Мастер-класс "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"
материал

Ленешмидт Татьяна Геннадьевна

Мастер-класс "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников  средствами геймифицированных технологий"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Ленешмидт Татьяна Геннадьевна,

                                                      воспитатель

                                                                           МАДОУ №15 «Сибирячок»

                                                                     

РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  СРЕДСТВАМИ ГЕЙМИФИЦИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: программирование, логическое мышление, геймифицированные технологии, STEAM-лаборатория.

Цель: организация пространства для демонстрации педагогического опыта и профессионального общения участников мастер-класса.

Задачи:

Познакомить с актуальностью внедрения Steam-лаборатории в образовательный процесс.

 Познакомить с понятием алгоритмическое мышление и продемонстрировать приемы работы с робомышью.

Актуальность. Современные дети живут в эпоху цифровых технологий. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. На сегодняшний день, современные дети имеют большое количество вариантов подобных игрушек-роботов, которые одновременно обучают и развивают.

   Порой, придя в детский сад, дошкольникам уже не интересно просто рассматривать картинки, играть со статичными игрушками. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес дошкольников к образовательной деятельности и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования.

  Федеральная образовательная программа дошкольного образования задает вектор развития в данном направлении, сформулировав планируемый результат освоения программы: «ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и т.п…..».

В связи с этим актуальной становится задача формирования у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.

Steam-технологии обеспечивают развитие у дошкольников творческого мышления, логического мышления, инициативности, интереса к науке, способности к нестандартным решениям. Поэтому мы создаем условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, познавательно-исследовательской деятельности через организацию Steam-лаборатории.

Цель: развитие алгоритмического мышления дошкольников через  внедрение Steam-лаборатории в образовательное пространство группы.

Задачи:

Учить дошкольников управлять роботом, используя элементарное программирование по условиям, с ограниченным выбором.

Учить планировать свою деятельность, результат своей деятельности.

Учить анализировать результат.

Развивать алгоритмическое мышление: мыслительные операции синтеза, анализа.

Развивать интерес к научным знаниям, науке в целом.

Программа построена по модулям: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии».  К каждому образовательному модулю сформулированы образовательные результаты.

Практическая часть

Прошу вас ответить на вопросы:

Могут ли дети научится программировать прежде, чем они смогут читать и писать?

Понимают ли дети, что такое алгоритм?

Можно ли заниматься программированием без компьютера и планшета?

В своей педагогической деятельности реализую программу «Steam-лаборатория» Беляк Екатерины Александровны, создавая условия для развития алгоритмического мышления у дошкольников, используя геймифицированные технологии.

Геймифицированные образовано от слова «game» - игра. Геймицированные технологии – это игровые технологии с приемом гаджетов, в нашем случае это робомышь Микибот,  которая создает игровую ситуацию.

Алгоритмическое мышление - это совокупность мыслительных действий, целенаправленных на решение каких либо задач, в результате которых создается алгоритм, который является продуктом человеческой деятельности.

Алгоритмическое мышление необходимо развивать, чтобы понимать как все устроено. Без алгоритмического мышления не обходится ни один процесс в реальности. В основе развития алгоритмическое мышление лежит сформированное и развитое логическое мышление.

Скажите, а где в жизни можно встретить алгоритм?

Мы это делаем каждый день, но не задумываемся об этом, делаем автоматически. Это называется алгоритмом действий и занимается этим раздел знаний - информатика.

Сегодня я вас хочу познакомить с приемами работы, которые направлены на развитие алгоритмического мышления.

Вся наша деятельность с детьми игра. А помогает нам в игре робомышь.

При изучении научно-методической литературы, интернет ресурсов мною были выделены особенности STEAM-подхода к организации детской деятельности:

- Ролевая смена позиции педагог-воспитанник

  Дети – коллеги, исследователи и экспериментаторы.

- Смещение понятия субъект-объект обучения

Дети обучают инопланетного робота Микибота, знакомят его с нашим миром. Это важная роль для ребенка, которая повышает его статус и наделяет ответственностью.

- Единая сюжетная линия всех образовательных ситуаций и уникальном сценарии каждого занятия.

С далёкой планеты, где живут умные мышки, в наш сад прилетел робот Микибот. Вместе с детьми он открывает законы нашего мира, математики, физики, химии, астрономии.

Знакомство с гаджетом (робомышь Микибот).

На спинке у Микибота есть кнопочки в виде стрелок и круглые. С помощью которых дети его программируют. (право, лево, вперёд,назад,подача сигнала, запуск, сброс программ)

Наш Микибот очень любит изучать нашу планету Земля, а дети в роли воспитателей ему во всё помогают. На занятия по steam-лаборатории ребята работают с помощью карточек- стрелок, они состовляют алгоритмы, программируют робомышь, чтобы он мог добраться до какого либо объекта. Для этого у нас есть готовые поля и поля изготовленые совместно с детьми.

Микибот у нас гулял по городу, парку, ходил на рыбалку, искал себе еду, танцевал и многое другое.

На первом этапе, когда дети плохо ориентировались в понятиях направо, налево, они использовали цвет стрелок, на сегодняшний день, дети без труда употребляют пространственные термины «направо», «налево». И с легкостью употребляют их  жизненных ситуациях.

Давайте на практике познакомимся с приемами развития алгоритмического мышления  средствами геймифицированных технологий.

Разбивка участников мастер-класса на две команды.

Задание № 1 «Солнечная система».

«Построить путь для Микибота до планеты Меркурий (длинным путь, короткий путь)».

С каждым разом задачи и задания усложняются.

В результате данной работы, дети могут составлять последовательность действий, учатся элементарному программированию с условиями и без условий.

Дети учатся договариваться, приходить к единому мнению, работать на единую цель команды.

Задание № 2 «Построим лабиринты для Микибота» (задания с усложнением).

В процессе данной работы у детей формируются навыки программирования по условию, дети учатся заранее выстраивать и планировать действия Микибота, тем самым развивая мыслительные операции анализа и синтеза. Дошкольники учатся делать выводы, основанные на эмпирическом наблюдении, знакомятся с понятиями «вероятность», «случайное событие», умеют ориентироваться на разных видах карт.

Таким образом, внедряя STEAM в образовательную деятельность у дошкольников развивается не только воображение, но и различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, техническое, пространственное.

Объем освоения программы А.Е. Беляк «Детская универсальная STEAM-лаборатория» (показатели):

Раздел программы

Показатели

«Основы программирования»

Управление роботом

Составление последовательности действий

Программирование: пошаговое, последовательности действий, цикла, с условием выбора

Целеполагание

Поиск решений, в т.ч альтернативных

Анализ результатов

Синтез творческого и инженерного мышления

«Основы математики и теории вероятности»

Анализ предметов окружающего мира, с распознаванием в них геометрических фигур

Программирование с  выбором (цвет, фигура, близко\далеко и т.д)

Программирование с ограниченным выбором

Проведение исследований вероятности с определением всех возможных вариантов

Литература

Беляк Е.А. Детская универсальная STEAM-лаборатория: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019. – 472 с.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль геймифицированных технологий в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Роль геймифицированных технологий в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения "

В данной статье из опыта работы представлены различные средства педагогической практики, направленные на развитие алгоритмического мышленя у детей дошкольного возраста"....

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования алгоритмического мышления  у дошкольников. Авторы приводят примеры игр для формирования алгоритмического мышления  у дошкольников, а ...

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)

ВведениеАктуальность внедрения алгоритмики значима в ДОУ, так как:является эффективным средством для интеллектуального  развития  дошкольников,позволяет педагогу сочетать образование, воспит...

Развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены задачи, формы работы с детьми по р...

Развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены задачи, формы работы с детьми по р...

Презентация к мастер-классу "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"

Презентация к мастер-классу "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников  средствами геймифицированных технологий"...