статья "Проблемы адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР "
статья (старшая группа)

Сафарьян Мария Евгненьевна

в статье рассматриваются проблемы адаптации дошкольников, возрастные и психологические особенности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, особенности взаимоотношений детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема адаптации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к условиям ДОУ»

Сафарьян Мария Евгеньевна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №189

учитель – логопед

          Ключевые слова: адаптация, старший дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи.

          Аннотация: в статье рассматриваются проблемы адаптации дошкольников, возрастные и психологические особенности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, особенности взаимоотношений детей с ТНР.

          В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, духовного, интеллектуального, социального и нравственного развития детей, посещающих образовательные учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.

На сегодняшний день в сфере образования особое внимание уделяется специальному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), основная суть которого лежит в обеспечении условий для их благоприятного социально-личностного развития и адаптации в обществе.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, активного формирования интеллектуальных способностей и становления его личности. Общение играет особую роль в этот период, так как является неотъемлемой частью детской деятельности. В процессе общения формируется эмоционально-волевая, познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей. Залогом успешного и гармоничного развития личности в данный возрастной период является успешная адаптация ребенка в социальную среду.

Адаптация представляет собой состояние динамического соответствия, равновесия между человеком и внешней средой [1]. В широком смысле процесс адаптации отражает способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних и внутренних условий существования путем сохранения и поддерживания равновесия.

В современной зарубежной и отечественной психологической литературе понятие адаптации занимает одно из главных мест, что обусловлено признанием исследователями того факта, что, только вступая во взаимодействие с внешней средой, человек как биопсихосоциальная система может развиваться [2].

Выделяют также адаптацию социально-психологическую, которая представляет собой результат (и процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы. Процесс адаптации по продолжительности занимает различное время в зависимости от ситуации, к которой нужно приспособиться человеку и от его индивидуальных особенностей.

В результате социально-психологической адаптации человек координирует свои цели с ценностями общества, научается, оставаясь собой, благополучно сосуществовать с другими людьми, приобретает способность проявлять инициативу, строить планы на будущее, принимать правильные решения, получает новые знания, умения, навыки и развивает уже имевшиеся, устанавливает близкие, эмоционально насыщенные и длительные взаимоотношения с другими людьми.

В процессе адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, дошкольник перенимает образцы поведения, социальные нормы, знания, ценности, навыки благополучного функционирования в социуме.

Старший дошкольный возраст – это этап психического развития детей пяти семи лет. Ведущая деятельность данного возраста - игра, что является отличительной чертой этого периода [3, с.87].

На сегодняшний день адаптация дошкольника определяется разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору жизненного пути, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Изучению проблемы адаптации в отечественной психологии посвящены труды Л.С. Выготского, A.B.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

С января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовательного учреждения (далее ФГОС ДОУ), в содержании которого особое внимание уделяется процессу адаптации, поскольку именно в общении со сверстниками происходит становление человеческой личности, формирование её свойств, нравственной сферы, мировоззрения [7].

Проблемой адаптации дошкольников к условиям ДОУ в рамках изучения психологических аспектов сопровождения ребенка в образовательном учреждении занимались Л.А. Венгер, Е.А. Лисина, С.В. Паршукова, В.В. Холмовская и др.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) проблема адаптации является наиболее актуальной, поскольку в последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития. В логопедической литературе детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) принято называть категорию детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но имеются большие речевые нарушения, которые влияют на психическое развитие личности ребенка [4]. Нарушение речи оказывает существенное влияние на психику ребенка. Речевой дефект нередко является одной из основных причин формирования различных негативных личностных качеств у ребенка, таких как пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, что негативно сказывается на развитии социально-коммуникативных навыков [7].

Проблема изучения адаптации у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является актуальной на сегодняшний день, так как в отечественной дефектологии и специальной психологии этой проблеме посвящено много работ. Особенности адаптации у дошкольников с ТНР рассматривали такие психологи и педагоги как Т. Н. Волковская, О. В. Дзюба, Л. С. Дмитриевская Т. А. Репина, А. Г. Рузская.

В педагогической литературе под определением «нарушение речи» понимают отклонения от языковой нормы, принятой в определенной языковой среде. Главной причиной нарушения является расстройство нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Если рассматривать нарушения речи с точки зрения коммуникативной теории, то расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. При этом взаимоотношения, которые проявляются в речевом общении и существуют между личностью и социумом отклоняются от нормы [3, с.12].

В рамках рассмотрения проблемы адаптации дошкольников с ТНР к условиям ДОУ необходимо отметить, что в настоящее время выделяют две классификации нарушений речи: медико-клиническую (наиболее полно рассмотренную в работах Е.М. Мастюковой), и психолого-педагогическую, которая была предложена Р.Е. Левиной [2, с.12].

Медико-клиническая классификация основывается на причинах и патологических проявлениях речевых дефектов. Среди наиболее часто встречаемых нарушений выделяются дефекты речи, в основе которых лежат расстройства фонационного оформления высказывания (дислалия, дизартрия, заикание, алалия и др.) [3].

Психолого-педагогическая классификация является более актуальной в рамках рассмотрения вопроса адаптации дошкольников с ТНР к условиям ДОУ.  Опираясь именно на данную классификацию в рамках ДОУ осуществляется комплектование специальных групп, а также организуется обучение и воспитание детей с нарушениями речи. Рассмотрим её более подробно. Представленная ниже классификация основывается на нарушениях средств общения:

  1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  2. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Р.Е. Левина выделяет три уровня общего недоразвития речи [3, с.89].

Отличительной чертой первого уровня недоразвития речи является отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью нарушения речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. У детей данной категории отмечается невозможность пользования фразовой речи при самостоятельном взаимодействии с обществом, дети немогутвстроить связного выстраивания. У детей отмечаются специфические вербальные средства коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, лепет, обрывки слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка [6].

Характерной чертой, преобладающей в речи детей, имеющие первый уровень недоразвития речи, является использование ограниченного набора вербальных средств родного языка в различных целях. Звукоподражания и отдельные слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки, и действия, совершаемые с этими предметами [6]. Естественно, проблема социально-психологической адаптации в условиях ДОУ для таких детей будет стоять очень остро. Представленные особенности речи будут препятствовать полноценному включению старшего дошкольника в диалог со сверстниками и взрослыми, а нарушение коммуникативной сферы могут повлечь серьезные нарушения личностного и психического развития старшего дошкольника. Поэтому нередко в рамках компенсации имеющихся недостатков развития речи для более благополучной адаптации к условиям ДОУ для таких детей создаются наиболее благоприятные условия для активного использования паралингвистических средства общения: жестов, мимики, интонаций.

Для компенсации недостаточного развития импрессивной стороны речи, дети стремятся ориентироваться на знакомые им ситуации, интонации и особенности мимики взрослых. При использовании самостоятельной речи у детей отмечается неустойчивость в произношении звуков, а также их диффузность. В речи детей появляются не только отдельные слова, но и словосочетания. Обычно дети употребляют словосочетания в исходной форме, поскольку им недоступны словоизменения [2].

На втором уровне недоразвития речи начинает происходить становление зачатков общеупотребительной речи. У детей появляются фразы, включающие в себя количество слов от двух до четырех, а также встречаются простые предлоги или их измененные (лепетные) варианты. При объединении слов фразу, дети, как правило, нарушают нормы согласования и управления [3].

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) второго уровня наблюдаются различные семантические замены, они употребляют слова в узком значении. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Заметны трудностив понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено [5].

У детей с третьим уровнем недоразвития речи, наряду с лексическими ошибками, отмечаются нестандартные особенности связной речи, что подтверждается трудностями в программировании содержания развернутых высказываний и языкового оформления этих высказываний. Выделяются следующие характерные особенности связной речи: нарушения в последовательности и связности рассказов, пропуски важных элементов сюжетных линий, нарушения во временных и причинно-следственных связях, а также фрагментарность изложения. Низкая степень самостоятельной речевой активности детей, неумение выделять главные и второстепенные элементы в замысле текста, а также связи в них, обуславливают указанные особенности [2].

Любое тяжелое нарушение речи сопровождается недоразвитием определенный психических функций, что негативно сказывается на формировании и развитии социально-коммуникативных навыков. Дети, у которых имеются речевые нарушения, в большей степени нуждаются в развитии социально-коммуникативных навыков.

В рамках рассмотрения вопроса трудностей в адаптации к условиям ДОУ у детей с ТНР необходимо отметить, что для данной категории детей характерно недоразвитие всей познавательной сферы (восприятие, память, мышление, речь), в большей степени на произвольном уровне и осознанности. Внимание у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи характеризуется неустойчивостью, сниженным объемом и сниженной активной направленностью в процессах припоминания последовательности действий, событий и сюжетных линий в тексте. Дети испытывают затруднения при переключении и распределении внимания. Материал, предъявленный детям вербально, достаточно быстро забывается. Недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию и обобщению присущи многим детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ребенку с патологией речи проще выполнять те задания, которые представлены в наглядном виде, а не в речевом. Большая часть детей с нарушениями речи имеют также и расстройства в двигательной сфере: моторная неловкость, неуклюжесть, импульсивность и хаотичность движений. Дети с речевыми нарушениями имеют пониженную работоспособность, достаточно быстро утомляются и долго не могут включиться в выполнение задания [6].

В эмоционально-волевой сфере у детей с речевыми нарушениями имеется ряд особенностей, среди которых выделяются нестойкость в интересах, пониженный уровень наблюдательности, снижение мотивации. Чаще всего дети имеют и негативные личностные особенности: замкнутость, обидчивость, агрессивность, излишняя раздражительность и неуверенность в себе, вследствие чего, детям трудно налаживать контакты с окружающими их детьми и взрослыми людьми [4]. Все перечисленные особенности непосредственно оказывают негативное влияние на процесс адаптации ребенка к условиям ДОУ: нарушается межличностное взаимодействие дошкольника (со сверстниками, с воспитателями), а также его активность и участие в рамках образовательной и развивающей деятельности, реализуемой ДОУ.

Исследования Т. А. Репиной показали, что дети в старших группах детских садов представляют собой относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок занимает определенное место. Важную роль играют как личностные качества ребенка, так и уровень развития социально-коммуникативных навыков [4, с.58].

У детей с ТНР часто встречаются лексические и фонетические нарушения. Дети испытывают значительные затруднения при формировании слоговой структуры слова. Вторичный дефект подобного нарушения речи служит поведенческий негативизм, влияющий на формирование личностно- эмоциональной сферы детей. Так как волевые процессы у детей с нарушением речи ослаблены, то возникают сложности в коммуникативных ситуациях, особенно когда возникает необходимость в развернутых выражениях своих мыслей [5].

В некоторых случаях, например, при сенсорной алалии, речевой акт нарушен вследствие повреждения речеслухового анализатора, что приводит к непониманию ребенком речи окружающих и к невозможности или затруднению коммуникативного процесса. Дети дошкольного возраста могут понять отдельно взятые слова, но в контексте предложения или монологе, даже небольшом, эти слова теряют свое смысловое значение. К тому же основная масса детей с ТНР стеснительны при общении с людьми, так как понимают свой речевой недостаток, что в свою очередь затрудняет формирование и развитие социально-коммуникативных навыков [5].

В собственной речи дети используют развернутую фразу, но в ней наблюдаются элементы фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития, вследствие чего свободное общение детям с ТНР дается трудно. Дети чаще вступают в контакт с людьми только в присутствии своих близких или знакомых, которые могут пояснить то, что они хотели сказать [8].

Особенности взаимоотношения детей с ТНР формируются в связи со спецификой их личностного развития. Ю.Ф.Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова отмечают тот факт, что у детей с ТНР снижен уровень общения, что способствует возникновению у детей стеснительности, застенчивости, нерешительности, робости, замкнутости. Все это, в свою очередь, влияет на активность в речевой деятельности и непосредственно личностную активность, в результате возникает ограниченность свободного общения, препятствия для развития познавательной и речевой деятельности у детей. Особенности таких сторон речи, как экспрессивной и импрессивной обуславливают трудности в диалогической речи. Дети не только стремятся мало говорить, но и замыкаются совсем, отсюда следует, что происходит нарушение главной функции речи – коммуникативной [8].

Дефицит средств общения и отсутствие полноценных условий для накопления достаточного опыта речевой деятельности усугубляет отсрочку формирования социально-коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи и значительно удлиняет сроки их развития [4].

Все научные исследования доказывают важность общения детей со своими сверстниками для формирования целостной личности ребенка и его успешной адаптации в социальную среду. А. А. Рояк отмечены два типа трудностей в общении: операциональные – трудности в игре, которые возникают вследствие недостатка знаний, умений и способов реализации игровых действий; мотивационные – трудности, в результате которых перестает быть ведущей потребность в общении, а также смещается иерархическая последовательность самих целей общения [5, с.74].

А.А. Рояк выделяет следующие проявления в поведении ребенка, возникающие при трудностях взаимодействия с окружающими: ребенок стремится к сверстникам, но они его не принимают в игру; стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер; уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно; уходит от сверстников, и сверстники избегают контакта с ним [5, с.73]. Все представленные варианты так или иначе отражают проблему адаптации ребенка с ТНР в социальной среде сверстников.

При рассмотрении проблемы адаптации детей с ТНР к условиям ДОУ стоит отметить, что таким детям трудно устанавливать контакты со сверстниками, а также приспосабливаться к изменяющимся условиям: они чаще выбирают игры, которые не требуют взаимодействия с людьми, у них может отмечаться речевой негативизм [4]. Детям старшего дошкольного возраста с низкими социально-коммуникативными навыками сложно работать с партнером или участвовать в коллективной игре, так как они редко ориентируются на другого человека, плохо владеют навыками сотрудничества [5].

Таким образом, адаптация – это состояние динамического соответствия, равновесия между человеком и внешней средой. Адаптации дошкольника к условиям ДОУ осуществляется в рамках его взаимодействия и общения с другими людьми и соответствующей активной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста с ТНР имеют специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), познавательной сфере и поведения. Нарушения речевой функции негативно отражаются не только на коммуникативном процессе, но и на процессе социально-психологической адаптации детей в условиях ДОУ. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют слабо развитые социально-коммуникативные навыки, поскольку они безынициативны, не уверены в собственных поступках и действиях. Детям сложно воспринимать речь говорящего, что приводит к неразвитым навыкам общения, снижению вербального мышления и обобщения.

Так, дети с ТНР имеют ряд особенностей в формировании социально-коммуникативных навыков вследствие своего речевого дефекта, что оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка в целом и процесс его адаптации к условиям ДОУ – в частности. Проблема адаптации старших дошкольников к условиям образовательного учреждения становится особо важной, и на данном возрастном этапе особо требует своего разрешения, поскольку дошкольнику вскоре предстоит включиться в новую социальную ситуацию своего развития, где основой его активности и деятельности станет учеба.

Ссылки на источники:

  1. Аронсон, Э. Большая психологическая энциклопедия [Текст]: Почему человек ведет себя так, а не иначе: психологические законы человеческого поведения / Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт ; [пер. с англ. В. Волохонский и др.]. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 558 с.
  2. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учеб.для студентов дефектол.фак. пед.вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М.: Владос, 2009. – 703с.
  3. Левина, Р.Е.Разграничениеаномалийречевогоразвитияудетей /Р. Е. Левина // Дефектология. – 2005. – №2. – С.12–15.
  4. Репина, Т. А. Социально-псхологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т. А. Репина. – М.: Педагогика, 1988. – 232с.
  5. Рояк А.А. К психологической характеристике трудностей в общении детей дошкольного возраста // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. Тезисы докладов II Всесоюзной конференции, 27 - 29 июня 1973 г.. - М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1973. - С. 73-74.
  6. Соловьёва, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. Г. Соловьева//Дефектология. – 1996. – №1. – С.62–67.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: принят 23 октября 2013 г. [электронный ресурс] URL:http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
  8. Филичева, Т. Б. Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – М. : Просвещение, 2010. – 272с.

Сафарьян Мария Евгеньевна

11 января, 1982г.,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №189

 г.Оренбург, ул.Дружбы, д.14, кв.12, 460047, +79123526065, smariae@mail.ru,

паспорт 5311 074818, выдан 19.04.2011, УФМС по Оренбургской области, в Оренбургском районе

ИНН 890507646658, СНИЛС 124-6-835-23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...