Выявление детей с признаками психомоторной одаренности, их поддержка, развитие и сопровождение в условиях ДОО.
консультация
Предварительный просмотр:
Выявление детей с признаками психомоторной одаренности, их поддержка, развитие и сопровождение в условиях ДОО.
Вопросы одарённости детей в настоящее время становятся всё более актуальными. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования в настоящее время. Во главу образования в наше время ставится личность и её потенциальные возможности.
Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность, обратят ли на него внимание на начальном этапе обучения и направят ли дальше.
По отношению к детям дошкольного возраста термин «одарённость» принято считать условным. Учитывая то, что ребёнок — это ещё несформировавшаяся личность, корректнее было бы говорить о признаках детской одарённости, которые проявляются в ярких, очевидных достижениях (или предпосылках для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современной науке одаренность принято подразделять на общую и специальную, позволяющую добиться высоких результатов в определенном виде деятельности на основе имеющихся способностей.
И сегодня мы будем говорить об одной из таких специальных одаренностей - психомоторной, которую можно обнаружить уже в дошкольном возрасте по следующим признакам:
- повышенная двигательная активность ребёнка, её разнообразие, стремление к овладению сложно координированными движениями;
- умение точно различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
- выступать инициатором двигательной активности, иметь собственную позицию в её построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
- использовать свой «двигательный багаж» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
- проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения является физическое воспитание детей. В процессе деятельности по физическому развитию мною было выделено немало детей, обладающих различными двигательными способностями. Но, к сожалению, потенциал далеко не всех детей удавалось использовать. Причин несколько:
- родители не понимают, что их ребенок обладает психомоторными способностями;
- родители отдают ребенка в ту секцию, в которую они решили сами без учета его способностей;
- так как дополнительные услуги платные, не все родители могут себе это позволить;
- гонясь за всесторонним развитием ребенка или модным направлением деятельности, часто пропускают то, к чему у ребенка действительные способности….
Главная трудность – это убедить родителей, что их ребенок талантлив, и что развивать его следует именно в том направлении, к которому он склонен и какое по душе ему, а не родителю.
Исходя из вышеперечисленного, было принято решение организовать целенаправленную работу с детьми, обладающими определенными двигательными способностями с целью их дальнейшего развития и самореализации.
Основная идея моей практики заключается в «использовании» потенциала ребенка, предоставление ему разнообразных видов деятельности по физическому развитию, где ребенок мог бы самореализоваться, раскрыть свои способности и получить результат.
Наша основная цель — увидеть ребенка, поддержать и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. И, конечно же, убедить родителей в том, что их ребенок талантлив и его способности необходимо развивать в том или ином виде деятельности.
Для достижения поставленной цели нами были выделены конкретные задачи:
- выявить детей с признаками психомоторной одаренности с помощью педагогического наблюдения, специального изучения психомоторных способностей, а также мониторинга развития физических качеств;
- сформировать предметно пространственную развивающую среду учреждения, ориентированную на интересы и способности детей;
- определить эффективные пути, средства, формы и методы физического воспитания детей с признаками психомоторной одарённости;
-разработать индивидуальный маршрут сопровождения детей, проявляющих признаки психомоторной (спортивной) одаренности.
- организовать работу с родителями по информированию их о достижениях ребенка и нацеливанию на дальнейшее его развитие.
Практика реализуется в 2 этапа:
1-й этап – диагностический, который направлен на выявление детей с признаками психомоторной одаренности. В самом начале мы используем педагогическое наблюдение, которое помогает нам по внешним признакам двигательного поведения определить степень способностей ребенка.
Не маловажным является специальное изучение психомоторных способностей, как важной составляющей в структуре психомоторной одарённости, а так же физических качеств детей, обеспечивающих их физическую подготовленность. Они в меньшей степени относятся к управлению движениями. Однако существующая взаимосвязь психомоторных способностей и физических качеств, предполагает большую вероятность наличия высокого уровня психомоторных способностей у детей с высоким уровнем развития физических качеств.
Для того, чтобы диагностика вызывала у детей интерес и желание проходить тесты, я провожу ее в форме осеннее - весенней спартакиады, которая стала традиционной в нашем детском саду. Для детей это увлекательная игра, соревнования, где они стремятся стать победителями и встать на пьедестал почета. На закрытии спартакиады победители в каждом виде физических упражнений награждаются грамотами, остальные участники получают медальки за участие. Ну а для себя я фиксирую разные категории детей, в зависимости от их способностей, и продумываю виды деятельности, в которых они могут реализоваться.
2 этап – создание условий для развития детей с признаками психомоторной одаренности.
Мало просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития. Одним из направлений деятельности является развитие двигательного потенциала воспитанников с признаками психомоторной одарённости в системе физкультурно-оздоровительной работы.
В своей практике на физкультурных занятиях использую такие методы, как метод развивающего дискомфорта, где дозированный неуспех чередуется с привычным для ребенка успехом (именно противоречивость самооценки — залог перспективного развития личности одаренного ребенка); усложнение двигательной деятельности путем постановки более сложных задач; демонстрация сверстникам техники выполнения того или иного движения; предоставление возможности ребёнку экспериментировать в двигательной деятельности, как можно чаще демонстрировать свои творческие идеи.
Так, дети, обладающие хорошей двигательной памятью, владеющие чувством ритма и темпа, привлекаются к показу общеразвивающих упражнений и танцевально-ритмических композиций на утренней гимнастике и физкультурных праздниках. Важно не просто показать упражнения, а выполнить их под музыку. Возможны 2 варианта проведения – воспроизвести мой комплекс или придумать свои, новые упражнения.
Способные дети привлекаются для проведения спортивных досугов у малышей в качестве героя, проводят с ними игры, показывают упражнения. Привлекаются к соревновательной деятельности (как на городском уровне, так и на уровне ДОУ) связанной с проявлением и воспитанием целеустремлённости, воли к победе, формирующей психологическую готовность ребёнка и к спортивным успехам, и к неудачам, к ответственной роли капитана команды.
Развитие способностей детей осуществляется и за счет включения в деятельность по физическому развитию различных форм дополнительной образовательной деятельности, таких как «Ритмическая мозаика» (спортивные танцы для дошкольников), «Степ-данс» (степ-аэробика для дошкольников), «Школа футбола». Для эффективной работы секций, мною были созданы программы дополнительного образования, которые прошли…………..
Каждый год мы комплектуем спортивные команды, которые участвуют в муниципальных и федеральных спортивных конкурсах и фестивалях. Так, идя в ногу со временем, дети являются участниками движения ГТО, городской спартакиады дошкольников, принимают участие в городском фитнес-фестивале в направлениях «Степ аэробика» и «Спортивный танец».
Еще одно направление деятельности - профессиональное общение со специалистами спортивных школ, информирование и рекомендации родителям в определении одарённого ребёнка в спортивную секцию, как на городском уровне, так и на уровне ДОО.
Это, с одной стороны, обеспечивает преемственность физического воспитания детей на разных уровнях образования, а с другой — способствует ранней спортивной специализации одарённых воспитанников.
Специализацию в каком-либо конкретном виде спорта лучше начинать, когда ребёнок адаптирован к физическим нагрузкам, с удовольствием занимается на физкультурных занятиях и обладает определёнными задатками для занятий, например, акробатикой, футболом, спортивной аэробикой, силовыми видами спорта, плаванием.
Именно эти склонности, способности мы выявляем в детском саду и обращаем пристальное внимание тренеров и родителей на дальнейшую спортивную ориентацию детей. Естественно, что процесс обучения будет наиболее эффективным в работе с моторно-одарёнными детьми, имеющими высокие показатели физической подготовленности.
Рекламу своих спортивных школ тренеры делают с помощью рекламных листовок, которые размещаются в спортивных уголках, а так же во время показательных выступлений своих воспитанников на спортивных праздниках в ДОО и городских СП.
Еще одним вариантом нашего сотрудничества является посещение тренерами спортивных школ дошкольного учреждения с целью отбора моторно одаренных детей в определенную спортивную секцию.
Отбор детей происходит и на ежегодных городских спортивных праздниках проводимых работниками Дома Спорта совместно с инструкторами ДОУ и тренерами ДЮСШ.
Обратная связь заключается в посещении нашими детьми тренировок и соревнований в спортивных школах города.
Все это вместе взятое способствует заинтересованности детей, возникновению желания и стремления заниматься каким либо видом спорта.
Остается самое трудное – убедить родителей…..
Таким образом, педагогическое сопровождение детей с признаками психомоторной одарённости ориентировано на целенаправленную реализацию рассмотренных выше направлений профессиональной деятельности в тесном сотрудничестве с воспитателями, родителями воспитанников и тренерами ДЮСШ.
Результатом целенаправленной работы по сопровождению детей с признаками психомоторной одаренности является наши достижения на городском и федеральном уровне. На протяжении многих лет команда ДОО является абсолютным победителем городской спартакиады дошкольников, победителем и призером городского фитнес-фестиваля в направлениях «Степ аэробика» и «Спортивный танец». Ежегодно увеличивается количество детей - участников движения ГТО, в результате чего дети становятся обладателями знаков отличия ГТО и удостоверения Министерства спорта РФ.
Несомненным результатом можно считать включенность наших детей в дополнительную образовательную деятельность как на уровне ДОО, так и на городском уровне, а так же положительные эмоции и радость от включения в разнообразную деятельность по физическому развитию.
Результаты образовательной практики также можно проследить в количестве воспитанников, посещающих спортивные школы города, а так же в количестве победителей и призеров на разных уровнях (муниципальном и федеральном). Для этого в нашем дошкольном учреждении создан «Банк данных одаренных детей», где собрана информация о их достижениях.
Владеть данной информацией несложно при условии искренней заинтересованности в дальнейшей судьбе своих воспитанников и поддержании педагогического контакта с их семьями не только в учреждении дошкольного образования, но и на последующих этапах учёбы.
Индивидуальный маршрут сопровождения детей, проявляющих признаки психомоторной (спортивной) одаренности.
Цель сопровождения:
- привлечение ребенка к занятиям различными видами двигательной деятельности; гармоничное развитие ребенка, направленное на достижение высоких результатов в деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития имеющихся способностей;
- привлечь ребенка к участию в разнообразных видах деятельности по физическому развитию;
- способствовать дальнейшему физическому совершенствованию в спортивных школах города.
Основные направления реализации:
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение активных форм и методов организации образовательного процесса;
- развитие системы деятельности, которая позволит ребенку демонстрировать свои достижения на городских и внутрисадовских конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
Группа сопровождения:
родители, педагоги
Координатор:
инструктор по физической культуре
План педагогического сопровождения:
Мероприятие | Цель | Ответствен ный | Сроки выполне ния |
-педагогическая диагностика психомоторных способностей и физических качеств; -разработка индивидуального плана сопровождения; -привлечение ребенка к занятиям в спортивных секциях «Степ-аэробика»; «Спортивные танцы», «Школа футбола» -консультации для родителей по содержанию работы секций и рекомендации по привлечению ребенка в определенную секцию. | выявление предпосылок одаренности; - разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка; - привлечение ребенка к занятиям в кружке. | воспитатели инструктор по физкультуре | сентябрь-октябрь |
-рекомендации родителям и воспитателям по взаимодействию с одаренным ребенком; | помочь педагогам и родителям создать благоприятную, «тёплую» атмосферу для дальнейшего развития способностей одарённого ребёнка, как в условиях дошкольного учреждения образования, так и в домашней среде. | инструктор по физкультуре | октябрь |
-разработка плана индивидуальной работы с ребенком в свободной деятельности в группе и на прогулке | создать условия для развития и совершенствования двигательных способностей ребенка в свободной самостоятельной деятельности | воспитатели | октябрь |
-создание спортивного уголка и уголков спортивных достижений для одаренных детей | предоставление свободы в выборе и решении различных двигательных задач в соответствии с их склонностями и интересами | воспитатели | сентябрь-октябрь |
-привлечение к проведению комплекса утренней зарядки, физкультминуток на занятиях. | развитие креативности движений | воспитатели, инструктор по физкультуре | в течении года |
-выбор и подготовка команды к участию в городской спартакиаде. | изучение и совершенствование техники выполнения эстафет; воспитание целеустремлённости, воли к победе, формирующей психологическую готовность ребёнка и к спортивным успехам, и к неудачам. | инструктор по физкультуре | ноябрь |
-создание «Портфолио достижений». | создание ситуации успеха, положительной мотивации к дальнейшим занятиям спортом | воспитатели, родители | в течении года |
-усложнение двигательной деятельности на физкультурных занятиях | создание условий для развития и совершенствования двигательных способностей | инструктор по физкультуре | в течении года |
-привлечение к участию в спортивных праздниках в младших группах | содействие творческой деятельности, направленной на двигательное экспериментирование | инструктор по физкультуре | в течении года |
-показательные выступления на спортивных праздниках и отчетном концерте | демонстрация приобретенного двигательного опыта | в течении года | |
-создание выставки «Спортивные достижения моей семьи» | создание положительной мотивации к занятиям спортом на примере семейных традиций | воспитатели, родители | март |
-организация показательных выступлений спортсменов из спортивных школ города, экскурсий в спортивные школы | ранняя спортивная специализации воспитанников с признаками психомоторной одаренности | инструктор по физкультуре | в течении года |
-подготовка команды к участию в городском фитнес-фестивале в направлениях «Спортивный танец» и «Степ-аэробика» | совершенствование техники выполнения музыкально-ритмических композиций; воспитание целеустремлённости, воли к победе, формирующей психологическую готовность ребёнка и к спортивным успехам, и к неудачам. | инструктор по физкультуре | в течении года |
-регистрация детей на сайте ГТО и сдача нормативов | родители, инструктор по физкультуре | февраль-июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ...

"Выявление детей с признаками одаренности"
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными ...

Психологическое сопровождение детей с признаками спортивной одаренности.
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с признаками спортивной одаренности....

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ
Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся д...

Индивидуальный Маршруты для детей с признаками музыкальной одаренности по музыкальному воспитанию
По результам педагогического мониторинга музыкального развития детей, а также изучения данных, полученных в ходе диагностики, составляется индивидуальный маршрут для детей с признаками одаренности...

Программа психологическое сопровождение детей с признаками спортивной одаренности.
Представленнна авторская программа по рпботе со спортивно-одаренными детьми....