Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.
учебно-методический материал на тему
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_i_metody_vyyavleniya_detey_s_priznakami_odarennosti_v_dou.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.А.Сухих, старший воспитатель
В. В. Веснина, М. Б. Глушкова,
Л.Е. Орлова, Р.Г. Оглоблина,
воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5«Колокольчик» города Котельнича Кировской области.
Принципы и методы выявления детей с признаками
одаренности в ДОУ.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность можно дифференцировать как актуальную и потенциальную.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
Кроме того выделяют: общую (или умственную) и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности (показателей эффективности познавательных процессов, саморегуляции и т.д.) проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их воспитания и обучения по программам детского сада.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом всего вышесказанного нами были сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4) использование тренинговых методов, в рамках которых организуются определенные развивающие влияния, снимаются типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и родителей, естественный эксперимент.
Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. По этому нами был задействован широкий спектр разнообразных методов:
- различные варианты метода наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Например, выявление уровня сформированности игровых навыков. Где анализ игровой деятельности осуществлялся по нескольким критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия и т.д. Оценка уровня игровых навыков по тому или иному критерию зависела от соответствия возрастной нормы, опережении ее или отставания. Аналогично проводилось наблюдение и в других видах деятельности: учебной, трудовой. У всех детей с признаками одаренности был отмечен высокий, т.е. выше возрастной нормы уровень развития тех или иных навыков.
- включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, театрализованную деятельность. Здесь немаловажную роль играет театральная студия. В работе студии принимают активное участие, как воспитатели, так и родители. Такая совместная творческая деятельность расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а также помогает выявить творчески одаренных детей.
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами. В этом нам очень помогает сотрудничество со специалистами Детской школы искусств.
- организация интеллектуальных олимпиад для дошкольников, спортивных соревнований, творческих конкурсов: «Умники – умницы», «Салют талантов», «Мы россияне» и др,
- участие в различных фестивалях: «Международный фестиваль детского творчества «Апельсин», «Международный фестиваль детского творчества «Южный берег», смотры «Отборочный тур телевизионного конкурса эстрадных исполнителей «Вятские зори», международный конкурс «Арт.Киндер.Хауз» и т.п.,
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. В число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
В заключении, хотелось бы сказать, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Литература:
1. Венгер Л.А. Умственное развитие детей дошкольного возраста. М., 1986
2.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. Санкт-Петербург, 2003
3. Маркова А.К. «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ
Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...
Основные принципы и методы закаливания детей в период дошкольного возраста
Новорожденные детки способны обладать очень высокими адаптивными возможностями и приспосабливаться почти к любым условиям среды. Исходя из этого, родителям детей стоит с самого рождения пред...
Общие принципы и методы закаливающих процедур детей дошкольного возраста .
Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей. Чтобы правильно закаливать ребенка, родители д...
Принципы и методы воспитания детей старшего дошкольного возраста
Современная психология и педагогика с ней заодно сводят все принципы воспитания детей дошкольного возраста к одному простому тезису: ребёнок – это равноправная личность, а не объект воздействия....
Принципы и методы выявления одаренных детей.
Раннее выявление и обучение одаренных детей, – одна из важнейших задач в современном образовании. От решения этой задачи зависит интеллектуальное и экономическое будущее нашей страны....
Принципы и методы выявления одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достиж...