ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОО
методическая разработка (подготовительная группа)
Технология «Гость группы» является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители (законные представители) не зрители, а активные участники. Её суть заключается в том, что родители приходят в группу детского сада и рассказывают детям о своей профессии, орудиях труда и результатах своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» КАК
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОО
Одним из приоритетных направлений развития образования Волгоградской области является ранняя профориентация дошкольников. В рамках муниципального проекта был разработан профориентационный минимум для уровня дошкольного образования. Направлением деятельности по данному профориентационному минимуму является развитие у детей представлений о профессиях взрослых: профессиях членов семьи, профессиях родного города, региона и страны.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий взрослых.
Министерство Просвещения разработало Федеральную Образовательную программу дошкольного образования, которая вводит единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах. Так в ФОП дошкольного образования в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи на каждый дошкольный возраст.
Согласно ФГОС дошкольного образования трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества; воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; развивать творческую инициативу, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Для знакомства с профессиями взрослых мы используем как традиционные формы: беседы, презентации, чтение произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, создание картотек, выставки рисунков детей о профессиях, игры, загадки, викторины, экскурсии на предприятия города и наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинок с обсуждением и др., так и нетрадиционные. Одной из наиболее эффективных и востребованных является технология «Гость группы».
Технология «Гость группы» является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители (законные представители) не зрители, а активные участники. Её суть заключается в том, что родители приходят в группу детского сада и рассказывают детям о своей профессии, орудиях труда и результатах своей деятельности. Наряду с этим, некоторые «гости» рассказывают о своих увлечениях и хобби. Дети на такой встрече задают гостю различные интересующие их вопросы. Положительным плюсом встреч в таком формате является эмоциональное состояние детей. Ребёнок, чей родитель приходит на встречу, испытывает чувство гордости, радости, чувствует себя лидером, находится под всеобщим вниманием.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в детском саду должна быть направлена на развитие личности маленького человека и его взаимодействия и с детьми, и с взрослыми. Создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность играет важную роль в развитии социальных и коммуникативных навыков у дошкольников.
Однако нужно сказать, что организация такой технологии требует немало усилий от педагогов и родителей. Во-первых, педагоги должны знать, в какой области знаний им может быть полезен тот или иной родитель. Во-вторых, им необходимо знать будет ли у него возможность прийти в рабочее время в детский сад и, наконец, готов ли сам родителей выступать перед детьми с какой бы то ни было информацией. В этом вопросе нам помогло анкетирование и информационный стенд «Образовательная афиша». Анализируя ответы родителей по готовности участвовать в образовательном процессе, мы увидели, что многие мамы и папы понимают важность вопроса ранней профориентации дошкольников и готовы представить детской аудитории свою профессию. Родитель, будь то мама или папа, расскажет детям об орудиях труда, применимых в его работе, посвятит дошкольников в свои трудовые функции, расскажет и покажет свои трудовые действия.
Мы установили периодичность проведения технологии – один раз месяц.
Далее были проведены тематические встречи с родительской общественностью, в ходе которых по совместной договоренности между родителями были выбраны девять интересных современных профессии: флорист - дизайнер, тренер по йоге, мастер маникюра, повар – кондитер, спасатель службы МЧС, программист, ветеринарный врач, продавец-консультант, врач-педиатр, изучение которых позволит расширить представления детей старшего дошкольного возраста о мире профессий.
Одни родители предложили помощь в организации экскурсий на предприятия, где они работают. Другие родители стали «виртуальными гостями» группы, подготовив видео-обзор своих рабочих мест.
Был составлен график встреч «Гостя группы» с детьми, определен формат встреч (очный, дистанционный), проведен конкурс рисунков «Кем работают мои родители», тренинг с родителями «Это в наших силах», организован выпуск групповой газеты «Город мастеров». В ходе подготовки к встречам воспитатели группы оказывали тьюторскую помощь родителям – будущим гостям группы: помогали систематизировать материал в соответствии с возрастными особенностями дошкольников; вместе с родителями составляли конспект встречи, включающий беседу, занятие, игры; обговаривали наличие определённых атрибутов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости, повышению активности детей; оформляли выставку или мини-музей в соответствии с темой встречи. Заранее планировалась игровая деятельность с детьми, через которую родитель будет знакомить дошкольников с «делом своей жизни».
В ходе реализации проекта в течение года (с сентября по май) были проведены девять тематических встреч, две из которых прошли в режиме дистанционного общения (ознакомление с профессиями спасателя службы МЧС и программиста) и семь в режиме очного общения (флорист – дизайнер, тренер по йоге, мастер маникюра, повар – кондитер, ветеринарный врач, продавец-консультант, врач-педиатр,).
Внедрение данной технологии помогает решать важные задачи социализации детей, развития их познавательной активности, формирования социально-нравственных чувств: уважения к труду взрослых, гордость за профессию своих родителей. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также укрепляют детско-родительские отношения, повышают родительский авторитет.
Благодаря технологии «Гость группы» ребята получили возможность увидеть, как проходит рабочий день у родителей, узнали об интересных профессиях, сформировалось осознание важности, необходимости и незаменимости каждой профессии через взаимодействие родителями, как социальными партнерами.
Педагоги приобретают новые навыки конструктивного взаимодействия с родителями, в ходе которого возникает более тесный психологический и социальный контакт, проявляющийся в обмене информацией и взаимопонимании.
Таким образом, созданная модель образовательных отношений показала высокую эффективность и полностью себя оправдала. Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений.
Список литературы
1. Королева, М. В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий / М. В. Королева // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 788-791.
2. Кубайчук, Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф., апрель 2015 г., г. Пермь, – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 97-101.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // М.: ТЦ Сфера, 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация режимных моментов с детьми раннего возраста с использованием технологии «Гость группы»
Примерный алгоритм взаимодействия с детьми с использованием технологии "Гость группы"...

Сценарный план организации режимных моментов с детьми раннего возраста с использованием технологии «Гость группы»
пример сценарного плана организации режимных моментов с детьми раннего возраста с использованием технологии "Гость группы"...

Сценарный план организации режимных моментов с детьми раннего возраста с использованием технологии «Гость группы»
Гость группы на зарядке...

ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей Статья: "ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Рассмотрена проблема формирование навыка ранней профориентации....

ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК37 ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВА. С. Никитина, воспитатель, МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка», Астраханская обл....

Формирование первоначальных представлений о медицинских профессиях, в рамках ранней профориентации, у детей раннего и младшего возраста посредством технологии «Гость группы» в ДОУ.
Аннотация: автор рассматривает тему ранней профориентации, посредством технологии «Гость группы», делится собственным опытом.Ключевые слова: ранняя профориентация, «Гость группы&raqu...

Методическая разработка занятия по ранней профориентации с использованием технологии «Гость группы»: «Знакомство со строительными профессиями»
Цель: активизировать интерес детей к строительным профессиям Задачи: Образовательные: дать первоначальное представление о различных специальностях строительных профессий; познакомить с профессией шт...