Краткосрочный творческий проект по художественно - эстетическому развитию детей «Рисуем музыку»
проект
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина
ж.-д. ст.Клявлино
Краткосрочный творческий проект
по художественно - эстетическому развитию детей
«Рисуем музыку»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Ананьева Л.А.
Воспитатель
Бухарцева И.В.
ст.Клявлино,2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах, несвязанных звуках и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
Низкокачественная музыкальная продукция насаждается и заполняет эфир средств массовой информации. Эта музыка способствует развитию дурного вкуса у подрастающего поколения, что ведет к искаженному представлению о музыкальном наследии и музыкальной культуре общества в целом.
Через музыку, рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание, чувство прекрасного. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Мы постарались как можно ближе синтезировать музыку и живопись в данном проекте, «увидеть» музыку или услышать «картину» для того, чтобы формировать у детей полное представление мира. Так как эти виды искусства взаимосвязаны и вытекают одно из другого.
Предполагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей.
Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей и педагогов.
Задачи:
- Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
- Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
- Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
- Учить детей слушать и понимать музыку, определять характер музыки, ее настроение.
- Учить детей воплощать музыку в рисунках, передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
- Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие, мышление, воображение и познавательную активность. Поощрять инициативу и самостоятельность.
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Сроки проведения: 05.04.2021 – 09.04.2021.
Участники проекта: дети старшего возраста, музыкальный руководитель, воспитатель.
Описание деятельности в ходе проекта
Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные принципы:
- развивающего образования;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Методы и приёмы:
- Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы, мониторинг.
- Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
- Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
- Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина").
- Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т.д.
Формы реализации проекта:
- НОД по слушанию музыки интегрированного характера: музыка-рисование, музыка-поэзия, музыка-живопись.
- Слушание музыки.
- Продуктивная деятельность в НОДе и самостоятельной деятельности детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
- Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
- Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
- Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
- Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
- Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
В соответствии с поставленной целью и задачами проекта были определены основные этапы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1-й этап. Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: репродукций известных художников и музыкальных произведений;
- обновление центра по изобразительной деятельности в ДОУ и группах;
- обновление необходимых материалов для творческой деятельности детей;
2 этап. Основной. Разработка проекта.
- Музыкальное занятие - вхождение в тему. Занятие состоит из слушания музыки на заданную тему, беседа с детьми о музыкальных образах, характере, особенностях произведения.
- Рисование - включает в себя знакомство с произведениями художников на заданную тему, беседа о приемах рисования, нетрадиционных техниках, способах передачи образа, продуктивная деятельность.
- Закрепление темы - занятие включает в себя рассматриваний картин, иллюстраций, чтение стихов, художественных произведений на заданную тему. Беседа с детьми о новом материале.
- Интегрированное занятие.
Перспективный план
Апрель 2021
Месяц | Совместная деятельность детей и педагогов | |
Музыкальный руководитель | Воспитатель | |
05.04.2021 | Беседа «Загадочные образы в музыке». Слушание разнохарактерной музыки. Слушание произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена года». | Просмотр разнохарактерных иллюстраций. Закрепление нового материала. |
06.04.2021 | Беседа о характере и музыкальных образах. Закреплять умение воспринимать смену настроений различного характера музыки в разных частях и в отдельных фразах. | Чтение и заучивание стихотворений на заданную тему. |
07.04.2021 | Знакомство с основными музыкальными жанрами и их особенностями (вальс, марш, песня). Знакомство с основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, гармония, динамика, регистр, характер) в доступной для детей форме. | Знакомство детей с новыми техниками рисования. Освоение нетрадиционных способов рисования. Закрепить знание цветов спектра, их оттенков: близкие по тону, контрастные, нейтральные, теплые и холодные; стимулировать свободный выбор цвета, средств выразительности в зависимости от вида рисования. |
08.04.2021 | Беседа на тему: «Музыкальные инструменты», «Мелодия». | Учить создавать сюжетную картину, передавая праздник. Беседа о цветовой гамме, характерной для передачи образов. Беседа на тему «Как нарисовать мелодию». |
09.04.2021 | Слушание веселой и грустной музыки. Слушание детских произведений, в исполнении на разных инструментах. | Рисование красками и карандашами «Рисуем музыку». Рассмотреть работы всех участников. Оформить выставку совместно с детьми. |
3 этап. Заключительный. Подведение итогов работы по проекту.
Анализ проделанной работы.
- Выявлены проблемы разработки, управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию.
- Изучен опыт коллег, научно-методическая литература по созданию перспективного плана.
- Проведён предварительный анализ выявленных возможностей, интересов детей, запросов родителей и их дифференциация.
- Спланировано и организованно взаимодействие участников проекта.
- Проведена оценка возможностей для реализации проекта.
- Создана воспитательная система по художественно-эстетическому развитию детей.
- Практическая реализация плана – проекта.
Ожидаемые результаты:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро).
Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки в музыкально-литературной гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству;
- развить вдумчивое восприятие подлинных произведений русского классического искусства;
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Предполагаем, что проект «Рисуем музыку» продолжит свою деятельность через:
- организацию музыкально-литературной гостиной;
- распространение педагогического опыта на различных уровнях;
- расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки, школы искусств и т.п.) – совместные творческие проекты.
Ресурсная база для реализации проекта:
- музыкальный зал;
- центры театрализации в группах;
- программно-методическое обеспечение.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
- Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»
- Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.
Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.
Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.
Выдающиеся русские композиторы Н.Римский – Корсаков и А.Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, «до мажор» у Н. Римского – Корсакова – «белый», «до минор» – «багряный, несколько зловещий, трагический. У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра.
Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.
Цвето – звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.
Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».
Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.
Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д. Процессуальность музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.
В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.
Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»
Известно, что дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует в представлениях о красоте музыки, ценностных ее эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.
Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, слушая с ребенком музыку, родители могут, облегчая его усвоения не только мимикой, но и интонацией, пояснить: «Какая необыкновенно ласковая, нежная музыка!» Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер музыки музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, поэтому можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, выводить ее на «голос» (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. Мимическое, интонационное, тактильное двигательное, ритмопластическое уподобление - все это помогает взрослому научить ребенка слушать и слышать музыку. Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого к музыкальному.
В старшем дошкольном возрасте дети могут более самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения. Формируются основы музыкальной культуры.
Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.
Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко». Сам по себе эмоционально – образный словарь довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синестезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая»), как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.)
Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они увидят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.
Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т.е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно – эстетической деятельности.
От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками, акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.
Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Список используемой литературы:
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М., 1998.
- Ашикова В. Воспитание культурой и красотой //Дошкольное воспитание. 2002. №5
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983.
- Боровик О.В. Развитие воображения: метод. Рекомендации.-М.: Рон, 2000.
- Боровик О.В. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1(49).
- Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М., 1977.
- Буракова О.А. Музыкальная пластика. – Екатеринбург, 2001.
- Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1. – М., 1974.
- Венгер Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М.: Просвещение, 1987.
- Ветлугина Н.А. Воспитание детей в игре // Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1983.
- Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Воронеж, 2004.
- Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. М., 2004.
- Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когито-центр. 2012г.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
- Музыкальное воспитание в детском саду./Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1981.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
- Силивон В.А. Природа детского рисунка. Мн., 2000.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии»
Список использованных репродукций произведений живописи:
- А. Матисс. Вид Колиура. (1906)
- П. Боннар. Средиземное море. Триптих. (1911)
- И. К. Айвазовский. Утро на море. (1849)
- К. Моне. Регата в Аржантее. (1872)
- Дж. Сарджент. Акварели. (1908)
- И. Глазунов. Петербург Ф.М.Достоевского. (1956)
- В. Ван-Гог. Натюрморт с бутылками. (1884)
- М. Чюрленис. Весна
- В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам "Хрустальная гора"
- В. Васнецов. Баба яга (Похищение девочки)
- К. Брюллов. Последний день Помпеи
- З. Е. Серебрякова. Озими. (1910)
- В. Г. Чернецов. Вид Саратова при закате. (1860)
- А. Куинджи. Ночь на Днепре. (1882)
- В. Борисов-Мусатов. Сон божества
- А. Дерен. Стволы деревьев. (1912)
- А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло. (1912)
Интернет источники:
- http://amnesia.pavelbers.com/
- http://nsportal.ru/detskii-sad/
- www.word4you.ru
- revolution.allbest.ru
- fan.ru
- maaam.ru
- nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по художественно-эстетическому развитию "Мы рисуем натюрморт" для детей старшей группы
НОД по художественно-эстетическому развитию "Мы рисуем натюрморт" для детей старшей группы...

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе на тему "Весна в музыке и живописи"
Целью данного итегрированного занятия (музыкальное и изо-деятельность) является развитие у детей эмоционально-художественного восприятия, формирование элементарных представлений о видах искусства, поб...

Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей раннего возраста Тема: «Рисуем без кисточек»
Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству прививается благодаря различным техникам рисовани...

Дистанционный краткосрочный проект по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в средней группе « Пчелки » Тема: «Светлая Пасха»
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического разв...

Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей младшего возраста Тема: «Рисуем без кисточек» Сроки реализации: октябрь 2020 г. – май 2021 г.
Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству прививается благодаря различным техникам рисовани...

Краткосрочный проект «ОО Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» По формированию экологических представлений у детей раннего возраста. (15.05.2022-25.05.2022) "Мы на луг ходили"
Формирование экологических представлений у детей раннего возраста на музыкальных занятиях....