Консультация на тему "Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников"
консультация на тему

Косьяненко Ирина Михайловна

Материал предназначен для педагого ДОУ.  Проектирование познавательно-исследовательской детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей и возрастных особенностей дошкольников. В данном материале представлено содержание проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, используя метод проектной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Шугаровский центр развития ребенка – д/с «Колосок»

Ступинского муниципального района

Консультация

На тему: «Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

Косьяненко И.М.

Декабрь  2015г

«Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

 дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица)

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей стоящих у истоков становления личности.

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются технология проектирования, основной целью корой является развитие свободной творческой личности ребенка. 

Проектирование познавательно-исследовательской детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей и возрастных особенностей дошкольников.

 В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

    Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.

В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании.

    Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 Что же это такое проект? 

Проект –в переводе с греческого – это путь исследования т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов широко используете  в сфере дошкольного образования, он  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.        

     Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка? 

  • Раскрытие творческого потенциала;
  • Умение  работать в группе ;
  • Умение направлять деятельность на решение  интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
  • Умение презентовать свою работу.

       Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Виды проектов познавательном развитии  дошкольников


По составу участников

Индивидуальный

Подгрупповой

Семейный

Парный

Групповой

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему признаку

Исследовательские; информационные; творческие; игровые; практико-ориентированные

При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как  и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Структура проекта в познавательном ребенка.

1 этап. Подготовительный.- Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Изучение и подготовка дидактического материала по выбранной теме.

2 этап. Основной. Воспитатель организовывает деятельность детей в образовательных областях, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

3 этап. Итоговый. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

При реализации любого проекта заполняется паспорт проекта 

В паспорте указывается :

- проблема,

- название проекта ,

-тип, цель проекта,

-образовательные области,

-продолжительность проекта,

-его оснащение,

-ожидаемый конечный результат,

- участники проекта,

-способ  презентации проекта.

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать сою деятельность , в группе должны быть созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.  Игра для ребенка - это познание, познание –это игра. Центры активности – это игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом,  чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить из центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, наблюдать за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком. 

Заключение.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

3. Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.

4. Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

      Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Экспериментирование  детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной  деятельности дошкольников....

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития дошкольников»

Презентация: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития  дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...

Консультация для родителей "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников"

Консультация для родителей "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников"...

Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».

Консультация для педагогов  «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....