Мастер-класс "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"
материал
Мастер-класс "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ленешмидт Татьяна Геннадьевна,
воспитатель
МАДОУ №15 «Сибирячок»
РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГЕЙМИФИЦИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ключевые слова: программирование, логическое мышление, геймифицированные технологии, STEAM-лаборатория.
Цель: организация пространства для демонстрации педагогического опыта и профессионального общения участников мастер-класса.
Задачи:
Познакомить с актуальностью внедрения Steam-лаборатории в образовательный процесс.
Познакомить с понятием алгоритмическое мышление и продемонстрировать приемы работы с робомышью.
Актуальность. Современные дети живут в эпоху цифровых технологий. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. На сегодняшний день, современные дети имеют большое количество вариантов подобных игрушек-роботов, которые одновременно обучают и развивают.
Порой, придя в детский сад, дошкольникам уже не интересно просто рассматривать картинки, играть со статичными игрушками. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес дошкольников к образовательной деятельности и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования задает вектор развития в данном направлении, сформулировав планируемый результат освоения программы: «ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и т.п…..».
В связи с этим актуальной становится задача формирования у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков.
Steam-технологии обеспечивают развитие у дошкольников творческого мышления, логического мышления, инициативности, интереса к науке, способности к нестандартным решениям. Поэтому мы создаем условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, познавательно-исследовательской деятельности через организацию Steam-лаборатории.
Цель: развитие алгоритмического мышления дошкольников через внедрение Steam-лаборатории в образовательное пространство группы.
Задачи:
Учить дошкольников управлять роботом, используя элементарное программирование по условиям, с ограниченным выбором.
Учить планировать свою деятельность, результат своей деятельности.
Учить анализировать результат.
Развивать алгоритмическое мышление: мыслительные операции синтеза, анализа.
Развивать интерес к научным знаниям, науке в целом.
Программа построена по модулям: «Основы программирования», «Основы математики и теории вероятности», «Основы картографии и астрономии», «Основы криптографии». К каждому образовательному модулю сформулированы образовательные результаты.
Практическая часть
Прошу вас ответить на вопросы:
Могут ли дети научится программировать прежде, чем они смогут читать и писать?
Понимают ли дети, что такое алгоритм?
Можно ли заниматься программированием без компьютера и планшета?
В своей педагогической деятельности реализую программу «Steam-лаборатория» Беляк Екатерины Александровны, создавая условия для развития алгоритмического мышления у дошкольников, используя геймифицированные технологии.
Геймифицированные образовано от слова «game» - игра. Геймицированные технологии – это игровые технологии с приемом гаджетов, в нашем случае это робомышь Микибот, которая создает игровую ситуацию.
Алгоритмическое мышление - это совокупность мыслительных действий, целенаправленных на решение каких либо задач, в результате которых создается алгоритм, который является продуктом человеческой деятельности.
Алгоритмическое мышление необходимо развивать, чтобы понимать как все устроено. Без алгоритмического мышления не обходится ни один процесс в реальности. В основе развития алгоритмическое мышление лежит сформированное и развитое логическое мышление.
Скажите, а где в жизни можно встретить алгоритм?
Мы это делаем каждый день, но не задумываемся об этом, делаем автоматически. Это называется алгоритмом действий и занимается этим раздел знаний - информатика.
Сегодня я вас хочу познакомить с приемами работы, которые направлены на развитие алгоритмического мышления.
Вся наша деятельность с детьми игра. А помогает нам в игре робомышь.
При изучении научно-методической литературы, интернет ресурсов мною были выделены особенности STEAM-подхода к организации детской деятельности:
- Ролевая смена позиции педагог-воспитанник
Дети – коллеги, исследователи и экспериментаторы.
- Смещение понятия субъект-объект обучения
Дети обучают инопланетного робота Микибота, знакомят его с нашим миром. Это важная роль для ребенка, которая повышает его статус и наделяет ответственностью.
- Единая сюжетная линия всех образовательных ситуаций и уникальном сценарии каждого занятия.
С далёкой планеты, где живут умные мышки, в наш сад прилетел робот Микибот. Вместе с детьми он открывает законы нашего мира, математики, физики, химии, астрономии.
Знакомство с гаджетом (робомышь Микибот).
На спинке у Микибота есть кнопочки в виде стрелок и круглые. С помощью которых дети его программируют. (право, лево, вперёд,назад,подача сигнала, запуск, сброс программ)
Наш Микибот очень любит изучать нашу планету Земля, а дети в роли воспитателей ему во всё помогают. На занятия по steam-лаборатории ребята работают с помощью карточек- стрелок, они состовляют алгоритмы, программируют робомышь, чтобы он мог добраться до какого либо объекта. Для этого у нас есть готовые поля и поля изготовленые совместно с детьми.
Микибот у нас гулял по городу, парку, ходил на рыбалку, искал себе еду, танцевал и многое другое.
На первом этапе, когда дети плохо ориентировались в понятиях направо, налево, они использовали цвет стрелок, на сегодняшний день, дети без труда употребляют пространственные термины «направо», «налево». И с легкостью употребляют их жизненных ситуациях.
Давайте на практике познакомимся с приемами развития алгоритмического мышления средствами геймифицированных технологий.
Разбивка участников мастер-класса на две команды.
Задание № 1 «Солнечная система».
«Построить путь для Микибота до планеты Меркурий (длинным путь, короткий путь)».
С каждым разом задачи и задания усложняются.
В результате данной работы, дети могут составлять последовательность действий, учатся элементарному программированию с условиями и без условий.
Дети учатся договариваться, приходить к единому мнению, работать на единую цель команды.
Задание № 2 «Построим лабиринты для Микибота» (задания с усложнением).
В процессе данной работы у детей формируются навыки программирования по условию, дети учатся заранее выстраивать и планировать действия Микибота, тем самым развивая мыслительные операции анализа и синтеза. Дошкольники учатся делать выводы, основанные на эмпирическом наблюдении, знакомятся с понятиями «вероятность», «случайное событие», умеют ориентироваться на разных видах карт.
Таким образом, внедряя STEAM в образовательную деятельность у дошкольников развивается не только воображение, но и различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, техническое, пространственное.
Объем освоения программы А.Е. Беляк «Детская универсальная STEAM-лаборатория» (показатели):
Раздел программы | Показатели |
«Основы программирования» | Управление роботом |
Составление последовательности действий | |
Программирование: пошаговое, последовательности действий, цикла, с условием выбора | |
Целеполагание | |
Поиск решений, в т.ч альтернативных | |
Анализ результатов | |
Синтез творческого и инженерного мышления | |
«Основы математики и теории вероятности» | Анализ предметов окружающего мира, с распознаванием в них геометрических фигур |
Программирование с выбором (цвет, фигура, близко\далеко и т.д) | |
Программирование с ограниченным выбором | |
Проведение исследований вероятности с определением всех возможных вариантов |
Литература
Беляк Е.А. Детская универсальная STEAM-лаборатория: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019. – 472 с.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль геймифицированных технологий в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Роль геймифицированных технологий в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: "Создание условий для развития алгоритмического мышления у старших дошкольников с нарушениями зрения "
В данной статье из опыта работы представлены различные средства педагогической практики, направленные на развитие алгоритмического мышленя у детей дошкольного возраста"....

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования алгоритмического мышления у дошкольников. Авторы приводят примеры игр для формирования алгоритмического мышления у дошкольников, а ...

ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)
ВведениеАктуальность внедрения алгоритмики значима в ДОУ, так как:является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,позволяет педагогу сочетать образование, воспит...

Развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается актуальность проблемы развития предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены задачи, формы работы с детьми по р...

Развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается актуальность проблемы развития предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены задачи, формы работы с детьми по р...

Презентация к мастер-классу "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"
Презентация к мастер-классу "Развитие алгоритмического мышления старших дошкольников средствами геймифицированных технологий"...