Мастер-класс : «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального искусства»
методическая разработка

Ананьева Людмила Александровна

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.  Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_master_klass_ananeva.docx24.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Аленушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области  средней общеобразовательной школы №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино муниципального  района Клявлинский Самарской области

Мастер-класс

ТЕМА:

«Формирование нравственно-патриотических

чувств у детей дошкольного возраста

посредством музыкального искусства»




Автор:

музыкальный руководитель

Ананьева Людмила Александровна


2022г.

Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических чувств посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.

Задачи:

  • обучить участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого опыта, и способам достижения намеченных результатов;
  • активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса;
  • мотивировать участников мастер-класса к применению в образовательной деятельности технологии процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества.

Материалы и оборудование:  музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, дудочка, свистулька, бубенцы), ватманы с контуром музыкальных инструментов, заготовки украшений из бумаги, клеящие карандаши.

«Музыка сопровождает человека в течение всей жизни.

Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

 Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…

Людям нужны все виды музыки-от простого напева свирели

 до звучания огромного симфонического оркестра,

от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат»

 Д. Шостакович

 «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» - говорил Аристотель. Воспитание молодежи начинается в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

  Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.  Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения  данной задачи,  связана,  прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный  и длительный, требующий от педагогов большой  личной убежденности и вдохновения. Эта работа  должна вестись во всех возрастных группах, в   разных   видах   деятельности  и  по  разным направлениям.

  Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

   Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мной в слушании и музыкально - ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра.

Сегодня мы с вами будем играть на музыкальных инструментах, озвучивать картины, заниматься коллективным творчеством, слушать музыку – и все это мы будем делать на основе народного музыкально-игрового материала.

Я пришла к вам не с пустыми руками. У меня есть один знакомый – мастер на все руки, он делает просто замечательные музыкальные инструменты – вот они (раздаю). Приглашаю всех сыграть в оркестре!

Игра в оркестре русских народных инструментов «Добрый мастер»

с применением ИКТ

- Какую замечательную музыку вы сыграли! Просто молодцы! Через игру на народных музыкальных инструментах дети приобщаются к своей родной культуре.

- Скажите, а вы когда-нибудь слышали, как звучат картины? У них тоже есть своя музыка. Сейчас мы с вами озвучим картину с помощью народных музыкальных инструментов. Я сочинила небольшой рассказ по картине, и буду рассказывать его вам, а вы будете озвучивать действия музыкальными инструментами.

Участники мастер-класса разбирают инструменты по выбору

Озвучивание картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

народными музыкальными инструментами

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку  погулять. 

Пошли они через поле в лесок. (ложки)

Стали они собирать грибы, ягоды, аукаться,  (дудочки)

Птичек слушать.   (свистульки)

Не заметила Машенька, как набежали тучи,  (бубенцы )

Потемнело кругом, загремел гром.    (бубен)

Тут посмотрела девочка на небо – ахнула. (трещотка)

Взяла Ванечку за руку и побежала.  (ложки)

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал.   (треугольник)

А тучи все темнее, гром все громче.  (бубенцы, затем бубен громко)

Тогда схватила Машенька братишку,

Посадила себе за плечи  и припустилась со всех ног. 

                                                      (ложки и колотушки в быстром темпе)

Сверкала молния, шумел ветер, гремел гром.  (тарелки)

Было страшно. Но Машенька не бросила брата.

Упали первые капли дождя. (колокольчик)

Ребята добежали до деревни, (ложки)

И, когда начался ливень,   (колокольчик в быстром темпе)       

Брат и сестра были уже дома. (глиссандо на металлофоне)

- Данный вид деятельности, помимо того, что приобщает ребят к народной культуре через игру на народных инструментах, он еще развивает у них творческие способности, фантазию, воображение.

- А у меня еще есть музыкальные инструменты, вот только они почему-то молчат. (На ватмане нарисованы контуры народного музыкального инструмента балалайки 2 шт.) Как вы думаете, почему они не играют? (Потому что они не украшены). Давайте украсим их, чтобы они зазвучали чудесными звуками.

Слушание музыки «Ах, вы, сени»

Коллективная работа - аппликация

«Украшение народных музыкальных инструментов»

Участники мастер-класса украшают музыкальные инструменты, наклеивая заготовки украшений из бумаги (цветочки, ягодки, завитки).

  -   Вот и зазвучали наши инструменты. А вы обратили внимание на то, какая музыка звучала, когда вы украшали музыкальные инструменты? (Русская народная).

- Коллективное творчество способствует сплочению детского коллектива, а слушание народной музыки способствует приобщению ребят к своей культуре, знакомству с образцами народного творчества.

- Сегодня я создала для вас условия, раскрывающие мою технологию процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества. Мы опробовали ее с вами на практике. И я очень надеюсь, что вам понравилось!






Использованные источники:

Авторская разработка.

https://infourok.ru/masterklass-na-temu-formirovanie-nravstvennopatrioticheskih-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-muzikalnogo-iskusst-1794666.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

Мастер- класс «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства»

Цель: создание условий для повышения  профессиональной компетенции педагогов  в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств  посредством народной музыки, полу...

Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального и театрального искусства"

В данной работе я углубила теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Познакомила педагогов с современ...

Мастер-класс для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством конструкторов Лего»

Мастер - класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы с родителями. В личном опыте мастер - класс использовался при организации инновацион...