Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи.
презентация на тему
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alt_k.ppt | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы общения Речь Жестикуляция Язык жестов Рисунки Письмо
Кто пользуется альтернативной коммуникацией: люди с нарушением слуха, люди с нарушением голоса (операции после удаления голосовых связок, инсульты), люди с серьезными нарушениями иннервации (дизартрии, анартрии, апраксии), люди с ментальными нарушениями (синдром Дауна, когда имеет место генетическая предрасположенность к нарушению речи, синдром Ретта, когда происходит распад речи), люди с эмоциональными проблемами и нарушением контакта (РАС).
В каких случаях детям рекомендуется использовать дополнительную коммуникацию: если ребенок испытывает трудности с пониманием речи; если ребенок не проявляет инициативы в общении; если у ребенка очень непонятная речь; если речь не функциональна.
Возможности альтернативной коммуникации может: быть необходима постоянно ; применяться как временная помощь ; рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью; предотвращать неприемлемое поведение.
Альтернативная коммуникация
Альтернативная коммуникация Методы коммуникации Метод пиктограмм Методика «Лёб-система» Коммуникационная система обмена изображениями или PECS Метод «калькирующей жестовой речи» или Жестовый язык ( Макатон ) Блисс –метод Глобальное чтение Коммуникатор и электронные пособия
Альтернативная коммуникация Использование альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с ОВЗ Система жестов Система символов Обучение глобальному чтению Система коммуникации при помощи карточек PECS
Альтернативная коммуникация Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации Оценка уровня коммуникативных навыков Коммуникативные особенности Коммуникативные возможности
Альтернативная коммуникация Параметры наблюдения Понимание и выполнение простой инструкции Понимание и выполнение сложной (2 комп.) инструкции Имитация Использование игрушки Реакция на прикосновение Реакция на звуки Средства общения Ответная эмоциональная реакция на партнера в ситуации общения Поведение ребенка в ситуации общения
Альтернативная коммуникация Принципы внедрения альтернативной коммуникации «От реального к более абстрактному» Избыточность символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова) Постоянная поддержка и повышение мотивации Функциональное использование в коммуникации
Альтернативная коммуникация Требования к символам коммуникации Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении. Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика). Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку. Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку. Слово должно быть написано специальным простым шрифтом. Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность (помощнику)помочь сзади сделать жест .
Альтернативная коммуникация Глобальное чтение. - Методика Глена Домана - Методика Нуриевой Л. Г
Подготовка к обучению глобальному чтению. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие: • зрительного восприятия; • внимания; • зрительной памяти; • понимания обращённой речи; • выполнения простых инструкций; • умения подбирать парные предметы и картинки; • умения соотносить предмет и его изображение; • понимания содержания читаемого. Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребёнка будут сформированы вышеперечисленные умения. ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Виды работ при обучении глобальному чтению: ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Чтение слов. Понимание письменных инструкций. Чтение предложений Работа с дубликатами.
ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Работа над фразой ведется одновременно в двух направлениях: по материалам любимой книжки; используя опыт самого ребенка . «Дочитывание» в книгах.
ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ Одновременно появляются два новых вида работы: освоение работы в тетрадях; обучение счету.
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не говорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе. ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Спасибо за внимание!
Список литературы 1.«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор – составитель Штягинова Е. А., психолог. Новосибирск, 2012. 2 . БЭС – 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2002. – 1456с.:ил. 3. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок – «Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г. Интернет ресурс: http://semjadom.ru/terapiya/kak-sdelat-papku-pecs.html https://www.youtube.com/watch?v=x52UdXTEQm8 https://www.youtube.com/watch?v=DhFtf1rECfI
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коммуникации для детей с нарушением речи в старшей группе с использованием мультимедийных технологий: "Избушка".
Пересказ сказки с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных....
Использование альтернативной коммуникации для детей со сложным дефектом
Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения. Одни люди совсем не могут говорить, речь других недостаточно...
Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...
Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ
Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена большим количеством детей, имеющих нарушения развития....
Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ
Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальна...
Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для детей аутистов.
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с нез...
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием коммуникативного экрана, средств альтернативной коммуникации для детей с ДЦП и СНР тяжелой степени. Лексическая тема: «Семья», сказка «Репка».
Конспект индивидуального занятия для ребенка с интеллектуальной недостаточностью....