Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Дидактические игры"
картотека

Дубровина Виктория Владимировна

Аннотация

Актуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью познавательных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с детьми так важно применение занимательного материала.

Из всего многообразия познавательного материала наибольшее применение находят дидактические игры. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры и задачи. По ходу решения требуется применение познавательных методов и умозаключений или аналогичных им.

Практическая значимость. Основное назначение познавательных игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании  предметов, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Игры эффективно используются педагогами МДОАУ "Детский сад №10".


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.1.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

«Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное.

Например«Собака читает. Может собака читать?». Дети отвечают«Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

«Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

«Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

«Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий.а перец …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка….(узкая).

«Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

«Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение, получает фишку.

«У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

«Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит«Летит».

Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

«Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

«Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

«Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

• Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

• Что делает дворник? (подметает,убирает, поливает, чистит дорожки от снега).

«Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

        

«Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

«Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

«Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром.  Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

«А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

• Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой  момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает«Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает«Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

«Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю«Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают — это …. И т. д.

«Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

• Морковь (да, огурец (да, слива (нет, свекла (да) и т. д.

«Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады«Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.

Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...

Комплекс дидактических игр направленных на формирование морфологических, словообразовательных и синтаксических умений у детей шести лет

Комплекс дидактических игр составлен в соответствии с грамматическим строем русского языка, направлен на формирование морфологических, синтаксических и словообразовательных умений.Игры можно использов...

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Игры на развитие внимания"

АннотацияАктуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение,...

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Игры на развитие памяти"

АннотацияАктуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение,...

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Игры на воображение"

АннотацияАктуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение,...

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Игры на мышление"

АннотацияАктуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение,...

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей дошкольников "Игры на восприятие"

АннотацияАктуальность. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение,...