Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям " Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС"
методическая разработка
Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka_po_zdorovesber._tehnol.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые
в детском саду в соответствии с ФГОС.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.»
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» (Януш Корчак)
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.
3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского работника ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
На протяжении этого года, я сделала для себя вывод, что воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, зависит от правильно разработанных и внедренных в практику здоровьесберегающих технологий, которые формируют у ребёнка потребность в здоровом образе жизни.
В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после сна;
- непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре;
- обучение детей основам культуры здоровья;
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений выходя из спальной комнаты дети проходят по массажным дорожкам.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом «У медведя в бору», « Ловишки».
В летний период на «Тропе здоровья» провожу, профилактику здоровья детей в игровой форме.
После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
- подвижные и спортивные ;
- релаксация;
- гимнастика пальчиковая ;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- самомассаж.
Дыхательная гимнастика:
-Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
- Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
- Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения
Повышает общую сопротивляемость организма .
Пальчиковая гимнастика:
- решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Гимнастика для глаз:
- улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз;
- укрепляет мышцы глаз;
- улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях
Релаксация:
- учит детей расслабляться
- способствует концентрации внимания
- помогает снять напряжение
- снимает возбуждение
Также в своей работе я стремлюсь использовать коррекционные технологии. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.
Для поддержания психоэмоционального здоровья детей используется сказкотерапия. Работа идет на внутреннем подсознательном уровне.
Дети освобождаются от страхов, агрессии, тревожности и других негативных эмоций. Дети приобретают уверенность, спокойствие, позитивный настрой.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях, которые проходят в нашем ДОУ( «Весёлые старты», «Дни здоровья»), игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления.
Не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.
Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников.
В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур. Большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.
Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих результатов:
- повышение уровня физического развития детей.
- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).
- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе нашего ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...
Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровье ребенка в любом возрасте это самая большая драгоценность, а значит, ради него не стоит жалеть ничего, начиная от времени и заканчивая родительской заботой и силами. Сегодня в сформированном о...
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Методическая разработка на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольн...
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...
Методическая разработка для педагогов ДОУ "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о здровьесберегающих технологиях, применяемых в детском саду.Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольном образовании - это технологии, направл...
Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...