Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании.
статья
Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании.
Лопатина Юлия Васильевна, МДОУ детский сад №3 пгт Кокуй Сретенского района Забайкальского края, воспитатель.
Изменения и реформы современной системы образования заставляют нас искать новые ответы на вопросы воспитания. Можно найти много идей и подсказок для решения современных проблем в работе с детьми дошкольного возраста, если обратиться к педагогическим мыслям прошлого. Константин Дмитриевич Ушинский по праву считается основоположником русской дошкольной педагогики. Среди всех педагогических идей Ушинского, яркой строкой выделяются идеи народности воспитания, реформирования народной школы. Предложенная им система народного воспитания, актуальна и в наше время. Она отвечает потребностям, интересам народа, направлена на воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества. Многие известные педагоги последующих поколений основывали свои труды на основе деятельности Ушинского.
К.Д. Ушинский оставил огромное научное и творческое наследие, которое и сейчас изучается, пропагандируется, обогащает современную педагогическую теорию и практику, является надёжным помощником в нелёгком деле воспитания дошкольников.
Педагоги и сейчас используют в организации и проведении образовательного процесса ценнейшие советы и дидактические принципы воспитывающего обучения, которые дал Константин Дмитриевич. Принципы обучения: наглядность, систематичность, последовательность, основательность и прочность усвоения материала, разнообразие методов обучения, не утратили своего значения и в наше время.
К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка — с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.
Он писал: «Ничто не противоречит так природе ребёнка, как засадить его за одну азбуку, не давая ему в это время никаких других занятий, и держать его за этой азбукой по несколько часов, а когда он, наконец, её одолеет перейти к такому же занятию складами и т.д. За время занятия дети должны почитать, посчитать, порисовать, пописать, пропеть песенки».
Константин Дмитриевич придавал большое значение развитию речи детей дошкольного возраста, используя для этого рассказывание по картинкам, произведения народного творчества: пословицы, прибаутки и загадки. Сказки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, мы применяем как одну из современных технологий, направленных на развитие речи. Дети и сейчас очень любят слушать русские народные сказки в обработке Ушинского, например, такие как «Репка», «Мужик и медведь», «Колобок» и т. д., а также сказки, написанные самим Ушинским. Ни для кого не секрет, что сказка с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. А загадки развивают любознательность, сообразительность, наблюдательность, логику. Пословицы развивают память, умение образно описать предмет. Юмористический жанр фольклора - прибаутки развивает ребёнка, доставляет ему радость, дарит массу положительных эмоций. С их помощью устанавливается тесный контакт между взрослым и ребёнком. Сказки также помогают ребёнку познать окружающий мир, научится различать добро и зло. Счастливый конец сказки воспитывает оптимизм в ребёнке, уверенность в преодолении любых трудностей.
В настоящее время произведения Ушинского особо актуальны и в связи с введением в дошкольном образовании новой программы воспитания, целью которой является воспитание у детей духовности, нравственности, патриотизма. В его произведениях, с которыми мы знакомим детей, таких как: «Ветер и солнце», «Четыре желания», «Два плуга», «Как рубашка в поле выросла» и др. отражены все эти направления.
По мнению К.Д.Ушинского «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка». Он считал основным свойством детей дошкольного возраста «жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира» и рекомендовал взрослым в общении с детьми поощрять их в порывах к самостоятельной деятельности. Но при этом продуманно и умело руководить их деятельностью. Не допускать «ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности».
В золотой фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. вошли разработанные Ушинским ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов. Во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их "сидячими занятиями" и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности. Следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности.
И сегодня педагоги активно применяют эти идеи великого учёного в ходе исследований на занятиях по познавательно - экспериментальной деятельность, во время прогулок, в самостоятельной детской деятельности. Дети знакомятся с разными материалами, явлениями, их свойствами и особенностями. А правильно организованная предметно - развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, проверить свои силы, способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Уголок «уединения» в группе, позволяет ребёнку посидеть с любимой игрушкой, подумать, помечтать.
"В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями" - писал К.Д. Ушинский. Он также отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка, для того чтобы развивать его необходима особая театральная деятельность. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры.
Традицией нашего детского сада на протяжении долгих лет является проведение театральной недели. Каждая возрастная группа готовит постановку спектакля и показывает всем детям сада. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии и воображения. Дети становятся более открытыми, общительными, раскрепощенными. Они учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому работу по театральной деятельности мы проводим и каждую неделю, используя разные приёмы и технологии.
К.Д. Ушинский создал оригинальную теорию детской игры, придавая ей огромное воспитательно-образовательное значение. Он утверждал: «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Потому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем общественном поведении человека». При этом учёный считал, что большое значение в формировании поведения детей имеют социальные, ролевые игры и их направленность.
«В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений». «Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». В практике мы предлагаем детям различный материал для игры, соответствующий их возрасту и содействующий выполнению поставленных задач воспитания. Игра используется как основное средство воспитания и развития детей по всем направлениям. Для этого в работе используются картотеки разнообразных игр: народных, дидактических, пальчиковых, подвижных, экологических, театрализованных.
К.Д. Ушинский писал: «Время для детских игр отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. Соответственно, в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться».
Идеи Ушинского прослеживаются в рабочей программе воспитания нашего детского сада, согласно которой мы планируем свою работу по приобщению детей к труду. В ней говорится: «Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду».
К. Д. Ушинский также наиболее естественной средой воспитания дошкольников считал семью и в связи с этим одним из первых определил задачи семейного воспитания детей, права и обязанности родителей.
«Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, — писал он, — приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, — право на правильное и доброе воспитание».
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от N 273-ФЗ особо подчеркивается, что главными воспитателями детей являются родители. Именно в семье должны закладываться такие моральные ценности, как трудолюбие, совестливость, культура жизни, труда и быта.
К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования и к личности детской “садовницы”. Он представлял ее «обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их». Современный педагог «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком».
Педагог по — Ушинскому тот, «кто имеет целостность, беззаветную искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не торгуется с самим собой». «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Эта позиция Ушинского особенно актуальна в наши дни. Его идеи вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.
Список использованных источников:
https://урок.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования
Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...

Наследие К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании
Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое опр...
Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию сп...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования.
К.Д. Ушинский об образовании....

Идеи К.Д.Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.
В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошк...

Педагогические идеи К.Д. Ушинского в современной системе образования
К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог - систематически изучать детей в процессе воспитания и учитывать психологические особенности детей....