Дидактические игры и упражнения по изодеятельности, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
картотека по рисованию
1. Рыбки плавают в ручейке (рыбки плавают в пруду)
Задачи. Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету. Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья, пруда), располагать изображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.
. Игра для детей 5-7 лет.
2. Собери красивую пирамидку
Задачи. Развивать восприятие цвета. Собрать пирамидку по цвету: от темного к светлым оттенкам.
В нее могут играть дети 4—7 лет.
3. Выложи орнамент
Для создания узора можно предоставить детям геометрические фигуры, а можно и растительные формы; листья, ягоды, цветы и т.п.
Задачи. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, знание цветов. Учить подбирать цвета (близкие, контрастные). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, воображения, формы, цвета, развивать
умение ориентироваться в пространстве листа, выделять углы, середину.
Игра предназначена для детей 3-6 лет, они могут сделать ее сами.
4. Лото (овощи, фрукты, ягоды)
Задачи. Учить детей анализировать изображения, соотносить их, выбирать идентичные (развивать мыслительные операции сравнения, уподобления, обобщения). Закреплять названия овощей, фруктов, ягод, цветов.
Играть в нее могут дети 5-7 лет.
5. Ягоды, овощи, фрукты
Задачи. Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения («выбери такой же»), учить, действиям классификации («подбери все овощи, все фрукты, все ягоды по цвету»). Учить выкладывать ряды одинаковых изображений.
Игра для детей 4—7 лет.
6. Вершки-корешки
Задачи. Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Учить детей анализировать растения, выделять их части (плоды, листья, корни). Развивать операции сравнения и синтеза. Составлять изображения из двух частей, образующих единое растение. Закреплять название растения, знание формы, цвета. Развивать наглядно-образное мышление, воображение.
Правила игры. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки».. Играть в нее могут дети 4-5 лет.
7. Радуга
Задачи. Активизировать опыт детей. Учить их анализировать предметные изображения, соотносить их с реальными явлениями, выделять и называть их цвет, соотносить с цветами радуги и подбирать идентичные, развивать воображение детей.
Правила игры. Подобрать предметные картинки по цветам радуги.
Игра для детей 4—6 лет
8. Разрезные картинки
Задачи. Учить детей действиям анализа и синтеза, выделять в целом части и из частей составлять целое. Учить правильно называть получившиеся изображения. Развивать чувство формы, пропорций, умение выделять характерные детали, наглядно-образное мышление.
Правила игры. Сложить предметную картинку из частей.
Игра для детей 4—6 лет
9. Домино
Задачи. Учить детей сравнивать изображения, подбирать идентичные изображения цветов, правильно называть их, а также цвет соцветий и листьев, грибов.
Правила игры. Выставлять карточки домино в линию из цветов так, чтобы совпало изображение концов двух карточек.
Она может быть использована для детей 5—7 лет.
10. Собери по цвету
Задачи. Развивать умения различать цвета, осуществлять подбор цветов по разным направлениям (одинаковые, светлее и темнее и т.п.). Учить детей составлять целое из частей.
Правила игры. Собрать данную геометрическую фигуру из частей по цвету. Возможные варианты: одинакового цвета, контрастных пветов, красиво по цвету составить изображения предмета на выбор,
Игра для детей 3—5 лет.
11. На лугу расцвели красивые цветы
Задачи. Развивать образное мышление, воображение, эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбирать по цвету, разнообразя цветовую гамму.
В процессе игры можно показывать детям цветы определенной цветовой гаммы: на поляне расцвели цветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.
Игра может проводиться с детьми 4—8 лет. Дня детей 4-х лет следует выбрать, наиболее простой вариант: «Подбери по цвету».
12. Что растет в лесу
Задачи. Закреплять знания детей о лесе, о том, что там растет. Учить дифференцировать лесные и садово-огородные растения. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, мышление; операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Играть в нее могут дети 4—8 лет. Для более младших детей число предметов игры можно вначале ограничить.
13. Игра «На что похоже?»
Задачи. Развивать у детей сенсорные и художественно-творческие способности, действия сравнения и уподобления. Перед детьми выкладывают несколько овощей и фруктов. (Предметы могут быть и другие.)
Ребенок, вышедший к доске (кто хочет,— можно использовать для этого считалочку), описывает качества предмета, а затем называет то, на что похож он (или что на него похоже).
На следующем занятии изобразительной деятельностью предложить детям нарисовать картинки к
игре типа «Парные картинки», «Лото» (вырезать или наклеить). Для этого детям раздаются карточки примерно 6x6 (можно немного большего размера). Каждый ребенок может оформить несколько карточек (сколько успеет на занятии).
14. Игра «Большой-маленький»
Задачи. Обогащать представления детей о природе. Развивать умение видеть ее красоту, анализировать предметы природы и выделять их свойства, величину. Учить сравнивать предметы (изображения).
В средней, старшей, подготовительной группах дети создают игру или несколько игр на темы природы. Они рисуют или вырезают и наклеивают «цветы» (большие и маленькие), например, подсолнух и ромашку, «рыбки», «листья», «птицы» и т.д.
Внешне игра может выглядеть как лото. На больших карточках объединены по два объекта: большой и маленький (слева). Справа соответственно два пустых пространства, равные по величине картинкам.
Таких карточек может быть 6—8. К ним .с теми же изображениями готовят отдельные карточки. Когда игра будет готова, можно предложить детям в нее поиграть. Такую же игру можно сделать в подарок младшим детям. На эту же тему можно изготовить с детьми домино.
15. Игра «Радуга»
Задачи. Развивать чувство цвета, учить детей подбирать изображенные на картинках предметы по цвету. Развивать действия анализа, сравнения, выделения нужного цвета, эстетическое восприятие.
Эту игру изготовляют дети вместе с воспитателем. На отдельном альбомном листе изображена радуга. Каждый ребенок создает небольшие картинки (рисует предмет) на каждый цвет радуги. Даны карточки в соответствии с каким-то цветом радуги. Дети должны выбрать и разложить в последовательности карточки и подобрать к ним предметы. Игра может проводиться как индивидуально, так и по подгруппам с ведущим; детям раздаются карточки семи цветов радуги.
У ведущего предметные картинки. Он показывает вперемешку картинки, каждый отзывается на свою и забирает ее себе. Когда все картинки разобраны, педагог подводит итог и предлагает детям на небольших листочках нарисовать один из наиболее понравившихся предметов своего цвета (в соответствии с имеющейся у ребенка карточкой того или иного цвета радуга). Игра может усложняться. После того как дети воспринимали картинки зрительно, проводится вариант с названием предмета без показа картинки. Ребенок должен отобрать свои картинки по слову ведущего.
Еще один вариант: не показывая и не именуя, ведущий описывает объект, не называя его цвета, а дети угадывают и называют предмет. В этом случае ребенок получает «свою» карточку. Выигрывает тот, кто все угадает (для детей старшей и подготовительной группы). В процессе игры следует использовать загадки, стихотворения, поговорки.
16. Игра «Теплый - холодный»
Задачи. На двух больших листах в форме квадрата (20X20) в середине наклеены два кружка диаметром примерно 2—3 см: красный (теплый) и синий (холодный). Детям предлагается придумать предметы такого же цвета и вырезать их в двух экземплярах. Один экземпляр изображения названных предметов дети наклеивают на большие листы на одинаковом расстоянии от середины, вокруг нее. Второй экземпляр изображения наклеивается на отдельные карточки (раздаточные для участников игры).
Игра может проходить так: дети объединяются по 2— 3 человека, и подгруппа получает большую карту. Ведущий берет коробку с маленькими карточками, повернутыми вниз изображением. Он показывает карточки детям (последовательно по одной), дети их разбирают в соответствии с изображениями на своих карточках. Выигрывает та подгруппа, которая быстрее соберет весь круг. Игра может проводиться и с индивидуальными игроками.
17. "Подбери по цвету"
Эту игру лучше проводить с подгруппами детей, п« можно играть и со всеми детьми вместе.
Программное содержание: закреплять знание детьми цветов, учить (упражнять) их в выборе предметов нужного цвета, называть предмет и его ця< называть предметы заданного цвета, которых нет близости (в группе).
Ход игры: воспитатель показывает детям лоследовательно по одной карточке (для первого раза это могут быть 4 карточки разного цвета). Предлагает детям назвать цвет карточки, а затем найти в группе предметы такого цвета. Найдя нужные предметы, дети приносят их и располагают на столе. Ребенок должен назвать принесенный предмет, сказать, какого он цвета. Затем воспитатель предлагает детям назвать, какие еще предметы такого цвета они знают. Если дети называют прел меты, про цвет которых есть загадка, загадать ее детям.
Воспитатель отмечает тех детей, которые нашли и назвали больше предметов цвета показанной педагогом карточки.
Игра может проводиться в течение года несколько раз с постепенным усложнением, разнообразя и увеличивая количество цветов. Когда игра проводится ч» всей группой, после ее окончания можно провести с детьми подвижную игру ** Цветные домики". Для этот детям раздают цветные ленточки, карточки или флажки тех же цветов, что использовались в дидактической игре. В другой раз после проведения игры можно предложить детям нарисовать любой предмет того или иного цвета, использованного в игре. Конечно, рисование должно проводиться как самостоятельное занятие.
18. "Собери дымковскую игрушку" (разрезанные картинки)
Программное содержание: развивать эстетическое восприятие детей, цветовое видение, во•пражские. Закреплять представления о дымковской
росписи: составе элементов узора, его цветовом строе. Учить из частей составлять целое, развивать образные представления.
•Ход игры: в коробке на большой карточке нарисованы образцы шести дымковских игрушек (конь, уточка, олень, барышня, петушок, козлик), и силуэты всех этих игрушек немного крупнее, чем на большой карточке, нарисованные на картоне (на плотном листе белой бумаги) и разрезанные на 4—5 частей. Воспитатель с детьми рассматривает образцы игрушек на большой карточке, спрашивает у детей, как называются эти игрушки, что собой представляет каждая игрушка, предлагает описать, как она украшена, какой формы и цвета эти украшения; педагог уточняет и дополняет сказанное каждым ребенком, хвалит тех, кто сделал это достаточно полно и правильно. После этого показывает разрезанные картинки, говорит, что из них можно сложить такие же игрушки, какие нарисованы на большой карте. Спрашивает каждого (в игре могут участвовать 3—6 детей), кто какую игрушку хотел бы сложить из частей, лежащих в общей коробке. Если возникнет совпадение желаний, предложить детям, договориться и при повторной игре поменять складываемые игрушки. Чтобы всем были хорошо видны разрезанные части, их можно выложить из коробки на стол. Игру можно повторить 2-3 раза, при этом каждый выбирает себе другую игрушку для складывания. По окончании игры целесообразно вновь привлечь внимание детей к дымковской росписи, выделяя вместе с детьми ее особенности, подчеркивая красоту ярких, нарядных украшений на чистом белом фоне.
19. "Рисуем море"
Цель: упражнять детей в подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более тёмному и наоборот. Закрепить знание холодных цветов. Закрепить в речи детей название холоди цветов.
Игровой материал: листы белой или и, бумаги на каждого ребенка и шесть полосок бумаги разного цвета (бледно-голубая, голубая, теми--бая, синяя, темно-синяя, сине-зеленая) ни кн. ребёнка.
Ход игры: детям раздают белые листы и полоски разного цвета. Воспитатель говорит детям, что сегодня будут рисовать море. Море меняет цвет н зависимости от погоды. И на дне моря вода всегда нее, поэтому дети должны быть внимательными море тихое, спокойное, то какого оно цвета у берега? (Бледно -голубое.)
Дети кладут полоску нужного цвета себе на альбомный лист бумаги, в верхнюю часть листа, потому что вода наверху светлее. Подул ветер, и морс чуть-чуть изменилось в цвете, каким оно стало? Дети ищут нужную полоску. Какого цвета у тебя полоска,? Правильно, молодец! (Голубого.)
Ветер усилился и по небу побежали облака, пытаясь закрыть солнышко. Какую полоску надо взять детям и положить на свой листочек? (Темно-голубую)
Облака превратились в тучи и закрыли солнышко и море стало каким? (Синего цвета.)
Из туч полил дождь, ветер стал дуть сильнее, И море поменяло свой цвет. Каким оно стало? (Темно-синим.)
Дождь и ветер усиливался, начался шторм, поднялись большие волны. Со дна моря поднялись водоросли Небо стало темным-темным, а море стало каким? (Син9^ зеленым.)
Воспитатель следит за выполнением упражнении детьми после каждого вопроса, постоянно спрашивает цвет полоски. Можно затем составить море в обратном порядке: от бушующего к более спокойному.
После выполнения игрового упражнения дети могут нарисовать море, используя изобразительные материалы.
20. "Собери гусеничку"
Цель: учить' детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете. Игровой материал:
1. На каждого ребенка карточки с силуэтным изображением гусениц.
2. Кружочки, вырезанные из бумаги разного цвета:
холодные тона — голубые, синие, фиолетовые; теплые
тона - красные, желтые, оранжевые.
Ход игры: воспитатель рассказывает про гусениц, что одна из них живет в жаркой стране, а другая в холодной. Та, которая живет в холодной, любит холодные цвета. Какие это цвета? Назовите их.
Другая гусеница, та, что живет в жаркой стране, любит теплые цвета. Какие это цвета? Назовите их. Затем предлагает детям выложить гусениц холодного и теплого цвета. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее соберет гусениц, а также правильно назовет все цвета кружочков.
Аналогично проводится упражнение и на различение нескольких оттенков одного цвета (синий и его оттенки, красный и его оттенки, оранжевый и его оттенки, фиолетовый и его оттенки и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"
«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...
Опыт работы: «Современные инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста по физическому развитию».
из опыта работвы инструктора по физической культуре...
Сборник дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста (2 младшая группа)
В материале представлены дидактичские игры, предназначенные для детей 2 младшей группы....
Статья "Современные методы и технологии в изодеятельности используемые в работе с детьми дошкольного возраста"
Рисование - это причастность к окружающему миру, к самому себе, это форма самовыражения....
Психокоррекционные приемы, игры и упражнения используемые в работе с детьми дошкольного возраста
Психокоррекционные приемы, игры и упражнения используемые в работе с детьми дошкольного возраста...
Дидактические игры и упражнения по изодеятельности, используемые в работе с детьми дошкольного возраста
Области : познавательное,художественно-эстетическое и речевое развитие...
Характеристики дидактических игр, используемых в работе с детьми дошкольного возраста
laquo;В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через...