Развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Гончарова Марина Васильевна

В статье раскрывается актуальность проблемы развития предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены задачи, формы работы с детьми по развитию предпосылок логического и алгоритмического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nk-547_goncharova_vlasenko_statya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова М.В., Власенко Н.А.

воспитатели, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Антошка»

г. Белгород, РФ

РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛОГИЧЕСКОГО И АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы развития предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены задачи, формы работы с детьми по развитию предпосылок логического и алгоритмического мышления.

Ключевые слова

Алгоритмика, алгоритмическое мышление, логическое мышление, элементы программирования, дети старшего дошкольного возраста.

В современном обществе, погруженном в информатизацию, актуальным является использование компьютеров и робототехники. Это касается всех областей современной жизни от производства до образования, в том числе дошкольного образования.

В нашем ДОУ реализуются задачи по развитию предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Сначала определимся, что такое алгоритмическое и логическое мышление.

Алгоритмическое мышление представляет собой навык определения последовательности действий для достижения цели. Задача разбивается на части и становится понятной [3]. Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности [1].

У старших дошкольников полностью не сформировано логическое и алгоритмическое мышление в силу возрастных особенностей, поэтому педагогам дошкольного образования необходимо реализовывать целенаправленную и систематическую работу в данном направлении.

Рекомендуется решать следующие задачи по развитию предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста [2] (рис. 1):

Рис. 1. Задачи

Работу по развитию предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста реализуем через следующие формы: индивидуальная работа за планшетом: выполнение заданий, создание программ и др.; работа с раздаточным и демонстрационным материалом: игры, имитирующие программирование на планшете, объяснение нового материала, отработка навыков программирования; подвижные игры на концентрацию и развитие внимания; обсуждение: рефлексия, придумывание историй в процессе создания программ или проектов, обсуждение возможных решений заданий и др.; создание своих проектов.

В нашем детском саду воспитанники осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием – робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки. Большой популярностью пользуются игры, в которых один ребенок изображает Капитана, отдающего команды, а другой – выполняющего их Робота, строят различные лабиринты для Робота, запускают двух Роботов, которые могут передавать друг другу важные сообщения, устраивают различные соревнования, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т.д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах.

Таким образом, развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста является очень сложным процессом, требующим от педагогов определенных знаний, целенаправленности и систематичности, учета возрастных особенностей детей, и их возможностей.

Список использованной литературы

1.Алгоритмика: развитие логического и алгоритмического мышления детей 6-7 лет: парциальная программа. М.: Просвещение, 2023. 31 с.

2.Лобанова Е.Б. Опыт использования алгоритмики и робототехники в дошкольном образовательном учреждении / Е.Б. Лобанова, В.М. Маркелова // Молодой ученый. 2021. № 23 (365). С. 318-322

3.Собянина Н.В. Значение алгоритмического мышления в дошкольном возрасте// Воспитатель детского сада. 2018.

© Гончарова М.В., Власенко Н.А., 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

«Развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей 6–7 лет посредством использования цифровых средств (планшетов)»

Знакомство старших дошкольников с элементами программирования с использованием игровых средств (планшетов)...

Развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы развития предпосылок логического и алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлены задачи, формы работы с детьми по р...