"Я живу в Приморском крае"
консультация

Ковердяева Светлана Владимировна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primorskiy_kray.docx227.84 КБ

Предварительный просмотр:


Picture background


«Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру – учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,

потому что и человеком его надо воспитать».                                                                                                                                                     В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач педагогической науки. Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на многостороннее влияние патриотизма в процессе становления личности. У Платона имеются рассуждения о том, что Родина дороже отца и матери. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия. Так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».    

Современный национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». На первом месте среди личностных характеристик детей и подростков находятся следующие:

  • Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. [6]    

 Антон Макаренко в своем произведении «Книга для родителей» отмечал, что, воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира.  

 Национальный проект «Образование» (реализация с 01.012021года по 31.12.2024года), обозначил две цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [5]

В проекте муниципальной программы «Развитие образования города Владивостока» на 2020–2024 годы важнейшей задачей обозначена следующая: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Как мы видим, задача патриотического воспитания подрастающего поколения продолжает стоять перед родителями, педагогами. У наших детей должно быть понимание того, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

В педагогической науке понятие «региональный компонент в образовании» определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно-образовательного процесса.

Для образовательных учреждений Приморского края решение задач воспитания и социализации подрастающего поколения, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», могут дополняться решением задач, сформулированных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае», которая учитывает специфику жизни в регионе. А именно:

  • осознание того, что Приморский край – это форпост России в Северо-Восточной Азии и всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, в перспективе способный стать российским центром делового и межкультурного сотрудничества в этом регионе мира;
  • абсолютное преобладание лиц, признающих русский язык в качестве родного (более 90%);
  • отсутствие организованных (управляемых) межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

К числу особенностей следует отнести и существующие в крае проблемы:

  • сознание у населения (в особенности у молодежи) отдаленности от Центра, полагание, что регион уступает Центру по возможностям реализации базовых потребностей личности;
  • наличие значительной части населения, которое рассматривает свое проживание в регионе как временное;
  • отсутствие поколенческих корней в данном регионе у значительной части населения;
  • особую остроту демографической ситуации, в том числе – малочисленность населения.

В межрегиональном движении населения Приморского края продолжает наблюдаться отток, то есть превышение числа выбывших из края над числом прибывших. За последние 5 лет из Приморья в другие регионы страны выбыло на 30.8 тыс. человек больше, чем прибыло, сообщает Приморскстат.

          Задачей программы гражданско–патриотического и духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Я живу в Приморском крае» должно стать: большее внимание к формированию позиции «местного патриотизма»; стимулирование желания связать свою судьбу с Дальним Востоком России; формирования исторического сознания у детей. Ведущей идеей является понимание того, что историческое, духовное, культурное, природно–экологическое своеобразие родного края – это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.

Для диагностики уровня воспитанности основ патриотизма у старших дошкольников нашей дошкольной организации мы провели анкетирование по методике «Незаконченное предложение»: государственные праздники и символы России, достопримечательности нашей Родины, что такое Родина, а также анкетирование «С чего начинается Родина?»

Анализ результатов анкетирования представлен в виде рисунков инфографики

G:\инфографика\что такое Родинаi.png

G:\инфографика\Достопримечательности нашей Родины.png

        

G:\инфографика\Государственная символика и праздники.png

G:\инфографика\С чего начинается Родина.png

После проведения входной диагностики среди детей шестого года жизни были сделаны выводы, что большинство детей показали низкий и средний уровень развития знаний по данным вопросам.  Дети путаются в понятиях большая и малая Родина, некоторые ребята не знают название страны и города, в котором они живут. Многие ребята не знают, что такое достопримечательность, и какие есть улицы в нашем городе.

Семья составляет основу общества и несет в себе: взаимопомощь, воспитание детей, почитание родителей, послушание младших, поддерживает связь поколений и многое другое. Поэтому, приобщение детей к истокам культуры и традиций своей страны имеет большое значение. На примере многих западных стран мы видим, к чему приводит потеря национальной идентичности: разрушается институт семьи, утрачиваются традиции семейной жизни, нарушаются и искажаются права родителей и детей и т.д.

После проведения диагностического анкетирования детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что дети не имеют представления об особенностях устройства жилища и быта наших предков.  Знания о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Дети, практически не знакомы с народными и православными традициями своей страны. У большинства детей, был отмечен активный интерес к православным традициям и народным праздникам. Многие ребята сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, традиций, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости. Единицы детей смогли спеть колыбельную или русскую народную песню, рассказать потешку, закличку, вспомнить и назвать народные праздники.

После анкетирования родителей выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но все родители желают, чтобы их дети принимали участие в традиционных православных и народных праздниках, научились играть в народные игры и т.д. При этом встречают семьей традиционные праздники - 81,4% опрошенных, нет – 19,6%. Помогают своим родителям в подготовке к празднику – 74% детей, 39% детей рассказывают дома заклички, прибаутки, песенки и т.д., которые разучивают в детском саду. Колыбельные песни поют своим детям лишь 30% мам, а остальные: 26% - поют не всегда, 44% - не поют совсем. Читают детям русские народные сказки 78% опрошенных родителей.

Нам необходимо донести до сознания родителей важность и необходимость приобщения детей к национальным традициям. Для этого мы обратились к истокам русской православной и народной культуры, ведь она отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков.

Результаты анкетирования родителей представлен в виде рисунков инфографики

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2024/03/10/ya_zhivu_v_primorskom_krae_-_programma_regionalnogo_kommponenta_v_dou_docx_1.docx_image1.jpg

Анализируя данные исследования, мы убедились, что для нашего дошкольного учреждения актуальна дополнительная общеразвивающая программа гражданско–патриотического и духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

   Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Корни духовно-нравственного воспитания берут начало в православной вере. Все наши нравственные ценности - это значимость семьи, уважение близких и окружающих людей, духовные обычаи, добрые поступки, любовь к Родине и природе - родом из Нового завета.

Задачей воспитателя является воспитание детей в русских православных традициях, знакомство с наследием предков, с героическими подвигами советского народа в дни войны.

Воспитывать нравственные чувства у детей нужно совместно с семьей, личным примером должны быть как воспитатели, так и семья, ближайшее окружение ребенка. Только своими поступками можно показать и объяснить малышу, что правильно, а что нет, что такое хорошо, а что плохо. Родители и дошкольное образовательное учреждение являются основными воспитательными компонентами, каждый из которых несет свой весомый вклад в социальный опыт дошкольника. Только совместными силами можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

        Успешное формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:

- если воспитание пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины, страны и чувства сопричастности, привязанности к ним;

 - разработан и внедрен комплекс мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, учитывающий поэтапное ознакомление детей с малой Родиной;

- будет обеспечиваться включенность и сотрудничество всех участников воспитательного процесса (воспитателей, воспитанников и их родителей), через разнообразные формы взаимодействия: беседы, консультации, открытые мероприятия, наглядная информация, совместные проекты, экскурсии, фото-стенды, развлечения и т.д.;

- организация комплексной и систематической работы с детьми в образовательном учреждении, основанной на взаимодействии с социальными институтами (семья, школа, музеи, учреждения дополнительного образования и др.);

- организована предметно – развивающая среда;

 Учитывая проанализированные условия, нами была разработана система работы воспитательно-образовательного процесса, а также перспективный план работы с дошкольниками.

  1.  Цели и задачи реализации программы «Я живу в Приморском крае»:

Цель программы:

Развитие основ гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания через приобщение дошкольников к истории родного края, страны и ознакомление с народными и православными традициями.

Данная цель реализуется через решение системы задач:

  1. Формировать у детей представления о Приморском крае, о его географическом положении, природных особенностях, значении для страны;
  2. Познакомить детей с яркими представителями флоры и фауны Приморского края. Познакомить с биоразнообразием Японского моря;
  3. Формировать интерес к исследовательской деятельности;
  4. Воспитывать эмоционально–ценностное и бережное отношение к природе родного края;
  5. Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
  6. Формировать чувство сопричастности к своей стране через знакомство с православными традициями, трудом русского народа, народными календарными праздниками;
  7. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы по гражданско-патриотическому развитию и духовно-нравственному воспитанию;
  8. Сформировать комплекс нормативно – правового и организационно–методического обеспечения системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  9. Ориентировать родителей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей путем приобщения к православным традициям, народным праздникам, к истории своей семьи, города, края, страны.

В качестве условия нами была разработана система мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в ДОУ. Уровень представлений детей во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, доступно ли оно для восприятия и понимания детей дошкольного возраста, какие методы, средства и приемы используются, какая предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении. Реализация задач необходимо осуществлять в соответствии с ФГОС ДО через интеграцию всех образовательных областей и различные виды детской деятельности, что способствует эффективному усвоению детьми знаний.

Принципы и подходы для реализации программы «Я живу в Приморском крае»:

  • Принцип регионализации;
  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Приморский край — чудесный, своеобразный уголок нашей великой Родины. Именно здесь родилась и живу я. Это моя малая родина, и я ни на что не променяю мой любимый уголок земли. 

Главное богатство Приморья — его удивительная природа. Девственные леса, живописные сопки, побережье Японского моря, многовековая Уссурийская тайга, величественные склоны Сихотэ-Алиня. На территории края расположены заповедники и национальные парки с уникальным животным и растительным миром. Есть даже морской заповедник с прозрачной ярко-голубой водой, белоснежным песчаным пляжем и удивительной дикой природой. 

Помимо природных достопримечательностей, Приморский край богат историческими памятниками. Это и легендарная Владивостокская крепость, и остатки Ворошиловской батареи на одном из островов, и подводная лодка-музей, и дореволюционный сторожевой корабль-музей. Особая гордость Приморского края — вантовый мост во Владивостоке, который является одним из самых крупных в мире. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Приморский край - моя малая Родина"

Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозра...

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Заповедные места Приморского края"

Работа посвящена углублению знаний о заповедных местах Приморского края. Ориентированна на детей  подготовительной к школе группе. Работа позволяет формировать знания об уникальных растениях и жи...

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей II мл. гр. Тема: «Птицы Приморского края»

Формировать представления детей о птицах: способствовать обогащению и уточнению представлений о птицах, их характерных особенностях (покрыты перьями, есть крылья), воспитывать доброе, бережное к ним о...

Проект "Дикие животные Приморского края"

Проект«Дикие животные Приморского края» Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Срок реализации: краткосрочный (2 недели).Участки проекта: дети средняя группа...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема"Символика Приморского края".

Занятие направлено на развитие патриотических чувств и любви к малой Родине....

ПРОГРАММА "Я ЖИВУ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ"

Региональный компонент в работе ДОУ...