Технология альтернативной коммуникации
презентация к уроку (средняя группа)
Альтернативная и дополнительная коммуникации — это способы общения, исключающий речь. Это могут быть жесты, знаки, изображения, предметы или что-то еще. Такие способы коммуникации мы используем и в обычной жизни. Это, например, дорожные знаки, бирки на одежде, знаки, обозначающие общественные туалеты и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить аббревиатуру AAC – Аугментативная Альтернативная Коммуникация.
ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ: 1) построение функционирующей системы коммуникации; 2) развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию; 3) развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЕСЛИ ИМЕЮТСЯ : -нарушения слуха -двигательные нарушения -наличие интеллектуальных проблем -эмоциональные проблемы (аутизм) -проблемы артикуляционных органов -прогрессирующие заболевания -приобретённые заболевания, травмы -временные ограничения речевых возможностей
Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации: 1) Принцип «от более реального к более абстрактному». При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
2) Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
3) Принцип постоянной поддержки мотивации . Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. 4) Принцип функционального использования в коммуникации. Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.
Альтернативная коммуникация при нарушениях слуха Дактилология (движения пальцев рук (жесты) обозначают буквы алфавитов национальных языков) и жестовая речь - это особая кинетическая система для компенсации импрессивной и экспрессивной устной речи. Тотальная коммуникация - использование (в обучении глухих) словесного и жестового языков: устная речь, воспринимаемая зрительно и слухозрительно , письменная речь, дактилология, разговорный жестовый язык глухих, калькирующая жестовая речь, пантомима, указательные жесты, мимика и др.
Система Брайля - это рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими, разработанный в 1829 г. французским слепым тифлопедагогом Луи Брайлем (1809-1852). Пиктограммно-идеограмное общение – характеризуется привлечением определенных коммуникативных стратегий, повышающих возможности восприятия, понимания и продуцирования сообщений и облегчающих информационный обмен между людьми.
ЛЁБ-система охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанным под рисунком значением слов. Она используется в работе с детьми, имеющими ограничения в развитии, а также с нормально развивающимися дошкольниками и детьми иностранцев без напечатанного значения слов.
Знаковая система Макатон , распространенная в специальном обучении, начала использоваться с 1972 года со словаря символов. В дальнейшем этот словарь получил повсеместно поддержку и развитие.
Системы обмена картинками PECS — чаще применяется для людей с аутизмом и предполагает обучение тому, что передав нужную картинку или указав на последовательность картинок другому человеку, человек с аутизмом может получить желаемое.
Использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи, дает возможность выражать себя и быть понятым. Ведь когда тебя понимают - это счастье! Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи с элементами альтернативной коммуникации Дидактическая игра "Кошкин дом"
Тема: «Кошкин дом». Форма проведения: подгрупповое занятие по развитию речи.Цели: формирование у детей необходимых для жизни социально значимых навыков,развитие коммуникативной компетентности де...

Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР
Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....

Попытка использования альтернативной коммуникации в условиях ДОУ.
Использование альтернативной системы коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с ребенком ,не способным к эффективному речевому общению, в условиях ГБДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным ...

Сообщение Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью средств альтернативной коммуникации
Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью, затруднен контакт с окружающими их людьми, отсутствует возможность сообщить о себе, своих потребностях, интересах, чувствах, а, следовательно...

Статья "Система альтернативной коммуникации PECS"
Материалы данной статьи содержат информацию о понятии "альтернативная коммуникация", достоинствах использования PECS при общении с ребенком...

Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи.
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не о...