Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям " Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС"
методическая разработка

Верещагина Светлана Васильевна

Методическая разработка для педагогов по здоровьесберегающим технологиям для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrabotka_po_zdorovesber._tehnol.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Современные  здоровьесберегающие технологии, используемые

в детском саду в соответствии с ФГОС.

   Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.»

 «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» (Януш Корчак)

  Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение  приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

   Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

  Задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.

3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.

5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

  Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

             Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского работника ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

На протяжении этого года, я сделала для себя вывод, что воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, зависит от правильно разработанных и внедренных в практику здоровьесберегающих технологий, которые формируют у ребёнка потребность в здоровом образе жизни.

В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Технологии обучения здоровому образу жизни:

- утренняя гимнастика;

- гимнастика после сна;

- непосредственно образовательная  деятельность  (НОД) по  физической культуре;

- обучение детей основам культуры здоровья;

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой утренней гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений выходя из спальной комнаты дети проходят по массажным дорожкам.

 Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом «У медведя в бору», « Ловишки».

В летний период на «Тропе здоровья» провожу, профилактику здоровья детей в игровой форме.

После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)

- подвижные и спортивные ;

- релаксация;

- гимнастика пальчиковая ;

- гимнастика для глаз; 

- гимнастика дыхательная; 

- самомассаж.

Дыхательная гимнастика:  

-Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.

- Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

- Способствует восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения

 Повышает общую сопротивляемость организма .

Пальчиковая гимнастика:

- решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Гимнастика для глаз:

- улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз;

- укрепляет мышцы глаз;

- улучшает аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях

Релаксация:

- учит детей расслабляться

- способствует концентрации внимания

- помогает снять напряжение

- снимает возбуждение

   Также в своей работе я стремлюсь использовать коррекционные технологии. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

Для поддержания психоэмоционального здоровья детей используется сказкотерапия.  Работа идет на внутреннем подсознательном уровне.

Дети освобождаются от страхов, агрессии, тревожности и других негативных эмоций. Дети приобретают уверенность, спокойствие, позитивный настрой.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных досугах и развлечениях, которые проходят в нашем ДОУ( «Весёлые старты»«Дни здоровья»), игровые и  спортивно – познавательные программы, театрализованные представления.

   Не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

  Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников.

В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур. Большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих результатов:

- повышение уровня физического развития детей.

- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).

- положительная динамика состояния здоровья детей, снижение уровня заболеваемости в нашей группе.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение в работе нашего ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:  «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Методическая разработка «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровье ребенка в любом возрасте это самая большая драгоценность, а значит, ради него не стоит жалеть ничего, начиная от времени и заканчивая родительской заботой и силами. Сегодня в сформированном о...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка на тему: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольн...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Методическая разработка для педагогов ДОУ "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о здровьесберегающих технологиях, применяемых в детском саду.Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольном образовании - это технологии, направл...

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...