Главные вкладки
Конспект доклада на Городском методическом объединении учителей-логопедов "Система альтернативной коммуникации PECS в работе с детьми с РАС"
консультация
Предварительный просмотр:
Пекс
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Кудашева Ярослава Сергеевна, я учитель-логопед, специалист по системе альтернативной коммуникации ПЕКС. Работаю на группе детей с расстройством аутистического спектра с интеллектуальными нарушениями. По статистике 30% детей с аутизмом остаются навсегда неговорящими, поэтому
Мы начинаем свое выступление по системе альтернативной коммуникации ПЕКС. Это введение в систему ПЕКС, обзорное выступление, и я расскажу вам сегодня о том, что представляет из себя эта система, каким детям и взрослым она вводится, кому она рекомендована, и приведу видеопримеры некоторых этапов ПЕКС.
И давайте обратим наше внимание на презентацию и начнем с того, каким документом рекомендуется система ПЕКС. В нашей стране существуют клинические рекомендации МИНЗДРАВА по работе с детьми с расстройством аутистического спектра. В них приведено много различных методик. И одна из методик, которая рекомендуется с высокой степенью доказательности и убедительности – это методика ПЕКС, система коммуникации с помощью обмена изображениями. Вы можете более подробно ознакомиться с этим документом, он есть в открытом доступе в поисковых системах.
ПЕКС – это система, которая учит навыкам раннего общения с помощью карточек, изображений. Детей мы учим обмениваться на то, что они хотят. То есть ключевое в этой системе -это обмен. И здесь критическим моментом является не то, что мы даем подсказку в общении, а мы ждем, когда ребенок сделает это сам. То есть с самых первых моментов, с самых первых этапов мы ожидаем инициативу в общении, этим и отличается система ПЕКС от других систем, именно инициативностью, спонтанностью в общении.
А сейчас давайте просмотрим небольшое видео.
Видео .
Данный вид общения является очень функциональным, потому что это происходит не где-то в кабинете педагога, и не в каких-то учебных условиях, а в жизни. То есть ПЕКС это общение в жизни.
И в данном видео мы видим. Как человеку без речи, ПЕКС помогает справиться со своими необходимыми потребностями в жизни.
В системе ПЕКС всего 6 этапов.
Давайте рассмотрим какие условия нужны для ПЕКС, на самом деле нам не нужны никакие условия, нам не нужен зрительный контакт для того, чтобы начать ПЕКС, ребенок может не смотреть в глаза. Нам не нужно учебное поведение, нам неважно как он себя ведет, и нам не нужно различение картинок. На первом этапе ПЕКС нам это не нужно! Ведь на первом этапе ПЕКС будет всего одна карточка и вы это увидите, а на других этапах мы уже научим его уже различать карточки. То есть для ввода ПЕКС не нужно никаких условий, ПЕКС очень демократичный, нужен только ребенок и его мотивация, то есть какой-то предмет, который он хочет. ПЕКС обучает функциональному общению, которое происходит немедленно, прямо с первого урока.
ПЕКС- это всемирная научно-доказанная методика, исследования происходят во многих странах мира. Существует множество статей опубликованных, опубликовано множество научных доказательств этой методики. То есть это известный научно-обоснованный подход.
Насколько широко распространен ПЕКС?
Он доступен на не менее 15 языках, и в 2021 году компания Пирамидальное образование провела свои образовательные семинары по системе ПЕКС более чем в 75 странах мира, обучив более 30000 участников.
За последние 10 лет опубликовано более 165 статей в не менее 13 странах. То есть ведется колоссальная работа по этой методике.
Какие же преимущества у ПЕКС?
1) нам требуется взаимодействие с другими людьми, то есть ребенка с первых шагов учат быть социальным, формирует социализацию, он ищет другого человека для того чтобы начать общаться
2) сам человек инициирует общение, то есть ребенок не отвечает на заданный вопрос, а очень часто так бывает, что наши дети с аутизмом сидят и ждут, когда к ним кто-нибудь подойдет и спросит – Что ты хочешь? А сами не начинают общение. Эта система именно учит такому инициативному общению.
3)Занятие всегда начинается с просьбы, а не с ответов на вопросов, называния предметов, как это обычно происходит к кабинете логопеда, а именно с мотивации того, что он хочет.
4) и данная система основана на вербальном анализе поведения Скинера. Был такой великий ученый, психолог, который написал такую книгу «Вербальное поведение человека», и именно на этой книге написана система ПЕКС.
И давайте мы с вами посмотрим когда же мы можем применять ПЕКС? Чтобы, ответить на этот вопрос, мы должны ответить на другие предварительные вопросы: посмотрите на ребенка и задайте вопрос.,
-использует ли ваш ребенок функциональную коммуникацию? Что такое функциональная коммуникация? Это когда коммуникация про жизнь, она помогает решению его жизненных проблем, то есть например, ребенок тянет взрослого за рукав, такое общение является функциональным? нет. потому что критерий функциональности – это можно ли сделать с другим взрослым чужим человеком. И если такая ситуация произойдет с незнакомым человеком, то последствия неизвестны.
Следующий вопрос, который мы задаем, инициирует ли ребенок общение?
Подходит ли он ко взрослым и начинает ли он общение? Если на вопрос – ответ да, то хорошо. Если -нет, то значит ребенку нужен ПЕКС.ТО есть если он ждет инициативы со стороны взрослого, то нужно обучать системе, которая тренирует инициативе. И это ПЕКС.
Следующий вопрос, который мы задаем – понимают ли его другие люди? Может быть ребенка очень хорошо понимает мама, или папка или бабушка. Но его не понимают другие люди. И тогда нам однозначно нужна система, в котором его поняли бы другие люди. И это ПЕКС.
И последний вопрос, который мы задаем – использует ли ребенок. Лексику и грамматику, соответствующую возрасту? Ну например, если ребенку 7 лет, ему пора в школу, а он использует на вербальном языке, в вокальной речи, всего лишь 5 или 10 слов. Да, есть такие дети. Вроде бы, кажется, что у них есть речь. Но на самом деле их словарный запас не соответствует возрасту, так приблизительно к 7 годам словарь ребенка должен составлять порядка 3000 слов. И получается, что у нас очень большой разрыв и тогда ему нужен ПЕКС.
Теперь давайте поговорим, что такое поддерживающая и альтернативная коммуникация.
Поддерживающая коммуникация – это метод, или система, которые используются для дополнения речи.
А Альтернативная коммуникация - это когда речи совсем нет, и ребенок использует систему, метод для общения, когда речь не развита или потеряна.
И ПЕКС может быть и тем и другим. Вначале когда авторы системы создавали эту систему Энди Бонди - это поведенческий аналитик, и его супруга логопед Лори Фрост. Создавали ПЕКс в институте, в клиническом центре для маленьких детей с аутизмом. И эти дети были неречевые, то есть они совсем не говорили, и система предполагалась как альтернативная коммуникация. Но через некоторое время, через год-два они с удивлением обнаружили, что большинство детей стали говорить, то есть у них запустилась речь. И тогда ПЕКС стал использоваться как поддерживающая коммуникация.
ПЕКС эволюционировал из проблем, которую описал автор методики Лори Фрост. Она искала метод, который улучшит качество жизни неречевых детей. И она сравнивала это с традиционной логопедией, что используется в работе с логопедом – у ребенка должен быть зрительный контакт конечно же, и должна быть имитация, то есть повторение, подражание, чтобы повторять слова или звуки за логопедом. Если этого нет, то в логопедии работать нельзя. Логопед не сможет помочь своему клиенту, а для ПЕКС этого не требуется. Не нужно уметь имитировать и не нужен зрительный контакт.
Другая система – язык жестов, тоже нужны предварительные навыки: обязательно должен быть зрительный контакт, ребенок должен посмотреть на того, кто дает ему эти жесты. И тоже должна быть имитация, чтобы повторять эти жесты. А в ПЕКС это не нужно, для обмена карточками не нужен ни зрительный контакт , ни имитация.
В показывание картинок – так называемых системы визуальной поддержки – то же самое нам нужен зрительный контакт, а в ПЕКС он не нужен, поэтому ПЕКС очень демократичен. ПЕКС подходит всем детям, у которых есть какая-либо мотивация и есть вот такой жест -захват, тогда им подходит ПЕКС.
Для того, чтобы начать ПЕКС нужно определить мощные подкрепления – так мы называет то, что ребенок хочет. И создать иерархию подкреплений. И приготовить карточки для этих мощных подкреплений, печатаете их на принтере или приобретаете готовые. Ну в крайнем случае нарисовать самим, и обклеить скотчем и приклеить липучки. И для первого этапа ПЕКС этого вполне достаточно.
Давайте рассмотрим первый из шести этапов ПЕКС:
Он называется: как инициировать общение?
Этапы
В группе детей с аутизмом также есть группа на платформе в Сферуме. Мы предоставляем видеоролики с заданием, на котором показываем, как нужно обучать определенному навыку. Далее мы составляем подробную инструкцию выполнения задания и отправляем ее в группу. Родители выполняют данную работу на выходных и отправляют видео в группу. В понедельник мы делаем анализ выполненных заданий. И Либо повторно объясняем правильность выполнения, либо отмечаем положительные результаты работы родителя. Также мы ведем страницу в социальной сети ВКонтакте Счастливые с АВА.ПЕКС.Троицк74, посвященную развитию детей с РАС.
Видео этапов
Грант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников" (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения – развитие памяти, мы...

«Формирование информационно коммуникативной компетентности педагога, как средство повышения качества образования» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
ИКТ - компетентность педагогов и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением компьютера, его использованием, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе в рамках мо...

«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...

«Сказочная безопасность» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)
Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам...

Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении: "Картотека памяток и рекомендаций воспитателям при работе с детьми с ОНР"
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...