Логоритмические упражнения и их применение в работе с детьми дошкольного возраста
консультация

Гуляева Анна Валерьевна

Семинар практикум. На тему: «Логоритмические упражнения и их применение в работе с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_logoritmicheskie_uprazhneniya.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения и их применение в работе с детьми дошкольного возраста

Для гармоничного развития ребенка от рождения до школы важны очень многие факторы: режим, питание, двигательная активность, игры и занятия, развивающие мышление, память, внимание, речь, эмоции, координацию, творческие способности, навыки самообслуживания, чтения, счета, письма… Задача воспитателя– помочь детям развиваться гармонично и всесторонне. На помощь придет логоритмика для детей, достигших 2-3 лет, которая в дальнейшем перерастет в усложненные упражнения с 4–6-летними дошкольниками.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение специального речевого материала.              

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Логоритмика включает три основных элемента: слово (звук); ритм; движение.

 Цель логоритмических упражнений - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмических занятий

 Образовательные:

 - Формировать двигательные умения и навыки;

 - Развивать пространственные представления;

 - Развивать координацию, переключаемость движений;

 - Знакомить с метроритмикой;

 Воспитательные:

 - Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

 - Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

 - Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

 Коррекционные:

 - Развивать речевое дыхание;

 - Развивать артикуляционный аппарат;

 - Грамматический строй и связную речь;

 - Формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

 

В логоритмические упражнения входят следующие виды деятельности:

 - пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук;

 - музыкальные и музыкально – ритмические игры с «телесными» и муз. инструментами;

- игровой массаж;

 - логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально – артикуляционные упражнения;

 - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения;

 - упражнения на развитие мимических мышц;

 - коммуникативные игры и танцы;

 - упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям;

 - упражнения на развитие словотворчества;

 - релаксация.

Логоритмические  упражнения можно использовать:

 1. На утренней гимнастике и физкультуре (с использованием аудиозаписей маршей, музыки для бега, поскоков, прыжков);

 2. На музыкальных занятиях, уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением муз- ритмических движений, перед распевкой или пением песен. а также перед работой над танцами или хороводами;

 3. На занятиях по ознакомлению с окружающим в виде физкультминутки;

 4. На занятиях с логопедом. - работая над дыханием использовать игру на духовых инструментах;

 - в работе с заикающимися детьми – пение гласных звуков с движением руки, пропевание предложений;

 - элементы логоритмики могут быть использованы как часть занятия.

 5. Интересно может пройти прогулка, если наряду с подвижными играми воспитатель проведет игру с пением, словом или хоровод.

 6. Во второй половине дня по инициативе воспитателя могут быть проведены игры с пением.

 7. Материал, изучаемый на логоритмике может закрепляться в самостоятельной деятельности детей (в свободное время).

Принципы логоритмических упражнений:

– последовательность,

-постепенное усложнение и повторяемость материала,

- четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Упражнения по логоритмике формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия.

Упражнения по логоритмике можно проводить с первой младшей группы. Рассмотрим упражнения в каждой возрастной группе.

Упражнения с детьми 2-3 лет

После 2 лет у детей начинает активно развиваться речь. Поэтому основная цель логоритмических упражнений – стимуляция речевой активности, мыслительных процессов, формирование связной речи. Хотя подвижные игры, танцы в них тоже можно включать. Отличный способ развить артикуляционный аппарат двух- и трехлетних детишек – звукоподражание. Это может быть имитация разных звуков, посильная в этом возрасте: животных, птиц, цоканье, звуки ударов, природных явлений (ветер, дождь, гром), стук, звуки транспорта. После освоения простейших подражаний можно добавлять все более сложные и развернутые. Познакомимся с несколькими вариантами проведения упражнений по логоритмике с самыми маленькими.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛОГОРИТМИКА

Чтобы сделать занятия более интересными для малышей, можно воспользоваться музыкальными играми Железновой Екатерины, благодаря которым  у детей развивается чувство музыкального ритма и речевые навыки. Каждое упражнение содержит возгласы для повторения, которые помогают ребенку научиться петь и говорить, а также определенную совокупность движений, направленных для развития мелкой и крупной моторики. Приведем примеры упражнений. 

«Наши ручки». «Паровозик».

 Упражнения с кубиками. Песенка очень проста: «Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет. Уронила кубик, ой (взрослый роняет кубик). Принеси теперь другой». Задача ребенка – бросить кубик в тот момент, когда звучат соответствующие слова песенки.

 «Лошадка». Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади.

«Ножки». Малыши совершают прыжки и приседания, напевая песенку про ножки. Подобных упражнений много, поэтому периодически можно обновлять программу тренировок, но не стоит делать это слишком часто, иначе малыши не смогут запомнить сами песенки и упражнения.

Дети в 2-3 года любят животных и активно ими интересуются, поэтому для развития речи и координации движений можно этим воспользоваться. Вариантов заданий, которые понятны и доступны самым маленьким, множество. Задача ребенка не только издать звук, но и повторять движения животного. Малышам интересно повторять движения животных, при этом они развивают свои речевые навыки и моторику.

Упражнения в 3-4 года  В этом возрасте у дошкольников совершенствуются двигательные навыки, дети учатся общаться, развивают речевые навыки. Это и нужно поддерживать в первую очередь. Логоритмические упражнения можно немного усложнить, включить стихи, которые ребенок будет повторять за взрослым. Основными заданиями для этого возраста являются: ходьба с различными формами усложнения – на месте, как медведь (косолапо), как лиса (на цыпочках), на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы; артикуляционная и дыхательная гимнастика; пение; упражнения для развития внимательности; речевые упражнения без музыкального сопровождения. Каждое из них выполняет сразу несколько функций и помогает развить ряд навыков.

Для развития дикции полезно имитировать игру на музыкальных инструментах (это уже сложнее, чем просто вой ветра или капание дождика): на трубе, балалайке, трещотках, бубне, барабане. Можно взять детские инструменты, чтобы точнее «снять подражание».

Ритмическая игра «Оркестр»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук     дети стучат ритм на ложках

 Ложки застучали

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Детки заиграли                    играют на погремушках

Динь-динь-динь

Динь-динь-динь

Пляшет погремушка

Динь-динь-динь

Динь-динь-динь

Звонкая игрушка

Там-там-там –

Бубен веселится!    Четвертными длит ударяют кулачком в бубен

Там-там-там –

Не надо торопиться!

Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!     Играют все вместе.

Вместе мы играем!

Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

Дружно подпеваем!

Очень хорошее упражнение на развитие общей моторики «Гуси». Выполняется оно так: взрослый читает текст и показывает движения. Задача ребенка – воспроизводить эти действия: Гуси серые летели (дети, размахивая руками, будто крыльями, встают на носочки и бегают). На лужайке тихо сели (дети приседают). Походили (встают, ходят на носочках по кругу). Поклевали (стоя, наклоняют голову вниз). Потом быстро побежали (дети бегут, садятся на заранее подготовленный стульчик. Если воспитатель будет артистичен, станет использовать игрушки, то ребенок не заскучает, а будет выполнять упражнение с удовольствием. Чтобы ребенок не утратил интерес, важно не забывать подготавливать музыкальное сопровождение для каждого тренировки (это могут быть веселые детские песенки).

После 4 лет дети уже достаточно хорошо говорят, могут повторить практически все, что показывают им взрослые. Поэтому полезно проигрывать сюжетные сценки, проговаривать с ребенком тексты каждой игры (это тренирует речь и память, учит строить сложные предложения). «Повстречались» Дидактические задачи: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук. Методика проведения. Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных. Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка; Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы; Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы; Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы; Два быка - му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».

 Игровой самомассаж

Что - где?» Дидактические задачи: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа. Методика проведения. Педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения. Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, Прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза; Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза; Брови – ниточкой у глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую; Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей; Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке; Щечки, Шейка, Мягкие поглаживания по щекам; Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника; Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны; Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке; И наш пухленький живот!  Поглаживание по часовой стрелке

В старшем дошкольном возрасте упражнения по логоритмике переходят на новый уровень. В картотеке логоритмических упражнений для детей этого возраста должны быть активные, подвижные игры, упражнения, требующие большой физической отдачи. Теперь логоритмика выполняет следующие задачи: помогают пополнить запас известных слов; совершенствуют мелкую моторику; стимулируют развитие творческих способностей; улучшают речь и позволяют скорректировать ошибки в произношении отдельных звуков; помогают сформировать правильную осанку. В этом возрасте ведется активная подготовка детей к школе, поэтому упражнения становятся более сложными.

эмоционально-волевому тренинг, который включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Например, можно обыгрывать стихотворение Ф. Тютчева: Зима недаром злится (ребенок хмурится и грозит указательным пальцем), Прошла ее пора (довольно потирает ладошки), Весна в окно стучится (нужно постучать указательным пальцем по другой ладошке) И гонит со двора (ребенок активно машет руками, жестами и мимикой прогоняя зиму). Важно развивать чувство ритма, правильное интонирование, плавность речи, учить ребенка речевой эмоциональности, продолжать работу над дыханием.

Огромное значение придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.

Внимание педагогов обращено также на развитие чувства ритма и двигательных способностей, основой которых являются танцевально - ритмические упражнения, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Например: «Ванечка-пастух», «Облака» (упражнения с ленточками), «Черный кот».

При подготовке к школе также необходимо развивать внимание и концентрацию. Для этого можно, к примеру, запутывать ребенка в играх, где он должен повторять движения за взрослым (который периодически называет одно действие, а делает другое. Постепенно можно усложнить задания: прочесть детям стишок простого содержания (например, «Слон» или «Козленок» Агнии Барто) и предложить им самим придумать подходящие по смыслу движения. Занятия логоритмикой должны войти в полезную привычку, ведь, помимо своей очевидной полезности, они способны доставить ребенку подлинное удовольствие, помочь ему весело и с пользой провести время. Педагогам следует помнить, что единой программы тренировок, которая подойдет каждому, нет – занятие выстраивается индивидуально, в зависимости от уровня развития ребенка. Логоритмические упражнения дают положительный результат только после долгого периода, но зато достигнутый эффект может удивить даже самых скептически настроенных родителей.

Сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок.

БУБЕН

 

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ТРЕУГОЛЬНИК

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

— А ты кто?

ЛОЖКИ

— А я зайчик-побегайчик.

ТРЕУГОЛЬНИК

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок!  Стали они втроем жить.

ТРЕУГОЛЬНИК

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУРШАЛОЧКА

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик — А ты кто?

ТРЕУГОЛЬНИК

— А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

ШУРШАЛОЧКА

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУМЕЛОЧКА

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

— А я лисичка-сестричка

— А ты кто?

ШУРШАЛОЧКА

— А я волчок-серый бочок.

ШУМЕЛОЧКА

— Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

МЕТАЛЛОФОН

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ ПО БАРАБАНУ

— Я, мышка-норушка.

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

— А я лисичка-сестричка

ШУРШАЛОЧКА

— А я волчок-серый бочок.— А ты кто?

ШУМЕЛОЧКА

— А я медведь косолапый

БАРАБАН

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить.

МЯТЬ БУМАГУ

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

 

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГОЛЬНИК,ШУРШАЛОЧКА,ШУМЕЛОЧКА

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего построили!!

РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА. МЕТАЛЛОФОН


Семинар практикум

На тему: «Логоритмические упражнения и их применение в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №28

«Рябинушка»

Осипкина Анна Валерьевна

2020 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы занятий круговой тренировки (для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)

Комплексы занятий круговой тренировки Используются как тренировочные занятия с детьми от 3 лет....

Дидактические игры и упражнения по изодеятельности, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)Задачи. Развивать эстетическое восприятие, вообра­жение, учить анализировать изображение по цвету. Под­бирать рыбок подходящего цвета (к...

Дидактические игры и упражнения по изодеятельности, используемые в работе с детьми дошкольного возраста

Области : познавательное,художественно-эстетическое и речевое развитие...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "УПРАЖНЕНИЯ-ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ МОЗГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга  в работе с детьми дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, направленных на развити...

«Технология «лэпбук» и ее применение в работе с детьми дошкольного возраста»

Технология Лепбук  Что такое лэпбук и как его использовать?...