План по самообразованию Тема "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет"
материал (средняя группа) на тему

Митрофанова Марина Евгеньевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСКИЙ САД №2 "РОМАШКА"

 

 

 

 

 

 

Программа личностного саморазвития педагога

 

 

Разработала: воспитатель

Митрофанова

Марина Евгеньевна

 

 

 

 

городской округ город Выкса,2017

2017-2018 учебный год.

Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет ".

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:

1. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Приобщать детей к русскому фольклору.

3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы.

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

       Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

       Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

       Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 

Содержание работы по самообразованию.

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность.

1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.

2. Использование методики на ООД, в свободной

 деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

3. Изучение методик и технологий в интернете.

4. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

5. Анкетирование родителей " Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"

6. Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:

- повышение  интереса  к устному народному творчеству;

-обогащение устной речи;

-развитие фантазии и воображения;

-формирование у родителей представлений о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;

-расширение представлений о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samorazvitiyu_2017-18gg.docx61.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСКИЙ САД №2 "РОМАШКА"

Программа личностного саморазвития педагога

Разработала: воспитатель

Митрофанова

Марина Евгеньевна

городской округ город Выкса,2017

2017-2018 учебный год.

Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет ".

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Задачи.

Работа над программой личностного саморазвития поможет мне:

1. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Приобщать детей к русскому фольклору.

3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы.

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

       Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

       Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

       Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Содержание работы по самообразованию.

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность.

1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.

2. Использование методики на ООД, в свободной

 деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

3. Изучение методик и технологий в интернете.

4. Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет».

5. Анкетирование родителей " Устное народное творчество в жизни вашего ребенка"

6. Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:

- повышение  интереса  к устному народному творчеству;

-обогащение устной речи;

-развитие фантазии и воображения;

-формирование у родителей представлений о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;

-расширение представлений о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Перспективный план по самообразованию "Роль устного народного творчества в развитие речи детей ясельного возраста"

Перспективный план по самообразованию на тему "Роль устного народного творчества в развитии речи детей ясельного возраста"...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию: "Влияние устного народного творчества на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста"...