Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_mamy.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Красноборский детский сад «Колосок».
Утверждаю:
Заведующая МДОУ
Красноборский д/с «Колосок»
Молева С.В.
Принята на педагогическом совете
Протокол № от ____ 20 г.
Программа по самообразованию.
Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Составила воспитатель
Шаргавнина Н.А.
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность выбранной темы
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практический выход |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. | Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами |
Работа с детьми | Октябрь | Отгадывание детьми загадок.Приобрести в группу раскраски по р.н.сказкам | Досуг «Вечер» |
Ноябрь | Театрализованная постановка | Инсценировка русской народной сказки «Теремок» | |
Февраль | Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. | Развлечение «Широкая Масленица» | |
Март | Пальчиковые игры на основе русских народных потешек | Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». | |
Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» | |
Работа с родителями | Ноябрь – Январь | Консультация: «Почитай мне мама сказку,или с какими книжками лучше дружить. Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. | «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей) |
Апрель | Совместное творчество детей и родителей на тему «Моя любимая сказка». | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Самореализация | Март | Консультация «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки» | Консультация для родителей«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» |
Апрель | Открытый показ НОД во второй младшей группе. | Открытое занятие по развитию речи «Устное народное творчество. Потешки» | |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования | Выступление на родительском собрании, создание презентации. |
Список литературы.
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
- Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 2015-2016 учебный год
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, Когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и...
Программа по самообразованию педагога "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа разработана для младшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Актуальность темы: Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педа...
План по самообразованию Тема "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСКИЙ САД №2 "РОМАШКА" Программа личностного саморазвития педагога Разработала: во...
План работы по самообразованию. Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». 2017-2018 учебный год
План по самообразованию. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» на 2017-2018 учебный год...
Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Программа по самообразованию.Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Влияние устного народноготворчества на развитие речи детей 3-4 лет"...