План по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
методическая разработка
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад № 6
План по самообразованию по теме
«Влияние устного народного творчества
на развитие речи детей 3-4 лет»
Подготовила воспитатель:
Кондюрина Светлана Николаевна
г. Оренбург
2021 – 2022 год
Актуальность
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.
Методическая работа:
- Выбор и определение темы самообразования.
- Планирование работы по теме самообразования.
- Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта педагогов на интернет сайтах.
- Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.
- Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
- Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов.
- Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме.
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр)
Месяц | Формы работы | |
с детьми | с родителями | |
сентябрь | Показ настольного театра по сказке «Колобок».
Разучивание и проговаривание потешек.
Применение потешек в режимных моментах. |
Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Консультация «Потешки в помощь маме».
|
октябрь | Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.
Досуг «Вечер загадок». | Рекомендации «Активизация словарного запаса ребенка 3-4 лет. Игры с загадками».
Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника» |
ноябрь | Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка»
Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»
Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы) | Консультация «Как организовать домашний театр».
ЛЭПБУК «Народные сказки» |
декабрь | Хороводы, народные подвижные игры.
Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Теремок». | «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Консультация для родителей«Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм» |
январь | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)
Знакомство с театром на руке. |
Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»
|
февраль | Разучивание песен и стихов про Масленицу.
Знакомство с пословицами, чисто говорками и поговорками.
«Веселые считалочки» | Советы родителям «Фольклор в развитии речи детей»
Рекомендации «Использование чисто говорок и скороговорок для развития голосового аппарата, закрепления звукопроизношения».
Папка – передвижка «Волшебный мир считалки»
|
март | Знакомство с закличками, потешками о солнце.
Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок. |
Рекомендации для родителей «Разговорчивые игры» |
апрель | Разучивание потешек, песенок, скороговорок.
Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» | Консультация: «Почитай мне сказку, мама»
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
|
май | Игры-драматизации по знакомым сказкам. |
Занятие по развитию речи. «Устное народное творчество. Потешки»
Презентация проекта «Устное народное творчество для развития речи детей 3 – 4 лет»
|
Предполагаемый результат:
1) у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;
2) повысится уровень речевого развития детей раннего возраста;
3) повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 2015-2016 учебный год
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, Когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и...

Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные сл...

Программа по самообразованию педагога "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа разработана для младшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педа...

План по самообразованию Тема "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСКИЙ САД №2 "РОМАШКА" Программа личностного саморазвития педагога Разработала: во...

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта....
План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». 2017-2018 учебный год
План по самообразованию. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» на 2017-2018 учебный год...