Диагностические технологии в работе учителя-дефектолога
консультация
Диагностическое направление работы учителя-дефектолога включает в себя: первичное психолого-педагогическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, промежуточные и итоговое психолого-педагогическое обследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическое направление работы учителя-дефектолога включает в себя: первичное психолого-педагогическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, промежуточные и итоговое психолого-педагогическое обследование.
Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводятся изучение уровня умственного развития ребенка, анализ продуктивной работы (качественная характеристика ошибок), наблюдение за учащимися в непосредственно образовательной и игровой деятельности и по необходимости дополнительное изучение сформированности умений и навыков.
Основная задача диагностики — прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших проблем.
Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.В. Лебединский):
- комплексности,
- целостности,
- всесторонности,
- системности,
- динамичности.
Огромную роль в организации коррекционного процесса играет качественная своевременная диагностика нарушений. Диагностическая работа начинается с ориентировочного этапа, целью которого является сбор анамнестических данных, изучение документации, изучение работ ребёнка, наблюдение за ребёнком в игровых и режимных моментах, беседы с родителями. Нужно обращать внимание на заключение невролога, логопеда и психиатра детских поликлиник.
Затем на диагностическом этапе обследования выясняется: какие высшие психические функции, навыки и умения ребёнка сформированы, какие не сформированы к моменту обследования, какие факторы влияют на проявления дефекта. Этот этап включает обследование восприятия, внимания, памяти, мышления дошкольника, уровня развития его моторных, графо-моторных и конструктивных навыков, уровня развития математических представлений, а также задания, направленные на изучение уровня развития связной речи дошкольников.
Для этого используются методики обследования Е.А. Стребелевой, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, С.Д. Забрамной и других. А также методики Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурии, А.П.Нечаева, Р.С. Немова, Н.Л. Белопольской, С.Я. Рубинштейн и других. В качестве материалов для исследования помимо картинного материала используются счётный материал, конструкторы, пирамидки, матрёшки, сортеры, вкладыши, пазлы, шнуровки, элементы методики М. Монтессори и т.д.
На третьем этапе (аналитическом) идёт интерпретация полученных данных и заполнение протокола обследования.
Четвёртый этап - прогностический: выясняются основные направления коррекционной работы, решаются вопросы об индивидуальном образовательном маршруте или программе. Планомерное последовательное диагностирование даёт яркую картину маршрута (направление, в котором необходимо работать).
В заключении проводится информирование педагогов, родителей через беседы и индивидуальные консультирования, выступления на заседаниях ППк (при необходимости).
Такая система даёт возможность не только обследовать воспитанника, но и дать прогнозированный результат, на который работает учитель-дефектолог.
В конце года в те же четыре этапа проводится итоговое обследование с целью определить динамику развития детей и степень достижения поставленной цели обучения.
В течение года по необходимости проводится промежуточная диагностика детей.
Таким образом, диагностика, как систематические этапные наблюдения за динамикой развития дошкольников определяет, а затем и проверяет целесообразность выбранных методов и приемов обучения, решает коррекционно-развивающие задачи. Анализ результатов позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, разработать индивидуальный маршрут. Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка, позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - дефектолога
Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно - гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего возраста
В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Использование компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога
Презентация для выступления на педсовете...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога и учителя - логопеда с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.
Учитель-логопед/|дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.Использование современ...