Доклад "Личностно- ориентированные технологии"
материал
В докладе раскрывается тема становления ребенка, как гармоничной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Основная и очень ответственная задача ДОУ и школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современных учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности[1], уважении к ней, природосообразности[2] воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей – основа обучения дошкольников.
Цель: содействовать становлению ребенка как личности.
Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности).
Принцип взаимодействия: «Не рядом, а вместе».
Способы взаимодействия предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера.
Тактика – сотрудничество.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
3) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
4) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
5) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Формы организации ЛОТ:
#1048;гры, занятия, спортивные досуги.
#1059;пражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Гимнастика, массаж.
#1058;ренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательности и внимания к нему:
- обращаюсь к детям ласково, с улыбкой;
- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур;
- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
- слушаю детей внимательно и с уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы детей, обсуждаю проблемы;
- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;
- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;
- знакомя детей друг с другом, называю их имена, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;
- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
Работая с детьми, я взяла за правило:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- приучаю разговаривать спокойно, чтобы дети не мешали друг другу играть и общаться.
Воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю следующим образом:
- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;
- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;
- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных переживаний;
- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам;
- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях;
- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей.
Чаще пользуюсь поощрением и поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к его личности;
- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;
-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными;
- намеренно создаю ситуацию успеха: ребенку старшего возраста в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;
- не прибегаю к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект[3], но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
[1] Самоценность – это внимание к себе, самоуважение, высокая самооценка. Развить это качество можно при помощи упражнений на безоценочное принятие себя и других людей, умение находить позитивные моменты в жизни.
[2] Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.
[3] Субъект в философии — носитель действия, тот, кто познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта).
Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская интегрированная индивидуально - ориентированная технология базового компонента дошкольного образования для первой младшей группы (3-й год жизни
Вашему вниманию предложена методическая разработка «Авторская интегрированная индивидуально - ориентированная технология базового компонента дошкольного образования для первой младшей группы (3-й год ...

Организация работы по Петербурговедению для старших дошкольников с использванием личностно-ориентированной технологии (технология сотрудничества)
Использование технологии сотрудничества (педагог-дети-родители) с целью расширения краеведческих и культурологических знаний ...

Методическая разработка открытой образовательной деятельности по детскому дизайну с использованием здоровьесберегающих технологий, технологии игрового обучения, личностно-ориентированных технологий по теме «Приглашение на день рождения»
Развитие творческой активности детей в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании....

Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий проектной деятельности, личностно- ориентированной технологии,технологии развития художественного творчества.
Проект "Поиграем с Мишкой" в 1 младшей группе с применением технологий пректной деятельности, личностно-ориентированной технологии, Цель проекта: Систематизировать работу по сенсорному разви...

Реферат (консультация для педагогов ДОУ) "Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"
Данная работа ориентирована на педагогических работников ДОУ. Здесь представлена характеристика современных педагогических технологий....