Деловая игра для педагогов «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
материал
Цель:актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
- вызвать интерес педагогов к данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Хоринский детский сад «Тополёк»
КОНСПЕКТ
деловой игры для педагогов
«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила:
воспитатель Снеткова Е.И.
2023 г.
Цель:актуализировать знания педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах патриотического воспитания;
- вызвать интерес педагогов к данной теме.
Вступительное слово.
М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»
Ребёнок -дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.
Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, природой края, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине.
А что такое Родина? … Как вы понимаете это?...
Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Т. е человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству изо всех сил. Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что… »
А что по вашему мнению означает слово патриотизм?...
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордостьдостижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система работы по патриотическому воспитанию включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.
Реализуется патриотическое воспитание через такие формы как:
- создание развивающей среды;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии).
Мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы.
Я предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре «Правовая академия». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Ход игры.
Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.
Станция № 1. Эрудиты
Вопросы командам.
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).
3. Что означают цвета Российского флага?
Белый(Справедливость, мир, благородство, чистоту)
Синий(Отвагу, трудолюбие, вера и верность)
Красный(Сила, кровь, пролитая за Отечество)
4. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?(Единство, власть).
Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя, т.е. символ верховной власти), другая – символ власти не светской т.е. духовной, власти церкви.
5. Официальная эмблема государства. (Герб.)
6. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
7. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?
-Областным законодательством;
-Федеральным конституционным законом;
-Местным законодательством.
8. Назовите города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург).
9. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - красивая.)
10. Дата принятия Конституции РФ. (12.12.1993.).Достаточно год.
11. Кто основал Москву?
(Князь Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимирова Всеволодовича Мономаха.)
12. Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне.)
Станция № 2. Экологическая акция
Акция «Здоровая среда – дело каждого». Я предлагаю вам присоединиться к данной акции и составить свой план работы ДОУ на лето 2016 года (на месяц).
Например:
-Создание детского экологического патруля «Лесовичок и компания»;
-Конкурс–проектов: «Участок моей мечты»;
-Акция по озеленению территории ДОУ «Здесь - должно быть дерево»;
-Детская экспедиции в экологический центр.
Станция № 3. Знатоки русской народной культуры
Вопросы командам.
1.Перечислите русские народные песни. («Солдатушки, браво ребятушки», «Ой, то не вечер», «Во поле берёза стояла» ...). Перечисляют по очереди.
2. Перечислите русские народные потешки(«Кисонька -мурысенька», «Ножки, ножки где вы были», «Зайчишка – трусишка», «Уж ты зимушка – зима» …)
3.Перечислите русские народные сказки («Лиса и журавль», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «Колобок», «Жихарка» …)
Станция № 4. «Правовая академия»
Вопросы командам.
1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).
В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет).
2. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).
3.Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей)
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).
Станция № 5. «Цветы толерантности»
Вспомним понятие слова – толерантность.Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.
Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. Я раздам вам лепестки и примеры.
Задание I команде. Сделайте цветок толерантности из основных черт толерантной личности:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- гуманизм;
- умение слушать;
- несклонность осуждать других.
Задание II команде.Сделайте цветок толерантности, который состоит из шагов, ведущих к толерантности:
- желание быть толерантным;
- стремление человека стать лучше;
- постоянное саморазвитие (личностный рост);
- умение ставить себя на место других;
- не осуждать;
- замечать мелочи и тонкости;
- замечать особенности ситуации;
- подключать интуицию и воображение;
- расширять свой круг общения;
- знакомиться с другими культурами (традициями);
- улучшить самоконтроль.
Рефлексия «Всё в наших руках»
На основании проведенной игры, предлагаю вам выбрать и записать основные направления нравственно - патриотического воспитания и записать их на гранях кубах.
Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Воспитание патриотических чувств у детей в ваших руках.
Список используемой литературы:
• Алешина. Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004
• Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004 «Серия «Библиотека руководителя ДОУ»
• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
• Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для педагогов « Нравственно – патриотическое воспитание»
Данный материал разработан для педагогов ДОУ. Деловая игра будет полезна воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений для повышения своего профессионального рост...

Деловая игра для педагогов "Нравственно - патриотическое воспитание"
Цель: игры закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны. Побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны....

Деловая игра «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»
Деловая игра была проведена в рамках подготовки к Педагогическому совету по теме "Формирование гражданской позиции у дошкольников". Данная форма работы позволила актуализировать знания...

Сценарий деловой игры для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Деловая игра для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

Семинар-практикум деловой игры с педагогами "Нравственно-патриотическое воспитание"
Цель. Активизация мыслительной деятельности педагогов; раскрытие творческого потенциала; оптимизация межличностных отношений....

«Деловая игра» с педагогами «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи: - повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно –патриоти...
Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...