Инновационный проект " Развитие навыков программирования старших дошкольников посредством образовательной среды «ПиктоМир»"
проект (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное города Ростова-на-Дону
«Детский сад № 215»
г. Ростов-на-Дону
План работы по инновационной деятельности на 2023-2025 г.г.
старшей группы.
Инновационный проект
воспитатель Мартынова К.С.
Тема:«Развитие навыков программирования старших дошкольников посредством образовательной среды «ПиктоМир»»
Актуальность
Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике
Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра — это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции — восприятие, память, мышление, речь.
В современных условиях научно-техническое творчество — это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.. Основной целью развития научно-технического творчества дошкольников является развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно - исследовательских интересов. В этих условиях важной задачей детского сада является создание среды для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую возможно осуществить с применением современных цифровых технологий, что способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ.
Формы работы: индивидуальная , парная, коллективная
Методы: практический, частично-поисковый, словестный, наглядный, эвристический.
Материально-техническое оборудование: магнитная доска, карточки -команды на магнитах, проектор, пазл ковер, колонка с записью голоса робота, ободок с антенами, браслеты по количеству детей (для ориентации право, лево), раздаточный материал, планшетные компьютеры по количеству детей.
Цель проекта
Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «Пиктомир» в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
-Обеспечить освоение детьми начального опыта работы в цифровой образовательной среде ПиктоМир (на основе игрового оборудования);
- Формировать у детей элементарные навыки программирования, умение задавать работу план действий и разрабатывать для него различные задания. Обучать способам составления элементарных алгоритмов.
- Развитие у детей и навыков готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в соответствии с ФГОС ДО
- Обеспечить освоение детьми начального опыта работы в цифровой образовательной среде ПиктоМир (на основе игрового оборудования)
- Развивать методическую компетентность педагогов в области IT-творчества детей;
- Формировать основы IT-грамотности и IT-компетентности
Ожидаемый результаты:
− воспитанники будут знать основные алгоритмические понятия и определения, такие как: «алгоритм», «линейная программа», «команда», «цикл» и т.п.;
- воспитаннии научаться составлять алгоритмы , для расширения определенных ситуаций ,учитывая характеристики роботов.
− воспитанники приобретут азы пиктограммного программирования, навыки алгоритмического мышления в процессе выполнения заданий и упражнений с использованием и без использования интерактивной доски;
- развитие умений добывать и перерабатывать информацию;
полученную из разных источников (таблиц, схем);
- умение аргументировать свои ответы, выслушивать мнение других;
- научиться выделять этапы(шаги) действия;
- научиться определять правильный порядок выполнения шагов:
− у воспитанников будут сформированы устойчивые навыки ориентировки в пространстве (лево-право-вперед-назад).
Участники проекта: дети старшей группы,воспитатели группы, родители воспитанников.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Дата
| Тема | Цель | Вид | Дата реализации |
| |||
Сентябрь | Знакомство с понятием "Программа" | Формировать интерес к творческо-технической и исследовательской деятельности | Беседа Рассмотреть машину с пультом управления | 11.09.23 |
| |||
Знакомство с понятием исполнитель "Программы" | Формировать интерес к творческо-технической и исследовательской деятельности | Беседа Рассмотреть игрушку танцующий лягушонок | 19.09.23 |
| ||||
Знакомство с понятием алгоритм | Формировать начальные знания и элементарные представления об алгоритме | Ориентировка на листе бумаги | 26.09.23 |
| ||||
Октябрь
| Знакомство с понятием исполнитель "Робот", «Команда»,«Исполнитель команды» | Формировать интерес к творческо-технической и исследовательской деятельности | Беседа Рассмотреть игрушек,организация выставки «Роботы помощники" | 24.10.23 |
| |||
Учимся правильно выполнять действия алгоритма | Учить составлять алгоритм и самостоятельно корректировать пошаговое выполнение действий алгоритма | Под.игра "Двигайся по схеме
| 30.10.23 |
| ||||
Н О Я Б Р ь
|
|
|
|
| ||||
Кто такой «Ползун» и что он умеет делать? | Закрепили умение ориентироваться в пространствев процессе передвижения. | Подвижная игра с роботом «Ползуном» | 5.11.23 |
| ||||
Управляем реальным роботом
| Знакомство с понятием «Игровое поле». Прогромирование лого-робота «Пчелка» | Подвижная игра с роботом «Пчелка» | 9.11.23 |
| ||||
Учимся задавать команды | Закрепление таких понятий как «старт,финиш,маршрут» | Подвижная игра на тренеровачной площадке Двигуна» | 22.11.23 |
| ||||
Декабрь | Мастер –класс для родителей | Повысить компетентность родителей в вопросах программирования. Обьяснить родителям необходимости внедрения программирования в жизни дошкольника. | Дид.игра Следуй по схеме, Подвижная игра с роботом «Пчелка» | 02.12.23 |
| |||
Знакомство с роботом Вертуном на бумаге | Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве в процессе передвижения .Учить составлять маршрут для робота, а так же развивать память. | Ориентировка по клеточкам на бумаге | 14.12.23 |
| ||||
Новый год с роботами | Учить различать пространственные отношения
| Под. Игра с роботом | 22.12.23 |
| ||||
Январь | "Площадка космодрома" | Учить составлять маршрут для ракеты, различать пространственные отношения | Ориентировка по клеточкам на бумаге | 11.01.24 |
| |||
"Взлет ракеты" | Закреплять самостоятельное составление маршрута передвижения ракеты, развивать воображение и память. | Ориентировка по клеточкам на бумаге | 17.01.24 |
| ||||
"Что сначала, что потом" | Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве в процессе передвижения последовательно выстраивая траекторию передвижения. | Дид.игра Следуй по схеме | 26.01.24 |
| ||||
Февральльль | "Помощник Вилли"(на бумаге) | Закрепить навыки ориентировки на листе бумаги(на лево, вперед на право, назад) | Ориентировка на листе бумаги | 5.02.24 |
| |||
Ориентировка по плану | Развивать логическое, пространственное мышление. | Ориентировка по клеточкам на бумаге | 12.02.24 |
| ||||
"ПиктоМир и ПДД изучаем мы везде
| Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять алгоритм для прохождения заданного маршрута. | Ориентировка по клеточкам в пространстве. | 14.02.24 | |||||
М А Р Т | Веселые загадки для Вертуна и Вилли | Учить создавать действующие модели роботов-исполнителей с помощью предметов. | Словесная игра Исполнитель программы | 6.03.24 | ||||
Составь такой же узор | Развивать зрительно моторную координацию и умение решать нестандартные задачи. Учить складывать узор из лего-кирпичей по предложенной схеме. | Ориентировка по клеточкам на бумаге | 13.03.24 | |||||
«Всемирный день водных ресурсов» | Развивать внимание и логическое пространственное мышление. Учить анализировать и развивать зрительное внимание.Составление схем с помощью игрына тренеровочной площадке Двигуна. | Ориентировка в пространстве через игру. | 22.03.24 | |||||
Апрель | Напольный лабиринт | Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять алгоритм для прохождения заданного маршрута. | Ориентировка в открытом пространстве через игру | 02.03.24 | ||||
Кто ушел и кто стоял? | Учить называть и различать пространственные отношения. | Дид.игра по теме | 10.03.24 | |||||
Загадки "Веселые палочки" | Активировать в речи слова(вверху, внизу, справа, слева) и закреплять навыки ориентировки на листе бумаги. | Словесная игра по теме | 29.03.24 | |||||
Май | Путешествие в страну логики
| Закреплять навыки ориентировки в микропространстве и активировать слова (вверху, внизу, слева, справа) | Дид.игры по теме | 7.05.24 | ||||
Ищем клад
| Формировать навыки ориентирования и движения на местности по заданной схеме используя условные знаки. Развивать быстроту реакции . | Малопод.игры по теме | 14.05.24 | |||||
Знакомство с планшетом и техникой
| Учить соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой,предметами необходимыми при организации игр с моделями, игр -театрализаций с детьми. | Инд работа с детьми по ОБЖ Театр.игры
| 25.05.24 | |||||
Июнь
|
Мониторинг
| Выявить освоение детьми начального опыта работы в цифровой образовательной среде ПиктоМир (на основе игрового оборудования);
|
Инд работа с детьми |
| ||||
Выявить навыки алгоритмического мышления в процессе выполнения заданий и упражнений с использованием и без использования интерактивной доски;
|
Инд работа с детьми |
| ||||||
Июль
| Бескомпьютерные игры на плоскости, игровые упражнения | Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве в процессе передвижения последовательно выстраивая траекторию передвижения. | Дид.игры по теме
|
| ||||
Игры с роботом Ползуном «Экскурсовод»
|
Развитие и активизация знаний детей о родном городе по средствам современной среды «ПиктоМир»
|
Подвижная игра с роботом «Ползуном» |
| |||||
Август
|
Игры с роботами Двигуном и Тягуном «Собери созвездие» | Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве в процессе передвижения последовательно выстраивая траекторию передвижения.
|
Подвижная игра с роботами «Двигуном и Тягуном» |
| ||||
Игры с роботом Ползуном «Из чего мой дом и какой он» | Развивать пространственный представления.
| Подвижная игра с роботом «Ползуном»
|
| |||||
Игры с роботами Двигун и Тягун «Овощи и фрукты» | Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве в процессе передвижения последовательно выстраивая траекторию передвижения. |
Подвижная игра с роботами «Двигуном и Тягуном» |
| |||||
Список литературы, интернет-ресурсов:
- Бесшапошников Н.О., Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Собакинских О.В «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.
- А.Левенчук «Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» 98015
- Бастрыкина А.Ю «Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий» Тамбов, 2019г.
- Бревнова Ю.А, Коч Л.А «Дошколенок + компьютер»
- Рогожкина И.Б, Кушниренко А.Г «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011г
- Кушниренко А.Г. «ПиктоМир: опыт использования и новые платформы», 2011






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»
Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»
Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"
Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...

Проект «Создание системы работы по развитию речи дошкольников посредством образовательной среды в условиях образовательной программы дошкольного учреждения»
Данный проект является дополнением к существующей основной общеразвивающей программе, которая разрабатывалась главным образом усовершенствованная программа по развитию речи.Целью разработки проекта ст...
Презентация педагогического проекта "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников посредством социо-игровой технологии"
Презентация содержит: паспорт проекта и фотоотчет по его реализации....

Инновационный проект "Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр"
Цель проекта: повышение уровня мыслительных процессов у детей старшего дошкольникого возраста средствами развивающих игр...

Мастер – класс для педагогов «Использование и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников цифровой образовательной среды ПиктоМир»
Мастер – класс для педагогов «Использование и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников цифровой образовательной среды ПиктоМир»Цель: повышение професси...