План самообразования
материал (младшая группа)

Изевлина Наталья Владимировна

План самообразование воспитателя "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_samoobrazovaniya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

 воспитателя второй младшей группы Изевлиной Н.В.

Тема: «Сенсорное воспитание детей 3-4 лет через дидактические игры».

Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности; формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

Задачи.

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- развивать умение группировать и сравнивать предметы

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания,  является  проблема формирования сенсорной культуры.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Основные направления в работе:

  1. Формирование практических способов ориентировки
  2.  Формирование восприятия цвета.
  3. Формирование восприятия формы.
  4. Формирование восприятия величины.
  5. Формирование восприятия пространственных отношений

Содержание работы

Сроки

1

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  • Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
  • Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  • Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами» - Ярославль «Академия развития», 1998.
  • Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

          Г. Г. Колос «Сенсорная комната в ДОУ» Практические рекомендации. М. АРКТИ 2010

  • Изучение статей в журналах:
  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»

В течение года

В течение года

2

Практический этап.

Изучение опыта педагогов ДОУ.

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

Презентация «Сенсорное воспитание ребенка»

Создание предметно-развивающей среды.

Подбор дидактических игр для детей младшего возраста

Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми

Проведение консультаций для родителей.

Выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей.

Организация детей в совместной и самостоятельной  деятельности.

В течение года

В течение года

Сентябрь-Октябрь

В течение года.

В течение года

В течение года

В течение года

3

Проведение игр:

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

 «Чудесный мешочек».

 «Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному  признаку)

 «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

 «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Сентябрь - октябрь

4

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

 «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

 «Из каких фигур состоит…?» (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

 «Найди предмет такой же формы»  (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?»   (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур).

Ноябрь-декабрь

5

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

 «Сравни предметы по высоте».

 «Самая длинная, самая короткая». (предложить разложить разноцветные  ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно  предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки»  (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).

 «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение   игры и    предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше).

Январь-февраль

6

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

 «Какого цвета не стало?»

 «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

 «Собери  гирлянду»  (предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом)

 «Какие цвета использованы?»  (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

 «Уточним цвет»  (учить различать и называть близкие цвета)

Март-апрель

7

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

В течение года

Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей
II младшая группа.

Форма:

1. «Сложи узор».

2. «Игра с веревочкой».

3. «Угадай, что в мешочке».
4. «Разбери по форме».

5. «Составь фигурку».
6. «Игры со счетными палочками».
7. «Найди такой же».
8. «Собери цветочек».
9. «Украсим платочек».
10. «Конструктор».
11. «Найди все фигуры как эта».
12. «Зашей юбку».

Цвет:
1. «Воздушные шары».
2. «Улетающие шары».
3. «Игрушки».
4. «Красивый букет».
5. «Живое домино».
6. «Полосатые коврики».
7. «Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложений».
8. «Сделаем кукле бусы».
9. «Игры с мозаикой».
10. «Помоги куклам найти свои игрушки».
11. «Спрячь мышку».
12. «Самолет».

Величина:
1. «Домики и дорожки».
2. «Кто быстрее».
3. «Широкая и узкая дорожка».
4. «Скатай ленту».
5. «Строимся на зарядку».
6. «Сравни предметы».
7. «Кто быстрее соберет бусы».
8. «Лесенка».
9. «Найди лишнюю фигуру».
10. «Встань к дереву с самым толстым стволом».
11. «Сбор урожая».
12. «Построй башенку».

Развитие тактильных и вкусовых ощущений:
1. «Угадай, что съел?».
2. «Найди листок».
3. «На что похоже».
4. «Чудесный мешочек» .
5. «Найди ошибки».
6. «Чего не стало».
7. «Найди, о чем расскажу».
8. «Посели животное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...