ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей Статья: "ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
статья
Рассмотрена проблема формирование навыка ранней профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ | 18.62 КБ |
vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi_po_ranney.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
А. С. Никитина, воспитатель,
МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка»,
Астраханская обл.;
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Взрослые рассказывают о своей профессии, семейных традициях, принимают участие в проведении тематических экскурсий. Дети на такой встрече задают гостю различные вопросы, интересуются инструментами, особенностями профессии и выполняемых обязанностей.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, определяющими содержание образовательной работы с детьми в этом направлении, заключается в развитии личности ребёнка, формировании интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения в соответствии с его способностями и индивидуальными особенностями через формирование профессионально ориентационных знаний, умений и навыков.
Главная цель ранней профориентации дошкольников – это развить эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий взрослых. Для знакомства мы используем как традиционные формы: беседы, презентации, чтение произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, создание картотек, оформление лэпбуков, выставки рисунков детей о профессиях, игры, загадки, викторины, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинок с обсуждением и др., так и нетрадиционные [2].
Для развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников необходимым является вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Реализации технологии «Гость группы» при которой мы решаем приоритетную задачу о взаимодействии с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Через инновационную технологию «Образовательная афиша» привлекать людей разных профессий. Учитывая особенности каждой профессии необходимо заранее обсудить с «Гостем группы» ключевые моменты, например специальная одежда, спецтранспорт, инструменты и прочее.
Работу по ранней профориентации в ДОУ необходимо проводить так, чтобы ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного соответствующего методического и наглядного материала [1].
Реализация технологии «Гость группы». Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Ранняя профориентация призвана:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно [3].
В качестве «Гостя группы» у нас был повар дошкольного учреждения. Она рассказала ребятам о своей профессии, пригласила на тематическую миниэкскурсию, конечно были предусмотрены все меры безопасности, поэтому ребята смотрели и слушали, а потом в группе уже поиграли в дидактические игры с настоящей посудой «Накрой на стол», «Что лишнее», «Для компота и для щей». После ухода гостя дети проявили инициативу в сюжетно-ролевой игре «Приготовим мы обед». Также можно завершить встречу чаепитием, угощением фруктами.
С целью обогащения у воспитанников представлений о труде взрослых, нашу группу, посетил папа одного из воспитанников, работающий старшим сержантом дорожно-патрульной службы ЗАТО Знаменск, он рассказал детям о особенностях своей профессии, о форме полицейского, о профессиональном оборудовании и спецтехнике, используемой сотрудниками ДПС во время работы, о том, какими внутренними качествами должен обладать человек, желающий работать в полиции. В игровой форме закрепил с воспитанниками основные знания о дорожной безопасности, правила поведения на дороге, дети учились предвидеть опасность, быть бдительными на проезжей части [5].
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Проведённая работа способствовала обеспечению положительной динамики развития ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы».
Недаром говорят, что дети ‒ это наше будущее, а пока наше будущее ещё маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией [4].
Также технологию «Гость группы» можно использовать как нетрадиционную форму взаимодействия с родителями, имеющую определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, а также способствующую сближению детей, родителей и педагогов. Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребёнок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы.
Технология «Гость группы» вызывает одобрение и радостные эмоции не только у детишек, но и у родителей. Родители видят положительно настроенных воспитателей и персонал ДОУ, что способствует хорошему плодотворному сотрудничеству.
Список литературы:
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. – Балашов : Николаев, 2004. – 52 с.
- Красновский Л. И. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10. – С. 39–44.
- Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности. – Санкт-Петербург : Лема, 2009. – 24 с.
- Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – Москва : Сфера, 2015. –
64 с.
5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – Москва : Гном, 2013.
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО РАННЕЙ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
А.С. Никитина
воспитатель
МКДОУ ГО ЗАТО Знаменск ДС № 7 «Аленушка»
Астраханская обл.;
В данной статье рассматриваются основы профориентационной деятельности в условиях детского сада и семьи. Автор освещает пути реализации ранней профориентации, говорит о её роли в общем развитии детей и приобретении ими необходимых навыков на ранних ступенях развития.
Ключевые слова: ранняя профориентация, воспитание в детском саду. Дети в дошкольном возрасте обладают любознательным нравом и наблюдательностью; их жизнь невозможно представить без экспериментов и творчества. Каждый ребёнок стремится познавать мир и открывать для себя различные виды деятельности, что способствует его всестороннему развитию. Дети дошкольного возраста стремятся показать свою самостоятельность и быть похожими на взрослых в различных аспектах своей жизни. Казалось бы, что профориентация в таком раннем возрасте невозможна, однако это далеко не так. По мнению Алябьевой Е.А., в дошкольном возрасте дети уже в достаточной степени могут проявлять склонности к тому иному виду деятельности; во многом это обусловлено их характером [2]. Некоторые дети могут довольно долго заниматься кропотливой работой по сборке конструктора; другие охотно лепят, рисуют; третьи неусидчивы, но могут быстро решать задачи, сочинять короткие стихи и т.д. Внимательный педагог обязательно подмечает индивидуальные особенности каждого своего подопечного, сильные стороны его личности, на основе чего должно строиться дальнейшее воспитание и гармоничное развитие ребёнка [6]. В дошкольном возрасте дети, как правило, имеют общие представления о мире профессий, тем более что с представителями некоторых из них ребёнок уже мог встречаться. Уже в раннем детстве могут появиться мечты или предпочтения, причём ребёнок может обосновать свой выбор довольно ясно.
Например, после полёта первого человека в космос многие дети захотели стать космонавтами, ведь космонавты считались отважными людьми, занимающимися уважаемой, но нелёгкой работой. Алешина Н.В. считает, что профориентационная деятельность – это глубокий процесс, который подразумевает не только погружение дошкольника в мир взрослых – представителей самых разных профессий, но и тщательное исследование склонностей детей к приобретению тех или иных навыков [1]. Шорыгина Т.А. находит очень много общих черт в тех навыках, которые развиваются у детей в дошкольном возрасте, с теми навыками, которые необходимы людям всех профессий, так называемыми soft skills [4]. Подобные навыки не предполагают овладение какими-то конкретных определённых сфер деятельности; они необходимы каждому человеку независимо от рода его деятельности: умение выстраивать связи и вести эффективную коммуникацию; креативность; способность работать в команде; умение вести эффективную проектную деятельность [5]; умение улаживать конфликты; способность мыслить логически и критически и т.д. Задатки этих навыков присутствуют уже в дошкольном возрасте, т.к. игровая деятельность также подразумевает распределение ролей, выстраивать коммуникацию, улаживать напряжённые моменты общения и т.п. Тем самым воспитатель может проводить целенаправленную работу по систематическому развитию soft skills уже в дошкольном возрасте, что позволит детям стать более общительными, развитыми, умеющими работать в команде. Работая над профориентационными навыками в дошкольном учреждении, за основу следует брать познавательную и игровую виды деятельности, ведь игра – ведущая форма деятельности ребёнка-дошкольника. Ознакомить детей с трудом взрослых можно с помощью занятий, на которых в игровой форме дети узнают о тех или иных профессиях и их особенностях. Воспитатель может также рассказать о тех навыках, которые нужны для овладения той или иной профессией, об инструментах, которые используют специалисты в той или иной сфере [3]. Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдение за трудовым процессом, экскурсии по учреждениям и предприятиям, беседы и встречи с представителями профессий. Всё это способствует развитию у детей ясных представлений о той или иной профессии. Однако одного наглядного восприятия недостаточно; необходим подробный комментарий воспитателя. В процессе дальнейших бесед и рассказов воспитателя уточняются, закрепляются и дополняются сведения, полученные во время наблюдений. Знакомство с профессиями может проводиться и в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить. Это также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей, которые они получили благодаря
непосредственному общению с представителями профессий. Во время таких ситуаций используются разнообразные методы и приёмы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые и т.д.). Развитию представлений дошкольников о труде взрослых, воспитанию уважения к труду также способствуют их продуктивная деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация и т.д. Комбинируя такие занятия с наблюдениями, беседами, чтением художественной литературы, воспитатель должен дать воспитанникам целостное представление о той или иной профессии, её специфике, её взаимосвязи с другими профессиями и т.д. Несомненно, родители – полноправные участники образовательно-воспитательного процесса; они играют огромную роль в формировании представлений о профессиях у детей. Именно в семье формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого взрослого есть своё представление о работе, которое он (нередко подсознательно) передаёт ребёнку [3]. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Тем самым родители дошкольников становятся для них наглядным профориентационным примером. Естественно, дети дошкольного возраста проявляют живой интерес к работе своих родителей, желание стать такими, как их отцы и матери. Участие родителей в профориентационной деятельности может стать неотъемлемой частью их воспитательной деятельности в целом, т.к. необходимо постоянно давать ребёнку сведения о той или иной профессии. Это могут быть доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного. Родитель может выступить как эксперт: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, на каких предприятиях работают специалисты в данной сфере, какую ответственность они несут, плюсы и минусы данной профессии и т.д. Эту информацию обязательно нужно представить в нейтральной форме, чтобы ребёнок сам сделал вывод, например: «Мне нравится быть врачом, потому что врач спасает людям жизнь и здоровье». Особенно ценно, если взрослые рассказывают детям истории из своей практики, делятся эмоциями – уже одно это производит на ребёнка большое впечатление. Воспитатели детских садов могут устроить День или Неделю родительских профессий, для чего в дошкольное учреждение приглашаются родители воспитанников, представляющие ту или иную профессию. Также как детей, так и их родителей можно привлекать к участию в создании фотовыставок, презентаций профессий. Крайне важно, чтобы дети чувствовали: рядом всегда есть взрослые, которые в любой момент готовы прийти им на помощь. Благодаря чуткому руководству взрослых дети становятся более уверенными в своих силах, что пробуждает в них желание активно заниматься и добиваться поставленных целей. Подводя итоги вышесказанному, представляется возможным утверждать, что полученные дошкольниками знания о профессиях, несомненно, способствуют не просто их познанию окружающего мира, но и их становлению как гармонично развитой личности, осознающей важность и нужность любой профессии и уважающей как собственный труд, так и труд окружающих. Проводимая в игровой форме профориентационная работа с дошкольником может существенно повлиять на дальнейший выбор его будущей профессии.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н.В. Алешина. – М.: Педагогическое Общество России, 2000. – 128 с.
2. Алябьева Е.А. Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 230 с.
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. – Балашов: Николаев, 2004. – 158 с.
4. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном, 2013. – 136 с.
5. Колоколова Н.М. Коллективная деятельность студентов / Н.М. Колоколова // Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2015. – С. 42-44.
6. Багринцева О.Б. Активизация ключевых показателей результата деятельности в
области преподавания / О.Б. Багринцева, Л.И. Балашова, Н.М. Колоколова, Л.Д. Кривых,
М.В. Пителина, М.А. Симоненко // Гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (64). – С. 207-213.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019
quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...
«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции
laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...
«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.
laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...
ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей 30 мая 2023 г. г. Астрахань
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Перспективное планирование в старшей группе по ранней профориентации дошкольников
Перспективное планирование в старшей группе по ранней профориентации дошкольников...
Мастер-класс с родителем в подготовительной к школе группе по ранней профориентации дошкольников. Тема: "Знакомство с профессией врача скорой помощи"
Ранняя профориентация дошкольников - это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности. В дестком саду ребёнок получает представл...
ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК37 ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВА. С. Никитина, воспитатель, МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка», Астраханская обл....