Проект по нравственному воспитанию «Наши добрые дела»
проект

Перевозкина Людмила Борисовна

С младенческого возраста ребенок окружен заботой и вниманием родителей, близких, родственников. Эта доброта, проявляемая к нему, кажется ребенку совершенно естественной. И если вовремя не объяснить малышу, что доброе отношение надо не только принимать от окружающих, но и самому уметь проявлять добрые чувства, он может вырасти эгоистом, не способным проявлять добрые чувства. Чтобы этого не произошло, важно рассказать ребенку о том, что такое доброта и зачем надо быть добрым.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashi_dobrye_dela.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№14 «Брусничка»

 Проект по нравственному воспитанию

«Наши добрые дела»

разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(3-8лет) «Подсолнух»

Продолжительность: долгосрочный 2022- 2023 гг.

Тип проекта: социально-творческий.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности,

родители, воспитатели.

Возраст детей: разновозрастная группа 3-8 лет.

 Подготовила воспитатель:

Перевозкина Л.Б.

Сургут, 2023

Актуальность.

С младенческого возраста ребенок окружен заботой и вниманием родителей, близких, родственников. Эта доброта, проявляемая к нему, кажется ребенку совершенно естественной. И если вовремя не объяснить малышу, что доброе отношение надо не только принимать от окружающих, но и самому уметь проявлять добрые чувства, он может вырасти эгоистом, не способным проявлять добрые чувства. Чтобы этого не произошло, важно рассказать ребенку о том, что такое доброта и зачем надо быть добрым.   Как научить ребенка доброте? Доброту можно воспитать только добротой. С детства рядом с ребенком находятся его родители, близкие родственники, воспитатели, учителя. Показывая ребенку, что такое доброе отношение к окружающим, взрослые подают пример малышу, задают ему модель правильного поведения в обществе. При этом важно еще показать ребенку, что искренняя доброта характеризуется скромностью. Истинно добрый человек никогда не потребует ничего взамен за сделанное доброе дело и не станет хвалиться окружающим своими добрыми поступками. Доброта важна не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Если в обществе будет много истинно добрых людей, такое общество будет развиваться и процветать. Ведь там, где люди бескорыстно и искренне помогают друг другу, работа спорится, и все дела успешно выполняются. Поэтому доброта важна как для развития любого общества, так и для прогресса человечества в целом.

         Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольные годы  под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится  взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам  поведения.

Задача педагога – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

         Актуальность темы очевидна, так как формирование таких качеств, как доброта, сочувствие, отзывчивость, лежат в основе нравственного воспитания дошкольника. Фундамент этого процесса должен быть заложен в дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Создание условий для формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством совершения добрых поступков.

Задачи:

Образовательные:  

- Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям.

 - Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Развивающие:

- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей.

- Обогащать и активизировать словарь детей за счет знакомства с понятиями «вежливые слова».

- Развивать коммуникативные навыки детей.

  • Закреплять умения отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

Ожидаемые результаты:

 

Дети

  • Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
  • У детей возникает желание совершать добрые дела.
  • Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.
  • Бережно относятся к живой природе.
  • Расширилось представление о понятиях «добро» и «зло»

 
       
Родители.

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

  • Повысить уровень педагогической компетентности по нравственному воспитанию дошкольников;
  • Повысить уровень толерантности между детьми, педагогами, родителями;
  • Организовать просвещение коллег по теме «Духовно-нравственное воспитание» в рамках проекта.

 

Этапы реализации проекта.

  1. Организационный
  • Определение целей и задач проекта.

 Подбор методической литературы, иллюстрированного   материала, художественной литературы для детей.

•   Беседы с родителями, обсуждение совместной деятельности. Вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2. Основной.

  • Проведение с детьми бесед «Уроки доброты».
  • Просмотр мультфильмов "Цветик-семицветик", «Просто так», «Как ослик счастье искал».  Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы»
  • Проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке», «Цветок добрых дел».

Чтение художественной литературы, заучивание стихов: «Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, «Вовка- добрая душа» А. Барто; р.н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Хаврошечка»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал», А. Кузнецов  «Подружки»,   Е.Серова «Нехорошая история».

  • Совместное создание атрибутов к сюжетно -ролевым играм.
  • Оформление родительского уголка. Консультации по теме проекта.
  • Совместная деятельность с детьми: разучивание игр, стихов, участие в продуктивной деятельности (поделки и рисунки для мам, пап)
  • Организация совместной деятельности родителей и детей (изготовление кормушек, работа по созданию развивающей среды группы)

3. Заключительный этап.

-Выставка рисунков по теме «Герои добрых сказок»;

- Презентация проекта для родителей;

Продуктом проектной деятельности является:

- создание стенгазеты «Наши добрые дела»

- выставка рисунков «Герои добрых сказок»

- познакомить родителей с результатами работы по проекту «Наши добрые дела»

 

 План работы по реализации проекта по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Наши добрые дела»

Форма работы

Программное содержание

Сроки

реализации

Дидактические игры:

-«Что такое хорошо, что такое плохо?»,

 - «Благородные поступки»,

- «Как я дома помогаю»,

- «Цветок добрых дел»,

- «Давайте говорить друг другу комплименты»,

- «Пожелания»,

- «Вежливый ручеек»,

- «Пирамида добрых дел»

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу,

воспитывать в детях культуру поведения.

В течение всего проекта

Рассматривание демонстрационного материала: - «Уроки доброты»,

- «Я и мое поведение»,

- «Уроки вежливости»,

- «Я и другие»,

- «Чувства, эмоции».

 формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение.

Еженедельно

Беседы:

- «Доброе дело делай смело»,

- «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»

- «Что значит быть добрым?»,

- «Труд человека кормит»,  

- «Как и чем можно порадовать близких»,

- «Наши добрые слова»,

- «Как мы можем позаботиться о старших»,

- «Наши маленькие друзья»

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Еженедельно

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:

- В.Осеева «Волшебное слово», - Е.Пермяк «Самое страшное», - В.Осеева «Просто старушка», - А. Барто «Вовка - добрая душа», «Уехали»,

- Л.Н.Толстой «Старик сажал яблони»,

- О.Дриз «Добрые слова»,

- Л.Толстой «Два товарища»,

- А.Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»,

- В.Кривошеев «Добрый день»,

- В.Сухомлинский «Внучка и старый дед»,

- Н.Носов «Огурцы»,

-С.Маршак «Сказка о неизвестном герое»,

-В.Катаев «Цветик - семицветик»

- р.н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Хаврошечка».

ненецкие сказки «Айога», «Три сына», 

-Е. Благинина  «Подарок», «Как светлячок друга искал»,

-А. Кузнецов  «Подружки»,   Е.Серова «Нехорошая история»,

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.

В течение всего проекта

Трудовая деятельность в группе и на участке детского сада

Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда, воспитывать чувство ответственности за порученное дело, желание помогать товарищам, проявлять дружеские чувства.

В течение всего проекта

Занятие  «Путешествие в страну Добра»

Уточнить у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости». Закрепить знания о правилах культурного поведения и хороших манерах.

 октябрь

Путешествие  по сказкам «Добрые поступки героев сказок»

Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствиях; закрепить знание сказок.

 октябрь

Обыгрывание и обсуждение  ситуаций на нравственную тему

Сформировать  представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закрепить навыки культурного поведения.

В течение всего проекта

Участие в акции  «Покормите птиц» -  изготовление  кормушек

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них.

октябрь

Изготовление подарков для мам и бабушек. Выступление в праздничном концерте, посвященном Дню матери

Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям, желание заботиться о них.

 ноябрь

Беседа и просмотр презентации «Мы – мамины помощники»

Привлечь детей к совместной трудовой деятельности с родителями

ноябрь

Участие в акции «Елочка - зеленая иголочка» - изготовление плакатов «Не рубите ели!

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, стремление беречь растения.

декабрь

Тематический день «Спасибо»

Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов благодарности.

январь

«День помощи бездомным животным»

Объединить детей и взрослых в совместной деятельности. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, желание заботиться о них.

январь

«Посылка солдату»

Воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности. Объединить детей и взрослых в совместной деятельности.

 февраль

Изготовление подарков для мам и бабушек. Выступление в праздничном концерте, посвященном 8 марта.

Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям, желание заботиться о них.

март

Акция «Сохрани дерево»- сбор макулатуры.

Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание заботиться о ней.

март

Международный день добрых дел. Акция «Подари книгу-другу»

Воспитывать положительное отношение к младшим детям, желание помогать, делать полезные добрые поступки.

март

Акция «Книжкина больница»

Приобщать детей к полезным делам (ремонт книг). Воспитывать бережное отношение к книгам.

апрель

Выставка книг о доброте и добрых поступках

Объединить детей и взрослых в совместной деятельности.

апрель

Стенгазета «Наши добрые дела»

Формирование у родителей и детей        желания принимать    участие в совместных проектах ДОУ.

май

Выставка рисунков «Герои добрых сказок»

 

Объединить детей и взрослых в совместной деятельности.

май

Презентация проекта

Показать родителям результаты работы по проекту; поощрить активных участников проекта.

Привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году. 

май

Работа с родителями по реализации проекта по нравственному воспитанию старших дошкольников «Наши добрые дела»

Консультации:

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Воспитание в труде»;

- «Воспитание добротой»:

- «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».

Рекомендации:

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Советы для родителей:

- «Умение воспитывать в детях доброту».

Памятка «Воспитываем в ребенке доброту».

Папка-передвижка «Уроки доброты».

 Список используемой литературы:

  • Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  • Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
  • Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
  • Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
  • Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
  • Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
  • “Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М.: Просвещение, 1990 г.
  • Егорова М.В.. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.- Волгоград: Учитель.
  • Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий.-Волгоград,2010
  • Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
  • Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
  • Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре
  • Материалы с интернет- сайтов

Приложение

Картотека дидактических игр

"Что такое хорошо и что такое плохо".

Цели: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
 Демонстрационный материал: отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?  Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например: благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком   здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно  в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки;  и т.д.

«Мешок плохих поступков»

Ход игры: Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а также сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«Цветок добрых дел»

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие - либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать  желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе….»

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого; ребенок поднял упавшую вещь; ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром; приходя утром в детский сад? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«Копилка добрых дел»
Ход игры: Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.
- Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по духовно-нравственному воспитанию "Наши добрые сердца" в средней группе

Презентация проекта по духовно-нравственому воспитанию "Наши добрые сердца" в средней группе.  Подробно раскрываются цели, задачи актуальность проекта на данном этапе работы. Предусмотрены этапы ...

Проект в старшей группе «Наши добрые дела»

Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; познанию себя и себе подобных, воспитанию гуманных чувств.Именно поэтому одной из задач моей работы являе...

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»....

Проект в старшей группе «Наши добрые дела»

Проект в старшей группе «Наши добрые дела»...

проект в младшей группе "Наши добрые дела"

поектная деятельность "Неделя доброты" в младшей группе...

НОД в средней группе по духовно- нравственному воспитанию «Наши добрые дела»

С помощью этого конспекта дети углубят представления о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека....