План по самообразованию на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
методическая разработка

Кондюрина Светлана Николаевна

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

                                            Детский сад № 6

                                                                                                                                                                                                                   

         План по самообразованию по теме

  «Влияние устного народного творчества

          на развитие речи детей 3-4 лет» 

http://asienda.ru/data/cache/2016aug/21/21/544025_42516.jpg

                                                                             Подготовила воспитатель:

                                                              Кондюрина Светлана Николаевна

     

                                               

                                               г. Оренбург    

                                            2021 – 2022 год

                                                        Актуальность

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.                                                                                                              Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Методическая работа:

  • Выбор и определение темы самообразования.                                                                              
  • Планирование работы по теме самообразования.                                                                       
  • Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета, изучение опыта педагогов на интернет сайтах.             
  • Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.                                                                                                           
  • Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.                                                                                                                                  
  • Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов.                                    
  • Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме.
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр)

Месяц

Формы работы

с детьми

с родителями

сентябрь

Показ настольного театра по сказке «Колобок».

 

Разучивание и проговаривание потешек.

 

Применение потешек в режимных моментах.

 

Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

 

Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

Консультация «Потешки в помощь маме».

 

октябрь

Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

 

Досуг «Вечер загадок».

Рекомендации «Активизация словарного запаса ребенка 3-4 лет. Игры с загадками».

 

Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника»

ноябрь

Театрализованная постановка русских народных сказок «Теремок», «Репка»

 

Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»

 

Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы)

Консультация «Как организовать домашний театр».

 

 

 

ЛЭПБУК «Народные сказки»

декабрь

Хороводы, народные подвижные игры.

 

 Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Теремок».

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

 

Консультация для родителей«Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм»

январь

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек)

 

Знакомство с театром на руке.

 

Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

 Мастер – класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

 

февраль

Разучивание песен и стихов про Масленицу.

 

Знакомство с пословицами, чисто говорками и поговорками.

 

«Веселые считалочки»

Советы родителям

«Фольклор в развитии речи детей»

 

 

Рекомендации «Использование чисто говорок и скороговорок для развития голосового аппарата, закрепления звукопроизношения».

 

Папка – передвижка «Волшебный мир считалки»

 

март

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

 

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

 

Рекомендации для родителей

«Разговорчивые игры»

апрель

Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

 

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Консультация: «Почитай мне сказку, мама»

 

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

 

май

Игры-драматизации по знакомым сказкам.

 

Занятие по развитию речи. «Устное народное творчество. Потешки»

 

Презентация проекта «Устное народное творчество для развития речи детей 3 – 4 лет»

 

Предполагаемый результат:

1) у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;

2) повысится уровень речевого развития детей раннего возраста;

3) повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 2015-2016 учебный год

Воспитание, полученное человеком,  закончено, достигло своей цели, Когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и...

Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные сл...

План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педа...

План по самообразованию Тема "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСКИЙ САД №2 "РОМАШКА"      Программа личностного саморазвития педагога  Разработала: во...

Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу,  показатель его способностей и таланта....

План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». 2017-2018 учебный год

План по самообразованию. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» на 2017-2018 учебный год...