Обобщение опыта работы "Оказание методической поддержки в рамках консультационного центра родителям детей, не посещающих дошкольное учреждение по вопросу развития эмоционально-личностной сферы дошкольника"
консультация

Королькова Екатерина Васильевна

       Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития общих и специальных способностей, любознательности. Благодаря этому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник, независимо от того, посещает ли он дошкольное учреждение или остается не вовлеченным в общественное воспитание, является маленьким исследователем, который с радостью и удивлением открывает окружающий мир. Поэтому, чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем значимее она,  тем успешнее идет его развитие, тем полнее реализуется его генетическая программа развития, тем счастливее его детство. А именно счастливо прожитое детство обеспечивает духовную энергию человека на всю последующую жизнь.

       Эмоции  неотступно  сопровождают  нас  всю  жизнь,  с  самого  рождения  — никуда  от  них  не  деться.  Но  нельзя  совершать  поступки  исключительно  под влиянием  эмоций:  человек  должен  уметь  сознательно  ими  управлять.  Развитие эмоционально-личностной сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.  Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-личностной сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Оказание методической поддержки в рамках консультационного центра родителям детей, не посещающих дошкольное учреждение по вопросу развития эмоционально-личностной сферы дошкольника»

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития общих и специальных способностей, любознательности. Благодаря этому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник, независимо от того, посещает ли он дошкольное учреждение или остается не вовлеченным в общественное воспитание, является маленьким исследователем, который с радостью и удивлением открывает окружающий мир. Поэтому, чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем значимее она, тем успешнее идет его развитие, тем полнее реализуется его генетическая программа развития, тем счастливее его детство. А именно счастливо прожитое детство обеспечивает духовную энергию человека на всю последующую жизнь.

Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них не деться. Но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Развитие эмоционально-личностной сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-личностной сферы ребенка.

Развитие эмоционально-личностной сферы зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

Эмоционально-личностное развитие влияет не только на становление личности и характера, но и особенности будущего поведения, а так же на успешность отношений с друзьями и взрослыми. Ребенок наблюдая за различными явлениями в жизни оценивает их эмоционально, как привлекательные или отталкивающие, хорошие или плохие.

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию.

С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

Цель: оказание методической поддержки в рамках консультационного центра родителям детей, не посещающих дошкольное учреждение по вопросу развития эмоционально-личностной сферы дошкольника.

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

  • индивидуальное консультирование родителей специалистами ДОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом, медсестрой) в отсутствие ребенка;
  • групповое консультирование родителей по схожим проблемам;
  • заочное консультирование, посредством размещения материалов на официальном сайте ДОУ (вкладка «Консультации для родителей»);
  • тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов ДОУ;
  • совместные занятия с родителями и их детьми;
  • дистанционное консультирование посредством телефонной связи и видеосвязи через интернет-ресурсы.

Предполагаемый результат работы консультационного центра:

Реализация перспективно – тематического плана консультационного

центра для родителей и детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение позволит достичь следующих результатов:

  • Сформируется у родителей определенная модель поведения с ребенком;
  • Повысится у родителей уровень педагогических знаний и умений в воспитании и развитии ребенка;
  • Установятся доверительные отношения между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
  • Активизируется у дошкольника мыслительная деятельность, эмоционально-личностная сфера ребёнка;
  • Повысится двигательная активность детей.

Для консультирования специалистами ДОУ готовится информация на печатных носителях (памятки, буклеты, анкеты, газеты). Больше всего родителей интересует, какие игры влияют на развитие эмоционально-личностной сферы ребёнка; как организовать развивающую среду дома; приемы и упражнения для развития моторики детей, артикуляционные гимнастики.

Воспитатели знакомят родителей с психофизиологическими особенностями детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, предлагают их вниманию режим в группе и вариант планирования воспитательно-образовательной работы.

В консультационном центре для родителей детей, не посещающих дошкольное учреждение по вопросу развития эмоционально-личностной сферы дошкольника организуются:

  • консультации («Как подготовить ребёнка в детский сад», «Ребёнок со страхами», «Как сделать ребёнка счастливым?», «Играйте вместе с детьми», «Как провести выходной день с детьми», «Почему дети разные», «Как победить застенчивость», «Влияние родительских установок на развитие детей»);
  • тренинги («Принять, признать, понять», «Пойми меня», «Птица Благодарности»);
  • круглые столы («Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста», «Секреты успешного воспитания ребенка», «Общение родителей и детей»);
  • дискуссии («Знаете ли вы своего ребёнка?», «Чем и как занять ребёнка дома?»);
  • анкетирование родителей с целью определения индивидуальных потребностей;
  • семинар-практикум «Ум на кончиках пальцев».

Наиболее яркой, эмоциональной и эффективной формой работы в Консультационном Центре нашего ДОУ является педагогическая гостиная.

В нашем дошкольном учреждении организуется работа педагогической гостиной. Педагогическая гостиная - одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов ДОУ, родителей и воспитанников.

Основная цель проведения педагогической гостиной состоит в оказании практической помощи родителям, повышение компетентности родителей в вопросах развития эмоционально-личностной сферы ребёнка.

Встреча в педагогической гостиной строится на основе интеграции деятельности нескольких специалистами одновременно (воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя) и родителей. В гостиной встречаются сразу воспитатель, родители с детьми и специалисты ДОУ.

Подготовка к организации педагогической гостиной.

Педагогическая гостиная начинается с определения темы. Например, «Какие книги читать детям?», «Семья и здоровье», «Подготовка детей к школе». Начало и заключение встречи носят ритуальный характер, чтобы сохранить ощущение целостности и завершённости. Например используются такие ритуалы приветствия как «Дружная семья», «Дружба начинается с улыбки», «Волшебная палочка», «Комплименты» и другие. Как правило начало встречи проводит воспитатель, либо педагог-психолог.

Считаем, что организация таких педагогических гостиных целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт. Главное, родители убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут поддержку и ответы на вопросы, и помогут советами. После посещения родителями «Педагогической гостиной», между родителями и педагогами происходят положительные изменения в отношениях. Данная форма работы имеет определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представления о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.

В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого родителя с педагогами нашего центра чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Мы убеждены, что благодаря нашему консультационному центру и тесному взаимодействию с родителями пройдет успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад. При помощи консультационного центра мы оказываем методическую поддержку родителям детей, не посещающих детский сад, для развития эмоционально-личностной сферы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Играя, развиваюсь" - Организация групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

За 9 лет работы данной группы у коллектива наработан богатый опыт, которым мы можем поделиться с коллегами, разработана соответствующая нормативно-правовая база, отобраны и апробированы диагностически...

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение, нуждающихся в коррекционной помощи

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение «Малышок», направлена на обеспечение эмоционального благополучия и социальн...

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...

Обобщение опыта работа по теме " Особенности взаимодействия педагога с родителями детей-мигрантов "

Новые тенденции изменений в образовании возникают в условиях глобализации, экономических, геополитических перемен и катаклизмов, когда снимаются культурные и психологические барьеры, подвергаются пере...

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление из опыта работы на  региональном  семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...

«Оказание методической поддержки родителям детей, не посещающим дошкольное учреждение, по вопросам подготовки ребенка к условиям ДОУ»

Презентация опыта работы ДОУ по поддержке родителей детей, не посещающих ДОУ в рамках Консультационного Центра...