Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Кто такой изобретатель?» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: Познакомить с творчеством человека – изобретателя Ивана Петровича Кулибина, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.
Задачи:
Образовательные:
Расширять кругозор детей о профессии изобретатель. Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано. Упражнять в подборе синонимов к слову изобретатель (умелец, творец). Совершенствовать умения детей подбирать определения к существительному (изобретатель какой). Закреплять умение описывать предмет и угадывать предмет по описанию. Поддерживать у детей интерес к устному народному творчеству (пословицы, загадки, развивать их понимание, познакомить с башкирской народной пословицей.
Развивающие:
Углубить знания детей об истории предметов, подвести к пониманию того, что человек постоянно стремился улучшить свои изобретения. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательные:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы. Побудить детей к пониманию того, что человек создал предметы для облегчения жизнедеятельности. Воспитывать уважительное отношение к природному и рукотворному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Кто такой изобретатель?» в подготовительной группе

Цель: Познакомить с творчеством человека – изобретателя Ивана Петровича Кулибина, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.
Задачи:
Образовательные:
Расширять кругозор детей о профессии изобретатель. Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано. Упражнять в подборе синонимов к слову изобретатель (умелец, творец). Совершенствовать умения детей подбирать определения к существительному (изобретатель какой). Закреплять умение описывать предмет и угадывать предмет по описанию. Поддерживать у детей интерес к устному народному творчеству (пословицы, загадки, развивать их понимание, познакомить с башкирской народной пословицей.
Развивающие:
Углубить знания детей об истории предметов, подвести к пониманию того, что человек постоянно стремился улучшить свои изобретения. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательные:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы. Побудить детей к пониманию того, что человек создал предметы для облегчения жизнедеятельности. Воспитывать уважительное отношение к природному и рукотворному миру.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
Познакомить детей с пословицами: «Дерево дорого плодами, а человек делами», «Умелые руки не знают скуки». Повторение физминуток: «Я – весёлый". Проигрывание игр: «Что на что похоже», «Определи выражение лица», «Каким был – каким стал». Использование элементов ТРИЗа «Что хорошо, а что плохо». Обсудить сходство и различия объектов природного и предметов рукотворного мира.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Мастер, умелец и изобретатель – И. П. Кулибин», письмо от Незнайки, картинки (телефон, машина, фотоаппарат, плеер, картинки для игры «Что на что похоже» (Зонт, лист, пылесос, слон, кран, водопад, петух, будильник (часы, самолет, птица, кран, жираф, настольно-печатная игра ««Каким он был – каким он стал», Цифры на стульчики и на столы, мобильный телефон воспитателя, доска.
План
1. Приветствие гостям. Пожелание доброго утра.
2. Письмо от Незнайки.
3. Беседа о понятии изобретатель (какой он).
4. Пословицы (2, обсуждение, башкирская пословица, обсуждение.)
5. Презентация о Кулибине.
6. Загадки об изобретениях Кулибина.
7. Физминутка «Что произойдет?»…
Вывод: и мы с вами можем изобретать.
8. Беседа «Чему человек научился у природы.
Вывод: природу надо любить, охранять и наблюдать.
9. Игра «Что на что похоже» (в парах).
10. Динамическая пауза «Я – веселый…»
11. Игра «Узнай по описанию» (телефон, машина, фотоаппарат, плеер). Вывод: Для чего человек придумывает эти предметы? – Чтобы облегчить жизнь и труд человека, сделать жизнь легче и веселее.
12. Игра «Каким он был – каким он стал» (по подгруппам)
Вывод: предмет меняется постоянно – подумайте, как этот предмет изменится в будущем.
- Кто вспомнит, о чем нас спрашивал Незнайка? (Ответы). Предложение отправить голосовой почтой ответ на письмо Незнайке по телефону. Включаю диктофон и записываю ответ детей на вопрос «Кто такой изобретатель?»
13. Игра-песенка «До свидания»

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла Лариса Владимировна, которая хочет узнать, чему же вы научились в подгот.группе?
Воспитатель: И не строго, а с улыбкой
Очень теплой и простой
Гостья нас встречает с вами,
Чем ответим?
Дети: Доб-ро-той!
Воспитатель: Давайте пожелаем ей и друг другу доброго утра.
Скажем вместе «Доброе утро!» (Пожелание детей).

У меня в руках письмо. Догадайтесь от кого. (Определение по голубой шляпе на конверте. Ответы детей.) «Дорогие ребята, помогите мне узнать, кто такой изобретатель» Незнайка. – Знаете ли вы, кто такой изобретатель? (Ответы детей).

Давайте вспомним, это было давным-давно, когда человек был очень близок к природе. Люди заметили, что есть животные и птицы, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти способности. Человек начал придумывать и изобретать нужные и полезные предметы для себя и других людей и стал…. изобретателем!
Изобретатель – это такой же как и мы с вами человек, но только больше наблюдал, больше интересовался, думал и рассуждал.
Значит, он какой? (Наблюдательный, любознательный, заинтересованный, рассудительный, думающий).
Как можно по-другому назвать изобретателя, который может что-то сделать и у него получается? (Творческий человек, умелый человек, умелец, фантазер, мастер своего дела, человек-«золотые руки», молодец). Повтор новых слов другими детьми.

5. Сейчас мы с вами на проекторе посмотрим и познакомимся со знаменитым мастером, умельцем и изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным(Включаю проектор)
Слайд 1.
Иван Петрович Кулибин изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Петрович был из бедной семьи, с детства работал, был трудолюбивым, аккуратным и целеустремленным человеком. Над некоторыми изобретениями он работал в течении все своей жизни. Старался сделать их лучше т полезнее для людей. Он много знал, умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.
Хотите узнать, что он изобрел?
Слайд 2.
Он изобрел удивительные часы размером с куриное яйцо, каждый час дверца в часах открывались, и золотые и серебряные куколки показывали театральное представление. Иван Кулибин подарил их царице Екатерине Второй, за это она забрала его в свои мастерские.
Слайд 3.
Иван Кулибин придумал мощный прожектор – фонарь, где свет от пламени свечки увеличивался в много раз за счет маленьких кусочков зеркала. Таким фонарем освещали мастерские, маяки.
Слайд 4.
Одним из знаменитых изобретений была телега-самокатка, в которой использовались разные рычаги, двигатель, тормоза. В ней сидел человек и управлял самокаткой. Закрываю крышку проектора.

Другие его изобретения отгадайте из загадок:
1. Я весь день жужжу-жужжу, ветерком тебя стужу. (Вентилятор)
2. Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед). Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомашина). То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись – Он тут же сам к тебе подходит. (Лифт)
Вы еще познакомитесь с его другими изобретениями. Вот такой был замечательный изобретатель. Напомните, как его звали? Иван Петрович Кулибин.

Давайте тоже что-нибудь изобретем с помощью рук. 

Физминутка «Что произойдет?»
Подними ладошки выше и сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша. А под крышей – мы с тобой. (Дети складывают руки над головой). Подними ладошки выше, а потом сложи дугой. Кто же вышел? – Вышли гуси, вот один, а вот другой. (Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук). Подними ладошки выше и сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой. Сели на стульчики.

 Чтобы научиться изобретать, мы должны научиться наблюдать за природой. Посмотрите на эти картинки 
1 картинка
Что придумал человек, глядя на летающих птиц?
Придумал диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется Чудо-птица? (Самолет).
Что общего? (Могут летать). Чем отличаются? (Птица – живой мир, самолет – предметный мир, тело у птицы покрыто перьями, а самолет создан из железа, пластика).
Что хорошего в самолете, а что плохого? ( Быстро перевозит людей, груз, летает над водой. – Надо большой разбег для взлета, не может летать в непогоду.)
2 картинка
Не может взлетать самолет с места, что придумал человек, глядя на полет стрекозы? Вертолет. Что общего? (Вертикальный взлет из-за формы предмета). Чем отличаются? (Стрекоза – живой мир, а вертолет – природный мир, у стрекозы крылья двигаются вверх-вниз, а у вертолета лопасти двигаются по кругу).

Дидактическая игра «Что на что похоже».
Предлагаю взять картинку со стола, найти пару с той - в которой есть что-то общее. Нужно объяснить свой выбор. Звучит музыкальное сопровождение.
пылесос – слон, кран – водопад, петух – будильник (часы, вертолет – стрекоза, кран – жираф). Составление предложений по образцу «Человек увидел лист и придумал зонт».
И таких примеров много. В природе можно найти много интересно, она остается мудрым учителем для человека. Природу надо любить и беречь, внимательно наблюдать и изучать.

Пальчиковая гимнастика «Я – веселый» (стоя)
Я веселый, сильный, смелый (загибаем пальцы на каждое действие)
Я все время занят делом,
Я не хнычу, не боюсь,
Быстро я всему учусь.
Я могу играть, скакать,
На луну могу слетать,
Я умелец, я творец
И вообще я молодец!
Поставить доску

Изобретатели придумали много разных предметов, которые мы сейчас используем дома и на работе. А для чего они нужны человеку? Чтобы облегчить жизнь и труд человека, сделать ее веселее и радостнее.
Поиграем в игру "Узнай по описанию"
Ребенку предлагаю взять картинку в руки, не показывая ее детям, дать определение предмета, не называя предмет.
- Аппарат, для связи друг с другом, для того, чтобы можно было разговаривать на расстоянии – телефон.
- Наземный транспорт, который помогает быстро передвигаться – машина.
- Предмет, который фотографирует – фотоаппарат.
- Предмет, с помощью которого люди слушают музыку – плеер.

Посмотрите на свои цифры на стульчиках и подойдите к столу с такой же цифрой. Сейчас будем работать по подгруппам за этими столами. Задание в подгруппе: собрать пазлы предметов «Что было сначала, что потом», договориться, кто будет рассказать об истории развития этого предмета.
1. История развития фотоаппарата: - аппарат с объективом, вместо вспышки поджигали горючее вещество, фотографии были черно-белыми; - появились первые цветные фотографии, проявка и печать занимали много времени; - «Мыльницы»; - Цифровые фотоаппараты.
Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем? Предположения детей.
2. История развития машины:
- одноместная трехколесная телега с паровым котлом; - двухместный самодвижущий экипаж на трех колесах с бензиновым двигателем; - двигатели стали мощнее, появились резиновые надувные шины, появились спортивные гоночные машины; - Современные машины с бензиновым, электрическим и водородным двигателями.
Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем?
3. История развития плеера:
- граммофон; - патефон; - магнитофон; - плеер.
Воспитатель: Подумайте, как этот предмет изменится в будущем?
4. История развития телефона:
- телефон, с которого надо было позвонить на телефонную станцию, чтобы соединили; - дисковый круглый телефон; - телефоны стали кнопочные, появился автоответчик, определитель номера, громкая связь; - мобильный телефон.
Воспитатель: Кто вспомнит, о чем нас спрашивал Незнайка? (Кто такой изобретатель) А давайте ему отправим голосовой почтой ответ на его вопрос. Включу диктофон, а вы скажите, кто такой изобретатель. (Идет запись на диктофон).

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

Конспект по организованной образовательной деятельности на тему: «Здорово - здоровым быть!" в подготовительной группе

5 февраля  в детском саду прошло занятия на тему: «Здоровые дети – в здоровой семье!». Ребята вместе с воспитателями беседовали о том, почему важно заботиться о своем здоровье, как его поддержива...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Круиз по черному морю» (подготовительная к школе группа)

Районное методическое объединениевоспитателей старших и подготовительных к школе групп  Конспекторганизованно образовательной деятельности по теме«Круиз по черному морю»(подготовительная к ш...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...

Методическая разработка конспект организованной образовательной деятельности на тему:«Знания — сила» для детей подготовительной группы

Цель: Создать условия для развития формирование элементарных математических представлений....