«Оказание методической поддержки родителям детей, не посещающим дошкольное учреждение, по вопросам подготовки ребенка к условиям ДОУ»
консультация

Недрыгайлова Наталья Александровна

Презентация опыта работы ДОУ по поддержке родителей детей, не посещающих ДОУ в рамках Консультационного Центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okazanie_metodicheskoy_podderzhki_roditelyam_detey_v_kts1.docx248.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка –детский сад № 94 «Радуга» г. Орска Оренбургской области»

Презентация опыта работы

«Оказание методической поддержки родителям детей, не посещающим дошкольное учреждение, по вопросам подготовки ребенка к условиям ДОУ»

 

Подготовил: старший воспитатель

МДОАУ № 94 «Радуга»

 Недрыгайлова Н.А.

Орск, 2022 г.

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию.

С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

Основные задачи Консультационного Центра:

  •  оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
  •  оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  •  оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
  •  проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  •  оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.

Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.

Так, к основным проблемам можно отнести вопросы подготовки ребенка к условиям ДОУ. Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

 В МДОАУ № 94 с целью оказания методической поддержки родителям детей, не посещающим дошкольное учреждение, по вопросам подготовки ребенка к условиям ДОУ используются разнообразные формы работы: консультирование, педагогическая гостиная, час игры, час прогулки.

Одной из традиционных форм взаимодействия нашего центра с семьёй является консультирование педагогами родителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом наиболее актуальных вопросов подготовки ребенка к условиям ДОУ.

Цель данных консультаций - выявление, анализ и разрешение актуальных проблем родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям ДОУ и взаимодействия с ДОУ.

В рамках данного направления реализуются следующие методы и формы работы:

  • индивидуальное консультирование родителей специалистами ДОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом, медсестрой) в отсутствие ребенка;
  • групповое консультирование родителей по схожим проблемам;
  • заочное консультирование, посредством размещения материалов на официальном сайте ДОУ (вкладка «Консультации для родителей»);
  • дистанционное консультирование посредством телефонной связи и видеосвязи через интернет-ресурсы.

Для консультирования специалистами ДОУ готовится информация на печатных носителях (памятки, буклеты, анкеты, газеты). Больше всего родителей интересует, какие игры влияют на развитие познавательных процессов; как организовать развивающую среду дома; приемы и упражнения для развития моторики детей, артикуляционные гимнастики.

Воспитатели знакомят родителей с психофизиологическими особенностями детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, предлагают их вниманию режим в группе и вариант планирования воспитательно-образовательной работы

Наиболее яркой, эмоциональной и эффективной формой работы в Консультационном Центре нашего ДОУ является педагогическая гостиная.

В нашем дошкольном учреждении организуется работа педагогической гостиной «Счастливый малыш». В рамках организации работы данной гостиной один раз в квартал проводятся встречи с родителями по вопросам подготовки детей к условиям ДОУ.

Педагогическая гостиная - одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов ДОУ, родителей, и воспитанников.

Основная цель проведения педагогической гостиной состоит в оказании практической помощи родителям будущих воспитанников, повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к условиям ДОУ.

Встреча в педагогической гостиной строится на основе интеграции деятельности нескольких специалистами одновременно (воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя) и родителей будущих воспитанников. В гостиной встречаются сразу воспитатель, родители с детьми и специалисты ДОУ.

Подготовка к организации педагогической гостиной.

Педагогическая гостиная начинается с определения темы. (Например: «В детский сад с улыбкой»). Начало и заключение встречи носят ритуальный характер, чтобы сохранить ощущение целостности и завершённости. Например используются такие ритуалы приветствия как «Солнечные лучики», «Волшебная палочка», «Передай улыбку по кругу» и другие. Как правило начало встречи проводит воспитатель либо педагог-психолог.

Структура педагогических гостиных.

1 часть: Приветствие включает в себя (сюрпризный момент, видео о жизни группы и детского сада, игры- приветствия и. т. д.)

2 часть: Продуктивная деятельность детей и родителей (творческая деятельность – (лепка из соленого теста, нетрадиционное рисование (коктейльными трубочками, нитями мулине, шерстяной нитью. Создание коллажей, открыток, оригами.) Деятельность с педагогом – психологом (упражнения, тренинги, игры).

3 часть: Прощание. Показ слайд- шоу, видео, чаепитие, короткие игры на пожелания позволяющие закрепить положительный – эмоциональный фон.

4 часть: Обратная связь. Проговаривание с родителями, что понравилось, обсуждение, что они почувствовали, играя с ребёнком, что лучше всего удалось (получилось). Важно остановиться на рефлексии родителей. Вызвать положительные эмоции от совместных встреч, от результатов совместной работы.

Считаем, что организация таких педагогических гостиных целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт. Главное, родители убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут поддержку и ответы на вопросы, и помогут советами. После посещения родителями «Педагогической гостиной», между родителями и педагогами происходят положительные изменения в отношениях. Данная форма работы имеет определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представления о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями.

Следующей формой работы с родителями детей, не посещающим дошкольное учреждение, по вопросам подготовки ребенка к условиям ДОУ в нашем Консультационном Центре, является «Час игры». Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила. Данная форма взаимодействия предполагает посещение родителей с детьми группы раннего возраста в утренний отрезок времени. Для детей организуются в это время сюжетные, подвижные, пальчиковые и развивающие игры. В данной форме взаимодействия родители имеют возможность увидеть, как педагог занимается с детьми, в какие игры играет. Будущие воспитанники нашего Учреждения знакомятся с групповой комнатой, педагогами, другими детьми, которые уже посещают ДОУ. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, знакомятся с правилами игр (не бросать игрушки, не ломать, не рвать, убирать на место и т.д.)

Еще одной формой работы по подготовке будущих воспитанников к условиям ДОУ является «Час прогулки». Данная форма работы организуется в весенний период. Родители с детьми, не посещающими ДОУ, могут прийти на прогулку в детский сад. Воспитатель организует наблюдения, игровую и спортивную деятельность на прогулке. В свою очередь родители имеют возможность увидеть, как организуется прогулка в ДОУ, чем заняты дети на улице. Дети имеют возможность пообщаться со сверстниками, адаптироваться к участку детского сада и требованиям воспитателя.

В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого родителя с педагогами нашего центра чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по подготовке детей к условиям ДОУ, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Играя, развиваюсь" - Организация групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

За 9 лет работы данной группы у коллектива наработан богатый опыт, которым мы можем поделиться с коллегами, разработана соответствующая нормативно-правовая база, отобраны и апробированы диагностически...

Анкета для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение.

Данная  анкета  очень  понадобится  педагогам  дошкольных  учреждений  для  работы  с  родителями. В  дальнейшем  можно  использовать...

Консультации для родителей детей, начавших посещать дошкольное учреждение

Консультации для родителей в адаптационный период...

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение, нуждающихся в коррекционной помощи

Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение «Малышок», направлена на обеспечение эмоционального благополучия и социальн...

Особенности развития и воспитания ребенка до года. Консультация для родителей, не посещающих дошкольное учреждение

В материале изложены основные стадии воспитания ребенка от 0 до 1 года. Предложены основные правила воспитания ребенка до года....

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Игры при подготовке ребенка к школе»

Повышение компетенции родителей в вопросах развития дошкольника; оказание практической помощи родителям будущих первоклассников....