Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников"
консультация

Исаева Оксана Анатольевна

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Консультация для воспитателей

«Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»

Подготовила

Исаева О. А.

с. Лямбирь

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

4 стадии познавательного развития

I стадия – Любопытство. Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.

II стадия – Любознательность. Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

III стадия – Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.

IV стадия – Познавательная активность – самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).

   Основные задачи реализации образовательной области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы»:

  1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
  1. Ознакомление с социальным миром:
  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
  1. Формирование элементарных математических представлений:
  • Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
  1. Ознакомление с миром природы:
  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

5. Ознакомление с предметным окружением:

  • Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и  качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
  • Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное  окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
  • Развитие умения устанавливать  причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

    Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»

  • принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
  • принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
  • принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
  • принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
  • принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
  • принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности – содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Формы работы: 

Занятия

Беседы

Досуги

Загадывание загадок

Развлечения

Викторины

Конструирование

Театрализованная деятельность

Дидактические игры

Спортивные игры

Народные игры

Экскурсии

Развивающие игры;

Изобразительная деятельность;

Опыты (экспериментирование);

Коллекционирование

Выставки

Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация,     подвижные игры).

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Создание коллекций

Изостудия.

   Методы работы:

1. Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)

2.  Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты, эксперименты.

3. Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.

Оценка эффективности работы по познавательному развитию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников"

Материал предназначен для педагого ДОУ.  Проектирование познавательно-исследовательской детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помога...

"Обновление содержания образовательной деятельности в познавательном развитии дошкольника"

quot;Обновление содержания образовательной деятельности  в познавательном развитии дошкольника"...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия:  интег...

Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».

Консультация для педагогов  «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....

6 апреля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Современные подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по познавательному развитию дошкольников. Воспитатель Карасени С.В. представила вни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....