Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»
методическая разработка по теме

Белицкая Анна Алексеевна

 

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она раскрывает содержание работы старшего воспитателя по сопровождению молодых специалистов в контексте применения инновационных образовательных технологий, конкретно – в контексте применения технологии сотрудничества «Пила». Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии (заочное обучение в педагогическом колледже), а также в отсутствии знаний по дошкольной педагогике и психологии, т.к. некоторые начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя, социальные педагоги). Вот почему особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.

Автор–составитель предлагает теоретический и практический материал, который может использоваться старшим воспитателем дошкольного учреждения в организации работы с педагогами с небольшим опытом работы в детском дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район

Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе

с молодыми педагогами ДОУ»

Автор:

Белицкая Анна Алексеевна  (старший воспитатель)

Каневская

2013 год

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она раскрывает содержание работы старшего воспитателя по сопровождению молодых специалистов в контексте применения инновационных образовательных технологий, конкретно – в контексте применения технологии сотрудничества «Пила». Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии (заочное обучение в педагогическом колледже), а также в отсутствии знаний по дошкольной педагогике и психологии, т.к. некоторые начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя, социальные педагоги). Вот почему особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.

Автор–составитель предлагает теоретический и практический материал, который может использоваться старшим воспитателем дошкольного учреждения в организации работы с педагогами с небольшим опытом работы в детском дошкольном учреждении Методическая разработка была представлена на Совете педагогов и внедрена в работу старшего воспитателя в 2012-2013 учебном году в МБДОУ детском саду № 4.

Содержание:

  1. Введение.
  2. Работа старшего воспитателя с молодыми педагогами.
  3. Заключение.
  4. Список использованных источников.
  5. Приложения.

  1. «Природные воспитательные таланты, сами по себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие-либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей…»

Константин Дмитриевич Ушинский

Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как педагог пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Актуальность данной разработки в том, что в текущем учебном году на работу в МБДОУ детский сад № 4 были приняты 4 педагога, нуждающиеся в методическом сопровождении. Это Богдан Т.В. – образование высшее, учитель начальных классов; Костина Л.А. – образование высшее, социальный педагог; Приймак Е.Г. - образование среднее специальное, социальный педагог; Бабенчик С.В. – образование среднее специальное, заочное, по специальности «Дошкольное образование».

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Перемены, происходящие в настоящее время в России, обуславливают необходимость повышения педагогической интеллектуальной культуры, обязательного преодоления устоявшихся стереотипов, консерватизма в педагогической науке и практике. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Очевидно, что педагогическая технология всегда существует в любом процессе обучения и воспитания.

Исходя из изложенного, в повышении качества адаптации молодого специалиста к реальным условиям ДОУ огромную роль играет не только механическое овладение навыками, но и творческое осмысление преподнесённого материала. Автором-составителем предложен вариант использования одной из современный педагогических технологий в работе с молодыми педагогами, который может помочь в этом.

Цель методической разработки: создание в детском дошкольном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, повышение компетентности посредством применения новых образовательных технологий.

Задачи, решаемые в процессе реализации:

  1. Обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями;
  2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности молодых специалистов;
  3. Поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в собственные возможности.

  1. Существуют два основных подхода к трактовке понятия «адаптация». В их основе лежит двойственность природы адаптации. В рамках первого подхода адаптация рассматривается как внутренний динамический процесс, как некое свойство организма человека. Такой взгляд на адаптацию разрабатывался в русле биологии, психологии и социологии. Основную смысловую нагрузку при этом несет термин «приспособление». Именно он характеризует процесс, который происходит с новым сотрудником, когда тот приходит в организацию. С этой точки зрения, адаптация — это приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям, что приводит к повышению эффективности их существования и функционирования. В зависимости от того, к чему приходится привыкать или приспосабливаться новичку, выделяют несколько видов адаптации.

Второй подход условно можно назвать процедурным – термин «адаптация» применяют для обозначения ряда организационных и управленческих мероприятий, цель которых состоит в облегчении вхождения новых сотрудников в жизнь организации. Здесь речь идет о спланированных усилиях отдела персонала, которые должны способствовать освоению новичком работы, сокращению периода адаптации в коллективе. В этом случае вместо понятия «адаптация» часто используется термин «введение в должность» или «введение в курс дела».

С. Г. Попов выделяет следующие преимущества, которые создает осуществление целенаправленных мероприятий по адаптации:

1) уменьшение начальных издержек при входе сотрудника в организацию. Это позволяет быстрее входить в курс дел и эффективно работать;

2) снижение напряженности у работника при входе в новую должность;

3) сокращение текучести кадров за счет снижения психологического барьера при входе в организацию;

4) экономия рабочего времени непосредственного начальника, затрачиваемого на объяснения и обучение новичка;

5) реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой (вводная беседа);

6) обучение (научение) поведению в организации (введение в организационную культуру).

Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Как уже отмечалось, адаптация означает приспособление индивидуума к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду.

Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдаются два одновременно происходящих процесса привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника и организации. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно это приспособление.

При работе с молодыми специалистами для лучшего усвоения ими теоретического и практического материала я рекомендую использовать современные образовательные технологии, конкретно технологию сотрудничества «Пила».

Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Учимся вместе. Группа разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 чел. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение материала. Внутри группы члены сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности.

«Пила». Педагоги организуются в группы по 2-4 человека для работы над материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем молодые педагоги, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, другого члена группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всей темы — это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях — никаких дополнительных усилий со стороны руководителя не требуется. Члены групп заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свои задачи, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Таким образом, в условиях нашего детского сада, считаю наиболее приемлемой использование педагогической технологии «Пила» при работе по изучению теоретического материла с молодыми педагогами. Это оправдано, прежде всего, количеством недавно принятых воспитателей – четыре человека, что даёт возможность разбить группу на пары, а также уровнем подготовки педагогов – двое имеют высшее не дошкольное образование, и двое – заочное дошкольное. Руководителями пар считаю правомерным назначить педагогов-дошкольников, так как они ближе знакомы с системой работы в ДОУ.

Работа с молодыми педагогами – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов:

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Образовательная технология «Пила» может быть применена на первом этапе работы с молодыми педагогами – в период адаптации, самораскрытия и притирания к сложившемуся коллективу. В плане работы с педагогами необходимо учесть применение данной методики и проводить работу старшего воспитателя согласно ей. Целесообразно  проводить занятия с педагогами 1 раз в месяц по направлениям:

- основная общеобразовательная программа ДОУ;

 - работа с документацией детского сада;

- современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;

- культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;

- создание воспитательной системы детского сада;

- посещение занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.

  1. Период вхождения начинающего будущего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как педагог пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал своего дела, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы ДОУ необходимые коррективы.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, при следующих условиях:

- трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

- профессиональная адаптация педагогов осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста педагога;

- материально-техническое, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Задача старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в детском саду, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т.д.

В каждом детском саду складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.

  1. Список литературы:
  1. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев. – М. : ТЦ, 2005.
  2. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.
  3. Женилко М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/ Под ред. Н.Ф. Дика. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Фенрикс, 2006. – 416 с.
  4. Волобуева М.В. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами» - М.: ТЦ Сфера, 2004, с.22
  5. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
  6. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск 1986. 191с.
  7. www.mstu.edu.ru,2002.
  8. Медведев В.И. О проблеме адаптации. Л., 1984.

  1. Приложение

План работы с молодыми воспитателями 2012-2013 учебный  год

н/п

Содержание работы, встреч с педагогами

сроки

Ответственный

1.

Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы

Сентябрь

Заведующая МБДОУ

2.

 

 

 

3.

 

 

         

Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов

Индивидуальное консультирование педагогов  по запросам

Консультирование педагогов по теме "Изучаем ООП ДОУ"

Тема "Психологическое развитие дошкольника"

Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. Особенности воспитательно-образовательной, работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Организация двигательного режима в разных возрастных группах

Октябрь

 

 

 

В течение года

 

 

ноябрь

 

Старший воспитатель

 

 

Старший воспитатель

 

 

4.

Тема "Социальное развитие дошкольника"

Анализ программы по разделу "Социально-личностное развитие ребенка"

Особенности работы по формированию у дошкольников социальных знаний.

Проверка знаний педагогов по формированию у дошкольников социальных знаний (разработка конспекта НОД или другой формы работы, его проведение).

Ноябрь

Ст. воспитатель

5.

Тема "Развитие личности ребенка в трудовой деятельности"

Оборудование, необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника.
Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы.
Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников.
Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности.

Декабрь

Молодые воспитатели

6.

Тема "Игра и развитие личности дошкольника".
Организация и руководство творческими играми детей.
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во второй половине дня). Организация и руководство игрой-драматизацией. Особенности проведения дидактических игр

Январь

воспитатели наставники

Старший воспитатель

7.

Тема "Семья и детский сад"
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (примерная тематика родительских собраний).
Деловая беседа о подготовке  к публичному выступлению (с самодиагностикой)

Февраль

воспитатели наставники
Старший воспитатель

8.

Тема "Деятельность воспитателя по развитию творческих особенностей дошкольника"

Развитие творчества дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности дошкольников.
Практическое занятие: "Хорошее настроение" (к 1 апреля), "Мамочка милая, мама моя…" (составление плана развлечения)

Март

Воспитатели
музыкальный руководитель

9.

Тема "Социльно-педагогическое направление"
Семинар "Радуга общения".
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

Апрель

Воспитатели

Ст.воспитатель

10.

Тема "Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период"
Особенности среды развития ребенка в летний период. Практическое занятие "Введение в педагогическую деятельность"

Май

воспитатели -наставники
Старший воспитатель

11.

Рефлексия работы "Молодой воспитатель"

Май

Старший воспитатель

Рецензия

на методическую разработку старшего воспитателя муниципального бюджетного образовательного учреждения детского сада № 4 муниципального образования Каневской район

Белицкой Анны Алексеевны

Проблема вхождения молодого педагога в сложившийся коллектив  широко распространена. Умение правильно построить работу руководителя, тактичность, организация наставничества  - всё это положительно влияет на результат адаптации молодого воспитателя к реальным условиям деятельности в ДОУ. Современные педагогические технологии  помогают повысить эффективность работы старшего воспитателя с педагогами. Методическая разработка Анны Алексеевны, благодаря включению современной педагогической технологии сотрудничества «Пила», направлена на улучшение понимания молодыми воспитателями теоретических вопросов работы в дошкольном образовательном учреждении.

Методическая разработка с применением образовательной технологии «Пила» актуальна для нашего учреждения, так как на данный момент количество молодых педагогов с небольшим опытом работы составляет 4 человека – это педагоги с высшим образованием, но имеющие квалификацию «Социальный педагог» и «Учитель начальных классов», и педагоги со средним специальным дошкольным заочным образованием. Для них большой проблемой является не столько практическая работа с детьми, сколько само понимание и осмысление всех аспектов работы в дошкольном учреждении, методика проведения организованной деятельности, правильное распределение времени в режимных моментах. Благодаря применению образовательной технологии, педагоги освоят проблемные вопросы путём деятельностного подхода к вопросам самообразования.

Считаю целесообразным внедрить данную методическую разработку в работу старшего воспитателя МБДОУ детского сада № 4 в рамках организации работы с педагогами ДОУ.

Заведующая МБДОУ детским садом № 4 _________Е.Е.Найденко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

Методическая разработка на тему: «Вариативность применения педагогических технологий по ознакомлению и развитию у детей дошкольного возраста цветовосприятия»

Приобщить детей к миру и культуре цвета в настоящее время является приоритетной педагогической задачей, так как нелегко воспитать цветовую культуру в обществе дошкольников, где цвет все дальше от прир...

Методическая разработка. Поле чудес "Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ. Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс...

Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.        Хор...

Доклад на тему : «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».

Доклад на тему :«Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»....

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Шашкова С.Е.

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Шашкова С.Е....