ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
статья по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Детский сад № 40
Презентация и доклад на тему
«Выявление детей с признаками музыкальной одаренности»
Составила музыкальный руководитель Монгуш Л.В.
г. Кызыл
Республика Тыва
25.04.2013
Выявление детей с признаками музыкальной одаренности
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
Для начала нужно понять:
Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал основным признаком музыкальности эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность иметь музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии и чувство ритма). От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» .
Вы, конечно, слышали такое понятие как «абсолютный слух». Он является врожденной способностью и это истинная музыкальная одаренность, так как люди с абсолютным слухом могут в точности повторить мелодию с первого раза ,определить высоту звуков без сравнения с другими. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности - относительный слух, тембровый слух и т.д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.
Поэтому музыкальные занятия с детьми так полезны и необходимы в дошкольном возрасте.
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике я использовала технологию педагогического наблюдения. Оно проводилось сентябре –ноябре 2012 г .и апреле 2013 г. среди детей средней , старшей и подготовительной группы .Каждый ребенок был исследован на наличие трех основных музыкальных способностей ладового чувства (например, повтори звук, правильно ли спета мелодия ), музыкально-слуховые представления(Пение знакомой мелодии без сопровождения ,подбор на металлофоне знакомой попевки),а также чувство ритма(Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии ) В результате- в начале года, детей с признаками музыкальной одаренности составлял 5 % , к концу года он уже составил 15%(слайд с диаграммой).
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми , посещение детьми вокальной студии, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных мероприятиях, конкурсах.
Дети посещают вокальную студию ,где создается непринужденная атмосфера творчества, индивидуальный подход. Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.
И в заключении хочется отметить: признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выявление детей с признаками одаренности"
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными ...
Психологическое сопровождение детей с признаками спортивной одаренности.
Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с признаками спортивной одаренности....
Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ
Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...
Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся д...
Индивидуальный Маршруты для детей с признаками музыкальной одаренности по музыкальному воспитанию
По результам педагогического мониторинга музыкального развития детей, а также изучения данных, полученных в ходе диагностики, составляется индивидуальный маршрут для детей с признаками одаренности...
Программа психологическое сопровождение детей с признаками спортивной одаренности.
Представленнна авторская программа по рпботе со спортивно-одаренными детьми....
Выявление и педагогическое сопровождение музыкально-одаренных детей дошкольного возраста в условиях
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми,...