Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми »
консультация
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности».
Сегодня схемы, таблицы и картинки заменяются более близкой детской природе - игрой. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Персональный компьютер (ПК) быстро входит в жизнь ребенка. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы, игры. При поступлении в школу современный ребенок скорее всего столкнется с применением компьютеров. Поэтому детский сад и дошкольное образование, готовя ребенка к школьной деятельности, должны приобщать дошкольника к информационным технологиям. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации. Презентация - это обучающий мини мультик, электронная звуковая книжка с красивыми картинками. С помощью него можно расширить знания детей об окружающем мире, использовать игры на развитие мыслительных операции, математических представлений, пространственных и временных ориентировок, памяти, внимания, воображения и творческих способностей, пополнять словарный запас. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, показать процесс запуска ракеты, изготовление бумаги и т.д. Возможности компьютера позволяют увеличить объём материала предлагаемого для ознакомления.
В дошкольном учреждении мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций.
При наличии в дошкольных учреждениях мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора и экрана специалисты ДОУ имеют возможность создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям, является современной и отвечает требованиям общества.
Главной целью использования мультимедийных презентаций на занятиях является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Задачи мультимедийных презентаций:
Так, мультимедийные занятия позволяют решить следующие дидактические задачи:
1. Систематизировать усвоенные знания;
2. Сформировать мотивацию к учению;
3. Расширить словарный запас детей и их знания об окружающем мире;
4. Формировать звуковую культуру речи;
5. Развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразования.
- компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.
- обеспечивает возможность не только аудиально, но и визуально воспринимать информацию
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем детям, изображение на экране даёт возможность рассмотреть мелкие детали;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить процесс обучения и развития и заинтересовать детей.
- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка
- использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется эффективность внимания и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
Принципы проведения занятий с использованием мультимедийных презентаций:
1. Принцип развивающего обучения (педагогу важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).
2. Принцип систематичности и последовательности обучения (педагог должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).
3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам).
4. Принцип индивидуализации (педагог должен стремиться подойти к каждому ребенку как к личности. Занятие необходимо выстраивать с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей.
5. Принцип связи с жизнью (педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка при использовании мультимедийных презентаций:
- Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
- Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
- Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
В работе мной использовались такие презентации:
- «Помоги белочке сварить варенье»
- «Помоги мишке собрать урожай»
- «Правила поведения за столом»
- «Советы светофора»
- «Как растет цветок»
- «Хлеб»
- «Фрукты»
- «Один много»
- «Дикие животные»
- «Домашние животные»
- «Занимательная математика»
- «Мишка и дни недели»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».
Использование в работе новых компьютерных технологий имеет преимущества перед традиционным ведением ОД:- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;- иллюстраци...
Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»
В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми»
Мастер - класс для педагогов ДОУ...
Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"
Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...
Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»
Рекомендации: "Развитие познавательного интереса ребёнка через использование ИКТ"...
Мастер - класс«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».
Использования информационных технологий в работе с дошкольниками...
Развитие познавательного интереса дошкольников через использование технологии Посткроссинг
Работа была представлена на конкурсе Воспитатель года 2021...