Проект "Элементарное музицирование"
проект (младшая группа)

Щербакова Нелли Николаевна

Интегрированный проект

для детей первой младшей группы

«Элементарное музицирование»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130                

__________/В.Г. Александрова

 Пр. № _______от   «      » ______ 2024 г.

Интегрированный проект

для детей первой младшей группы

«Элементарное музицирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Музыкальный руководитель Щербакова Н. Н.  

 

 

 

г. Калининград, 2024

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Элементарное музицирование»

Вид проекта

Долгосрочный

Разработчик проекта

Щербакова Н.Н.

Основные исполнители проекта (участники)

Воспитанники первой младшей группы №1

Воспитатели первой младшей группы №1

Родители

Место реализации проекта

Г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с 130

Цель

Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости, содействие оздоровлению и релаксации у детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах.

Основные задачи

1.Способствовать формированию развития музыкальных способностей детей раннего возраста.

2. Формировать познавательную активность к музыкальным игрушкам.

3. Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах.

4. Вовлекать в игру на музыкальных инструментах и музыкальных игрушках всех детей, стимулируя развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального развития детей раннего возраста.

Гипотеза

Данный проект  будет способствовать открытию у детей мира музыкальных звуков, они осознаннее почувствуют и начнут различать красоту звучания различных инструментов. У них улучшится качество пения, музыкально-ритмических движений. Таким образом, музыкальная деятельность и творчество помогут превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.

Ожидаемые результаты реализации проекта

К концу года дети должны научиться  использовать музыкальные игрушки и инструменты в соответствии с играми, танцами, песнями.

Уметь воспроизводить звучание тихо и громко. Узнавать ассоциации музыкальных инструментов (металлофон – капельки дождя, барабан – мишка косолапый и т. д.)

Критерии эффективности проекта

Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской музыкальной деятельности, предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и родителей.

Основные принципы проекта

Доступность – учёт возрастных особенностей. Систематичность и последовательность – постепенная подача материала и частое повторение.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012                                                                                 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Обеспечение проекта: материально-техническое

Музыкальный центр, различные детские музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель Щербакова Н.Н.

Разработку проекта «Элементарное музицирование»

с  сентября 2024 по апрель 2025 г. г.                                                подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                           Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с 130                                           В.Г.Александрова

Актуальность:

Ведущий вид деятельности ребёнка в раннем возрасте – непосредственное эмоциональное общение с окружающим. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоции они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для развития ребёнка очень ценно. Музыка, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.

Удивителен мир звуков, окружающий малышей. Их так много и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только научить слышать эти звуки, понимать их. Сопоставлять их с чем либо (колокольчик – звучание сосулек зимой, барабан – мишка идёт по лесу и т.д). Игры звуками – это ничем не ограниченный полёт фантазии,  свобода самовыражения, а так же творчество – исследования. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей форма является самым простым и самым прямым путём к развитию музыкальности.

Музыкальные инструменты, игрушки – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети всегда хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребёнка символ музыки, тот, кто играет на нём – почти волшебник.

Музыкальная деятельность с различными музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма малыш способен сосредотачивать своё внимание. Желание вновь пережить определённое состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности, а так же одновременно с этим развиваются музыкальные способности ребёнка.

Несмотря на игровой характер и многообразие форм и методов, используемых в непосредственно музыкальной деятельности  детей раннего возраста, были выявлены некоторые часто встречающиеся трудности:

- дети от 1,5 до 2,5 лет часто имеют ограниченный словарный  запас, что затрудняет общение с ними;

- в период адаптации у детей возникают сложности в общении с воспитателем и музыкальным руководителем, нежелание участвовать в какой либо деятельности.

В итоге были определены цель и задачи.

 

 

 

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости, содействие оздоровлению и релаксации у детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах.

         Задачи проекта:

1.Способствовать формированию развития музыкальных способностей детей раннего возраста.

2. Формировать познавательную активность к музыкальным игрушкам.

3. Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах.

4. Вовлекать в игру на музыкальных инструментах и музыкальных игрушках всех детей, стимулируя развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального развития детей раннего возраста.

Срок реализации проекта: долгосрочный

         Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны научиться  использовать музыкальные игрушки и инструменты в соответствии с играми, танцами, песнями.

Уметь воспроизводить звучание тихо и громко. Узнавать ассоциации музыкальных инструментов (металлофон – капельки дождя, барабан – мишка косолапый и т. д.)

Вид проекта - интегрированнный

Участники проекта: дети, взрослые – музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

 

Этапы проектной деятельности

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

 

1. Этап подготовительный.

Составление перспективного плана по развитию музыкальных способностей  детей раннего возраста.

Начинать знакомство малышей еще до непосредственно музыкальной деятельности, когда прихожу в период адаптации знакомиться с детьми. Приношу в группу игрушку или перчаточную куклу. Игрушки  незаменимы для установления контакта с детьми раннего возраста. Вместе с игрушкой они охотно танцуют, играют. Зайчик знакомит деток с погремушкой, барабаном и т.д.

На последующих занятиях кукла Катя приносит колокольчик или дудочку, побуждая малышей к активному проявлению эмоций через движение под музыку, мимику, игру на музыкальных игрушках и музыкальных инструментах в сопровождении взрослого.

 

2. Этап основной: работа с детьми.

Тема

Цель

Музыкальные произведения, атрибуты.

Октябрь

«В гостях у Петрушки -весёлой игрушки»

 

Познакомить детей с погремушкой, развивать умение держать ее в руках, звенеть ей, стучать по ладошке.

Игрушка - Петрушка, погремушки по количеству детей.

«Танец с погремушками» Е. Макшанцева

«Игрушки-погремушки»

Продолжать знакомить с контрастным звучанием погремушек.

 

«Сеньор-бубен»

 

Знакомить детей с бубном и его звучанием. Учить различать звучание бубна и погремушки. Учить узнавать и называть «бубен» и «погремушки». 

Бубен и погремушки по количеству детей.

                           

«Кто  как звучит»

Закрепление умений и навыков, приобретенных на предыдущих занятиях.

«Весёлый бубен»

М. Картушина

Ноябрь

«Весёлый барабан»

 

Закрепление умения пользоваться уже знакомыми музыкальными инструментами. Познакомить детей с барабаном.

Барабан, бубен, погремушки.

Пьеса «Барабанщик»

Муз. Д. Кабалевского

 

«Волшебный сундучок»

 

Закрепление знаний о музыкальных инструментах. Умение показывать и называть правильно музыкальные инструменты.

«Волшебный сундучок» с музыкальными инструментами.

«Вот какая дудка»

 

Создавать у детей радостное настроение. Познакомить детей с дудочкой. Учить извлекать звук из этого инструмента. Побуждать детей к активному участию в играх, танцах. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами «дудочкой». 

 

«Дудочка» Е. Макшанцева

Музыкальная игра

 

 

«Узнай по слуху»

Игрушки-погремушки по количеству детей, игрушки -

узнавать и правильно извлекать звук из музыкальных инструментов.

Игра «Дудочка»

 Сл. и муз М. Картушиной

Декабрь

«Кто у нас в гостях»

 

Закрепить умения, полученные на предыдущих занятиях. Способствовать развитию музыкального слуха.

 

«Интересно пошумим» музыкальные инструменты: дудочка. Барабан, погремушки, шумелки.

«Весёлые капельки»

 

Закрепить умения узнавать и показывать нужные музыкальные инструменты по просьбе педагога. Познакомить с новым музыкальным инструментом – металлофоном.

 

«Сосульки весело звенят». Вызывать у малышей ассоциации  на музыкальные инструменты: сосульки звенят - играет металлофон, ходит Мишка косолапый – барабан, бежит ручеёк-металлофон (глиссандо).

«Поиграем в прятки»

 

Совершенствовать умение пользоваться музыкальными инструментами. Учить отгадывать инструменты по слуху и показывать их.

«Угадай и покажи»

(погремушки, бубен, металлофон, дудочка, шумелки).

 

«Наш весёлый Снеговик»

Создавать у детей радостное настроение. Побуждать детей к активному участию в играх и песнях. Закреплять умения и навыки в использовании музыкальных инструментов.

Игрушка – Снеговик. Музыкальные игрушки,  шумелки по количеству детей.

«Наш весёлый хоровод»

Дети танцуют с музыкальными инструментами. Затем меняются ими друг с другом.

Январь

«Зайчики и лисичка»

 

Закреплять умения использовать музыкальные инструменты. Развивать музыкальность детей. Вызывать у малышей желание участвовать в играх, плясках с музыкальными инструментами.

 

Игрушка - Лисичка и зайчик. Дети помогают зайчику прогнать лисичку с помощью музыкальных инструментов. (погремушки, бубен, колокольчик).

 

«Вот, как ловко мы играем».

 

Познакомить детей с колокольчиком. Активизировать деятельность детей с музыкальными инструментами. Развивать двигательную активность детей с помощью музыкально-дидактических игр. 

«Выбери и принеси» музыкально-дидактическая игра (дети находят и приносят музыкальному руководителю те музыкальные инструменты, которые он называет).

«Лисичка-сестричка и бубен»

 

Совершенствовать музыкально - ритмические движения в играх, плясках. Продолжать развивать умения использовать музыкальные атрибуты.

Игрушка лисичка. Музыкальный инструмент-бубен.

 

«На что это похоже?»

Знакомить с новыми музыкальными инструментами – ложками (скачет лошадка). Учить правильно извлекать звук с помощью ложек.

Игра «Лошадка», музыкальные инструменты -деревянные ложки. Игрушка – лошадка.

Февраль

«По тропинке мы пойдем»

Развивать умение в использовании музыкальных инструментов (бубен-ударять, погремушка -звенеть, и т.д.). Продолжать знакомить детей с металлофоном, колокольчиком. Закреплять умение различать тембровое звучание (тихо-громко) Музыкально-ритмические движения-поскоки.

«Скачем на лошадке»

-поскоки.

Музыкальные инструменты-ложки.

«Выбери и покажи»

Развитие музыкальных ассоциаций - «скачет лошадка»-ложки, «бежит ручеек»-металлофон, «звенят сосульки» - колокольчик.

 

«Волшебный снежок»

 

Продолжить знакомить детей с новыми музыкальными инструментами- маракасы. Закреплять полученные навыки ранее, способствовать развитию музыкально-ритмических движений.

«Танец с погремушками» М. Картушиной

Погремушки по количеству детей.

«Наш оркестр»

Музыкальные инструменты по количеству детей.

«Колобок пришёл к нам в гости»

Создавать у детей радостное настроение. Способствовать двигательной активности детей при помощи музыкальных игр, игр с музыкальными инструментами, танцев.

Музыкальные инструменты, шумелки, бубен, маракасы.

 

«Кто быстрей ударит в бубен»

Побуждать детей к активности в играх. Развивать интерес к музыкальным играм и музыкальным инструментам.

«Вот какой наш бубен»

Ведущему дают бубен, затем он передает его следующему ребёнку в ходе игры.

Март

«Солнышко и тучки»

 

Продолжать знакомить детей с грустной и спокойной музыкой, а также с веселой и бодрой. Закреплять знания о музыкальных инструментах, умение их использовать. Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. Дождик весёлый – быстрые капельки (удары по металлофону быстрые)

Весёлый дождик»

«Сердитый дождик»

металлофон

 

 

 

«Колокольчик, позвени»

 

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя музыкантом, выполнить ведущую роль в игре. Проводить индивидуальную работу с детьми.

Продолжать знакомить детей с шумелками (тихо - громко).

Учить находить ассоциации (тихо журчит ручеёк, громко - гремит гром)

Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального  слуха у детей.

«Веселый колокольчик»

«Давайте пошумим!»

Колокольчики по количеству детей. Шумелки, и другие музыкальные инструменты по количеству детей.

 

«Звонко капают капели»

 

 Продолжать знакомить детей с шумелками (тихо-громко).

Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. «Бежит озорной ручеёк» -глиссандо на металлофоне. Закреплять ритмические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

«Наши дети молодцы»

Музыкальные инструменты по количеству детей.

«Оркестр»

«Что звучит?» (в волшебной коробочке инструменты)

 

«Поищи меня, дружок»

Создавать у детей радостное настроение. Развивать двигательную активность детей.

«Наш оркестр»

Музыкальные инструменты по количеству детей.

«Весенний переполох»

Выбрать  инструменты, которые ассоциируются с весной (колокольчик - капают капельки дождя, металлофон-ручеек и т.д.)

Апрель

«Весёлый оркестр»

 

Продолжать знакомить детей с музыкой разного характера, что способствует развитию музыкального  слуха у детей

Дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя музыкантом, исполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение.

«Поиграем дружно»

Инструменты по количеству детей.

 

«Весёлая капель и гром»

 

Учить находить ассоциации (тихо журчит ручеёк, громко-гремит гром) Развивать умение сравнивать музыку. Капает дождик – удары палочкой по металлофону. Создавать у детей радостное настроение.

«Колокольчики мои»

Колокольчики по количеству детей и барабан.

 

«Поиграем в прятки»

 

Под музыку (тихо-громко) дети ищут музыкальную игрушку, или игрушку, которая приходит к ним в гости. Каждому ребёнку дать почувствовать себя музыкантом, исполнить ведущую роль в игре. Создавать у детей радостное настроение.

«Поищи меня дружок»

Дети ищут знакомую игрушку. В заключении игры дети играют на знакомых инструментах.

«Оркестр» инструменты по количеству детей.

 

 

«Кто к нам в гости приходил»

 

Создавать у детей радостное настроение. Побуждать их к активным действиям: участию в сюжетных играх, отвечать на вопросы «ассоциация звуков и предметов». Звук ручейка, капает капель, гремит гром, идет медведь - бежит мышка.

 

«Мишка и мышка»

«Ручеёк и дождик»

«Зайчик и медведь»

Все инструменты перед глазами детей, ребёнок выбирает нужный музыкальный инструмент и извлекает звук.

Также  проведение индивидуальной  работы с детьми, рассматривание музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, игра с ними.

 

Работа с родителями:

Беседа  с родителями о важности развития музыкального слуха у детей раннего возраста.

Консультации для родителей:

- «Музыкальные игрушки в жизни ребёнка»

- «Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста при помощи музыкальных инструментов»

- «Поиграй со мною, мама!»

- «Музыка природы»

 

3. Этап – итоговый.

  

1. Обогащение опыта и знаний детей через игру, с использованием музыкальных инструментов.

 

2. Консультация для воспитателей:

- «Важность развития музыкальных способностей детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

 

Ресурсное обеспечение проекта:      

 

1.     М.Ю Картушина  Методика работы с ранним возрастом.

2.     Элементы программы Т.Э. Тютюнниковой  «Элементарное музицирование с дошкольниками»

3.     И.Каплунова И.Новоскольцева 2007г. Издательство «Композитор-Санкт-Петербург»  «Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением.

4.     М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» театрализованные развлечения для детей 2-3 лет Москва 2005 г «Творческий центр»

5.      С. Коротаева «Здравствуй музыка! ». (Брошюра) СПб, 2008г.

6.      Курсы повышения квалификации по теме: «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные технологии». На базе ГБДОУ № 90 СПб май. 2012г. (Материалы лекции.)

7.      А. И. Кудрявцева. Конспекты: «Зрелище для малышей», (курсы повышения квалификации, 2007г.)

8. Е.Д. Макшанцева «Детские забавы» Москва «Просвещение» 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...

Элементарное музицирование с дошкольниками

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах...

Занятия элементарным музицированием в старшей группе.

Презентация по музыкальному музицированию в старшей группе по занятиям.Даны - содержание занятия, оборудование, програмный материал и методика проведения....

Тематическое музыкальное занятие с элементами творческого музицирования для средней группы дошкольного возраста

ОРЕХОВАЯ МУЗЫКА Разработала Кепко Ольга Николаевна – музыкальный руководитель ГБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №60 Приморского района Санкт – Петербурга...