование гуашью помогает развивать мелкую моторику, координацию движений и творческое мышление.

Эксперименты: Дети могут экспериментировать с разными инструментами (кисти, губки, пальцы), что делает процесс рисования более разнообразным и интересным.

Таким образом, рисование гуашью является отличным способом для детей развивать свои художественные навыки и креативность.

Рисование с использованием природных материалов

Описание: Использование листьев, цветов и других природных материалов для создания уникальных текстур и форм.

Природные коллажи. Нужно собрать листья, цветы, шишки, камушки, веточки, кусочки коры и другие природные элементы. Затем создать коллаж на картоне или бумаге, приклеив их с помощью клея-карандаша или ПВА. 
Рисунки из семян. Нужно нарисовать контуры рисунка и заполнить их различными семенами (горох, фасоль, крупы), создавая текстурные картины. 
Значки, медальки из природных материалов. Для этого нужно использовать плотную картонную основу, чтобы создавать изображения или символы, используя веточки и листья. 
Рисование на камнях, каштанах. Понадобятся гладкие камни или каштаны и акриловые краски или маркеры. Можно раскрасить камни или каштаны, создавая изображения животных, растений или абстрактные узоры. 
Природные мозаики. Для работы нужны ломтики коры, щепки деревьев, семена и другие мелкие природные элементы. Нужно создать мозаичную картину, приклеив небольшие кусочки на картон, формируя разные узоры или изображения. 
Природные отпечатки. Нужно покрыть листья и цветы краской и сделать отпечатки, оттиски на бумаге, создавая красивые узоры. 
Природный граттаж. Понадобятся листья, цветы, цветные карандаши, восковые мелки или пастель. Через лист бумаги можно прорисовывать карандашами фактуры листьев, подложенных вниз. 

Пример работы: Рисование с использованием природных материалов

Почему интересно:

Творческое самовыражение: Использование природных материалов, таких как листья, цветы, камни и ветки, позволяет детям проявлять свою креативность и фантазию.

Связь с природой: Дети учатся ценить природу и окружающий мир, что способствует развитию экологического сознания.

Развитие моторики: Работа с различными текстурами и формами помогает развивать мелкую моторику и координацию движений.

Обогащение опыта: Дети могут экспериментировать с цветами, формами и текстурами, что делает процесс рисования более увлекательным и разнообразным.

Для какого возраста детей:

-От 3 до 7 лет: В этом возрасте дети уже могут самостоятельно собирать материалы и использовать их в творчестве. Они также начинают понимать концепцию цвета и формы.

-Старше 7 лет: Более старшие дети могут использовать природные материалы для создания более сложных и детализированных работ, а также могут изучать различные техники и стили рисования.

Таким образом, рисование с использованием природных материалов подходит для детей разных возрастов и может быть адаптировано в зависимости от их уровня развития и интересов.

Рисование мыльными пузырями

Описание: Техника, при которой мыльные пузыри окрашиваются краской и затем оставляют отпечатки на бумаге.

Стандартно жидкое мыло смешивают с тёплой водой в пропорции 1:5 и добавляют акварель кисточкой, пока жидкость не приобретёт насыщенный цвет

Пример работы: Рисование мыльными пузырями — это увлекательное занятие, которое может быть интересно детям разных возрастов. Основные моменты:

Возрастная категория:

Дети от 2 лет и старше: Младшие дети могут просто наслаждаться процессом создания пузырей и наблюдением за ними.

Дети от 4 лет и старше: В этом возрасте они могут начать участвовать в самом рисовании с помощью мыльных пузырей, используя различные цвета и техники.

Почему это интересно:

Креативность и самовыражение: Дети могут создавать уникальные картины, используя цвета и формы, полученные от разбивающихся пузырей.

Наблюдение за природой: Процесс формирования и лопания пузырей позволяет детям изучить принципы физики и химии в игровой форме.

Развитие моторики: Дети учатся управлять инструментами для создания пузырей и рисования, что помогает развивать их мелкую моторику.

Визуальный эффект: Яркие цвета и непредсказуемый результат процесса рисования делают занятия визуально привлекательными и захватывающими.

Социальное взаимодействие: Рисование мыльными пузырями может быть увлекательным занятием для групп детей, что способствует взаимодействию и сотрудничеству.

В целом, рисование мыльными пузырями сочетает в себе развлечение, обучение и творчество, что делает его интересным и полезным для детей разных возрастов.

Рисование солью

Описание: Техника, при которой соль посыпается на влажную краску, создавая интересные текстуры.Рисование ПВА и солью

Для занятий понадобятся:
Лист белой бумаги (или альбом для рисования акварелью).
Соль (можно насыпать в отдельную чашку).
Клей ПВА в тюбике с узким горлышком.
Акварельные краски.
Кисть для рисования.
Для начала следует изготовить шаблон на выбранную вами тематику
Дальнейшая последовательность действий выглядит следующим образом:
Берем клей и начинает аккуратно водить кончиком горлышка по нарисованным линиям рисунка. Клей нужно выдавливать не сильно.
Полностью засыпаем лист солью. Экономить не нужно, потому что крупинки соли должны полностью покрыть промазанные линии.
Немного ждем, после чего стряхиваем соль с листа (промазанные линии останутся с солью).
Далее ждем, чтобы шаблон высох. Это может занять более часа, поэтому естественно, что это подготовительные мероприятия, которыми следует заниматься заранее.

Почему интересно:

Тактильные ощущения: Смешивание ПВА и соли создает интересную текстуру, что делает процесс рисования более увлекательным.

Креативность: Дети могут экспериментировать с различными цветами и узорами, создавая уникальные произведения искусства.

Научный аспект: Процесс высыхания и изменения текстуры может быть интересен с точки зрения науки, что позволяет детям изучать свойства материалов.

Для какого возраста:

Рекомендуется для детей от 5 лет и старше. Младшие дети могут использовать этот метод под присмотром взрослых, чтобы избежать случайного проглатывания материалов.

Рисование нитью

Описание: Использование нити, обмакиваемой в краску, для создания абстрактных узоров.

Пример работы: Рисование нитью, или "нитяное рисование", подходит для детей примерно с 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают развивать мелкую моторику и координацию движений, что делает занятия с нитками безопасными и интересными.

Описание процесса: шерстяную нитку окунают в ёмкость с краской. Когда нить наберёт цвет, её помещают меж двух листов бумаги. Картинки будут интереснее, если уложить нитку зигзагом. Дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягивают наружу. Она оставляет замысловатый след, который можно дополнить или вырезать и использовать в качестве аппликации. 
Пример работыцветы на поляне. Берут два белых листа бумаги формата А-4, нитку желательно потолще, примерный размер длинны — 30 см. Сколько будет цветов и листьев, столько будет отрезков нити. Набирают краску на нитку с помощью кисти, можно нить опустить в краску. Произвольно укладывают нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги. Затем накрывают другим белым листом, чтобы окончания нитки были видны. Прижимают любой книгой. Вытягивают нитки, не снимая книги, неспеша. Убирают книгу и верхний лист — получились цветы. Затем, при помощи ниток с зелёной краской, делают листья. Траву можно дорисовать при помощи кисти.

Почему это интересно:

Развитие моторики: Работа с нитками помогает улучшить координацию рук и глаз, а также развивает мелкую моторику.

Творческое самовыражение: Дети могут создавать уникальные произведения искусства, что способствует развитию их креативности.

Успокоение и концентрация: Процесс рисования нитью может быть медитативным и успокаивающим, что помогает детям сосредоточиться.

Ход проведения мастер-класса

Обсуждение полученных результатов:

  1. Разнообразие техник: Представленные техники рисования демонстрируют широкий спектр возможностей для самовыражения детей. Каждая техника уникальна и предлагает свои особенности, будь то прозрачность акварели, яркость гуаши, матовость темперы или использование необычных материалов, таких как природные элементы, мыло или соль.
  2. Творческий подход: Опытно-экспериментальная деятельность стимулирует креативность и нестандартное мышление у детей. Они учатся искать новые способы выражения своих идей через различные материалы и методы.
  3. Развитие моторики и координации: Работа с различными инструментами и материалами помогает развивать мелкую моторику и координацию движений. Например, работа с кистью, пальцами, нитками требует точности и контроля над движениями.
  4. Эмоциональное развитие: Эксперименты с красками и текстурами способствуют эмоциональному развитию ребенка. Через творчество дети могут выражать свои чувства и эмоции, что важно для их психического здоровья.
  5. Увеличение интереса к искусству: Регулярное участие в опытно-экспериментальной деятельности способствует повышению интереса детей к изобразительному искусству. Дети начинают понимать, что искусство не ограничивается только традиционными методами, такими как рисование карандашами или красками, но может быть гораздо шире и разнообразнее.

Как опытно-экспериментальная деятельность влияет на интерес детей к рисованию:

  1. Открытие новых возможностей: Когда дети видят, что они могут использовать разнообразные материалы и техники для создания изображений, их интерес к процессу рисования возрастает. Они начинают воспринимать рисование не просто как задание, а как увлекательное исследование мира вокруг себя.
  2. Повышение уверенности: Успех в создании интересных и оригинальных работ повышает уверенность детей в своих творческих способностях. Они начинают верить, что способны создавать нечто уникальное и ценное.
  3. Стимуляция любопытства: Необычные техники и материалы стимулируют детское любопытство. Дети хотят узнать больше о том, как работают те или иные материалы, какие эффекты можно достичь, комбинируя разные подходы.
  4. Коллективное творчество: Участие в групповых проектах и обмен опытом с другими детьми также усиливает интерес к рисованию. Совместное создание произведений искусства развивает социальные навыки и чувство принадлежности к коллективу.
  5. Раскрытие индивидуальности: Опытно-экспериментальная деятельность дает возможность каждому ребенку выразить свою индивидуальность. Нет правильного или неправильного способа рисовать, каждый ребенок находит свой собственный стиль и подход.

Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность играет важную роль в развитии интереса детей к рисованию, расширяя их представления о возможностях искусства и развивая творческие способности.

Заключение (10 минут)

Подведение итогов мастер-класса для воспитателей: Развитие интереса дошкольников к рисованию через опытно-экспериментальную деятельность

Уважаемые коллеги, сегодня мы рассмотрели различные техники рисования, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками. Мы обсудили, как каждая из представленных техник – от акварели и гуаши до использования природных материалов и необычных методов, таких как рисование мыльными пузырями и солью – способна пробудить интерес детей к творчеству.

Опытно-экспериментальная деятельность предоставляет детям уникальную возможность исследовать окружающий мир, экспериментировать с разными материалами и техниками, и, самое главное, выражать свои мысли и чувства через искусство. Важно отметить, что такой подход развивает не только художественные навыки, но и мелкую моторику, творческое мышление, уверенность в себе и эмоциональную сферу.

Мы увидели, что разнообразие техник и материалов помогает детям раскрыть свои индивидуальные таланты и предпочтения, а также способствует формированию позитивного отношения к рисованию и искусству в целом.

Рекомендации по дальнейшему развитию интереса к рисованию у детей:

  1. Регулярные занятия: Организуйте регулярные занятия по рисованию, включающие разнообразные техники и материалы. Это позволит детям постоянно открывать для себя что-то новое и поддерживать интерес к творчеству.
  2. Создание творческой атмосферы: Оформляйте пространство группы таким образом, чтобы оно вдохновляло детей на творчество. Разместите выставки детских работ, предоставьте доступ к различным материалам и инструментам.
  3. Совместное творчество: Организуйте совместные проекты, где дети смогут работать в группах, обмениваться идеями и учиться друг у друга. Это поможет развить командный дух и повысит мотивацию.
  4. Индивидуальный подход: Обратите внимание на интересы и склонности каждого ребенка. Предоставьте им возможность выбирать технику и материалы, которые наиболее соответствуют их предпочтениям.
  5. Экскурсии и выставки: Посещайте музеи, галереи и другие культурные мероприятия вместе с детьми. Это расширит их кругозор и познакомит с работами профессиональных художников.
  6. Интеграция с другими видами деятельности: Включайте элементы рисования в другие виды занятий, такие как музыка, литература, математика. Это покажет детям, что искусство может быть связано со многими аспектами жизни.
  7. Обратная связь: Поощряйте детей делиться своими впечатлениями и мыслями о созданных работах. Это поможет им лучше осознать свои достижения и повысить самооценку.
  8. Родительское участие: Привлекайте родителей к участию в творческих проектах. Совместные занятия дома и в детском саду укрепят связь между ребенком и семьей, а также поддержат интерес к рисованию.

Надеемся, что полученные знания и опыт будут полезны вам в дальнейшей работе с детьми. Желаем вам успехов в вашем творчестве и педагогической деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"...

«Познание дошкольниками мира природы через опытно-экспериментальную деятельность»

Детское экспериментирование-один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Мастер-класс для педагогов. "Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Мастер -класс направлен на развитие творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектирования....

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Мастер-класс для педагогов«Развитие познавательных интересовдетей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»      Выполнила: Максимченко Е....